Решение от 21.12.2011 по иску Мельниковой Н.С. к ГУ ПФР в Большеуковском районе о признании права на досроное назначение пенсии по старости



                                              Р Е Ш Е Н И Е                                              именем Российской Федерации

Большеуковский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Рязановой О.А.

при секретаре Кользиной А.Г.,

с участием представителя ответчика по доверенности Лупейкиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Большие Уки 21 декабря 2011 года

гражданское дело № 2-511/2011 по иску Мельниковой Н.С. к Государственному учреждению - Отделу пенсионного страхования Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеуковском районе Омской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения,

У С Т А Н О В И Л:

Мельникова Н.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделу пенсионного страхования Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеуковском районе Омской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В заявлении истица ссылается на то, что стаж ее медицинской деятельности составляет более 30 лет работы смешанного стажа (работа в городе и сельской местности), что дает ей право на досрочное назначение пенсии по старости. Однако, при обращении за назначением пенсии, ей в этом было отказано по следующим основаниям.

В стаж, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве врача-интерна в стоматологической поликлинике <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога <данные изъяты> - всего 1 год 6 месяцев 27 дней, поскольку данное учреждение не поименовано Списком № 464 от 6 июля 1991 года Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденного Приказом Минздрава России от 03.11.1999, Списком № 781 от 29.10.2002. Также не включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - всего 1 год 1 месяц 2 дня нахождения на курсах повышения квалификации. Считает необходимым назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за таковой, с 15 августа 2011 года.

Истец Мельникова Н.С. в судебное заседание не явилась. О времени и месте судебного разбирательства была уведомлена своевременно, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие

Согласно п. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Представитель ГУ - Отдел пенсионного страхования ПРФ в Большеуковском районе по доверенности Лупейкина И.В. исковые требования Мельниковой Н.С. не признала в полном объеме. Пояснила, что курсы повышения квалификации и ученические отпуска не могут быть включены в стаж работы, поскольку указанные периоды не поименованы в списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5, утвержденного Постановлении Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 29 и Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г.. Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве врача-интерна в стоматологической поликлинике <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога стоматологической поликлиники <данные изъяты> также не подлежит включению в специальный стаж работы, поскольку данное учреждение не поименовано Списком № 464 от 6 июля 1991 года, Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.11.1999 года № 395, Списком № 781 от 29.10.2002. Исходя из этого, на момент обращения Мельниковой Н.С. за назначением пенсии по старости досрочно, она не имела необходимого стажа работы.

     Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.

     Ст. 27 п.1 пп.20 «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Решая вопрос о включении периода нахождения Мельниковой Н.С. на курсах повышения квалификации с отрывом от основной деятельности в стаж в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению частично.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Факт направления истца работодателем на курсы повышения квалификации с отрывом от основной работы подтверждается материалами дела (л.д. 24-31, 34-42), записями в трудовой книжке Мельниковой Н.С. (л.д. 13-17).

В силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В этой связи не допускается необоснованное ограничение объема прав, сокращение гарантий, механизмов правовой защиты.

При таком положении не включение в специальный стаж периодов нахождения по направлению работодателя на курсы повышения их квалификации или иной вид профессионального обучения влечет необоснованное ограничение объема пенсионных прав работника.

Следовательно, периоды нахождения Мельниковой Н.С. на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения.

Данные периоды необходимо включать в стаж работы Мельниковой Н.С. в календарном исчислении (1:1), т.к. из представленных истцом приказов, свидетельств о повышении квалификации не следует, что во время обучения на курсах повышения квалификации Мельникова Н.С. была занята практической лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

При этом согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет, утвержденному постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (в настоящее время утратившему силу), врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности предоставлено право на пенсию за выслугу лет: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

Поскольку работа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве врача-интерна в стоматологической поликлинике <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога стоматологической поликлиники <данные изъяты> осуществлялась Мельниковой Н.С. в г. Северске Томской области (л.д. 20-21), данные периоды необходимо включать в стаж работы Мельниковой Н.С., однако также в календарном исчислении (1:1).

На основании ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсии назначаются и выплачиваются со дня обращения за пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Однако на дату обращения за пенсией специальный стаж работы Мельниковой Н.С. не составляет 30 лет, соответственно, право на досрочное назначение пенсии по старости у истца на данную дату не возникло.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мельниковой Н.С. к Государственному учреждению - Отделу пенсионного страхования Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеуковском районе Омской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения удовлетворить частично.

Обязать Государственное Учреждение - Отдел пенсионного страхования Пенсионного Фонда Российской Федерации в Большеуковском районе Омской области включить в стаж работы в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения Мельникова Н.С. периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней.

Судья                                                                                                       О.А.Рязанова