Решение от 16.05.2012 по иску ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области к ООО `Большеуковский Тепловодоканал` об устранении нарушений санитарного законодательства



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Рязановой О.А., при секретаре Кользиной А.Г.,

с участием сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании 16 мая 2012 года в селе Большие Уки гражданское дело № 2-139\2012 по иску Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Тюкалинском, Называевском, Большеуковском и Крутинском районах в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Большеуковский Тепловодоканал» об устранении нарушений санитарного законодательства,

Установил:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Омской области в Тюкалинском, Называевском, Большеуковском и Крутинском районах Омской области обратился в суд с названным иском, в обоснование которого указывает, что им была проведена плановая проверка общества с ограниченной ответственностью «Большеуковский Тепловодоканал» на предмет обеспечения населения питьевой водой и соблюдение требований по содержанию объектов водоснабжения. Зоны санитарной охраны на водозаборах в с. Большие Уки, с. Аев ул. Победа Лазо, с. Аев ул. Дружбы, с. Чаунино, с. Чебаклы не организованы, не созданы условия для санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены - территория загрязнена металлоломом, шинами от машин и другим мусором, имеется возможность доступа других лиц к водозабору, непосредственно около водозабора пасется скот. Кроме того, зоны санитарной охраны в с. Большие Уки, с. Аев ул. Победа Лазо, с. Аев ул. Дружбы, с. Чаунино, с. Чебаклы не организованы в составе трех поясов - не установлен специальный режим для каждого пояса, не определен комплекс мероприятий направленных на предупреждение и ухудшение качества воды. В с. Большие Уки, с. Аев ул. Победа Лазо, с. Аев ул. Дружбы, с. Чаунино, с. Чебаклы территории первого пояса не озеленены, не ограждены. Дорожки к водозаборному сооружению не имеют твердого покрытия. Территория заросла травой. В с. Большие Уки имеется частичное оконавливание территории, при этом через канаву проложен деревянный мост, ширина которого позволяет проехать транспорту. В с. Большие Уки на территории водозабора растут высокорослые деревья, имеется постройка жилого здания, осуществляется проживание людей. На территории водозабора в с. Аев ул. Победа Лазо, с. Аев ул. Дружбы растут высокорослые деревья. Водоразборные колонки в с. Большие Уки, с. Аев, с. Чебаклы, с. Чаунино, с. Становка представлены шланговыми соединениями, смотровые колодца заполнены водой, что является техническим нарушением, которое может привести к ухудшению качества питьевой воды. Просит суд обязать ООО «Большеуковский Тепловодоканал» устранить нарушения данного санитарного законодательства.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Пташинская Т.Л. исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Тюкалинском, Называевском, Большеуковском и Крутинском районах Омской области поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что факт нарушения ООО «Большеуковский Тепловодоканал» требований СанПиН при обеспечении населения Большеуковского района питьевой водой подтвержден в ходе выездной проверки.

Представитель ответчика ООО «Большеуковский Тепловодоканал» по доверенности Сивиринов А.В. исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Тюкалинском, Называевском, Большеуковском и Крутинском районах Омской области признал частично. Пояснил, что ООО «Большеуковский Тепловодоканал» арендует водопроводные сети у Администраций Большеуковского, Аевского, Чебаклинского сельских поселений, условия аренды определены договором. Согласно договору аренды, ответчик обязуется проводить текущий ремонт водопроводных сетей, в связи с чем замена шланговых соединений на типовые колонки, относящаяся к капитальному ремонту сетей, является обязанностью собственника имущества. В остальной части предъявленные исковые требования связаны с текущим обслуживанием водопроводных сетей, поэтому признаются ответчиком.

Представители третьих лиц, привлеченных к участию в деле – главы Большеуковского, Аевского, Чебаклинского сельских поселений Большеуковского района Омской области, надлежаще уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Стороны не возражали против рассмотрения дела в отсутствие третьих лиц.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляется уполномоченным государственным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей. В рамках государственного контроля и надзора в данной сфере отношений предусмотрено обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей (п. 6 ч. 2 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»).

Статьями 18,19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) установлены санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.

В силу положений ст. 18 Закона водные объекты, используемые для питьевого водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности таких объектов устанавливаются санитарными правилами, а разрешение на водопользование для указанных целей выдается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Согласно ст. 19 Закона население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке, в количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, а питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Требования к качеству питьевой воды содержатся и в специальных номах законодательства.

В частности, в соответствие с п. 3.2 СП 3.1/3.2.1379-03. население должно обеспечиваться доброкачественной питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.

Санитарные правила и нормы 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 26 февраля 2002 года (далее СанПиН 2.1.4.1110-02) в п. 1.4 определяют, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно п.3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

В силу п. 3.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.

Обстоятельства отсутствия зон санитарной охраны на водозаборах в с. Большие Уки, с. Аев ул. Победа Лазо, с. Аев ул. Дружбы, с. Чаунино, с. Чебаклы, загрязнения территории водозаборов, отсутствия ограждения, твердого покрытия, наличия высокорослых деревьев на территории водозаборов признаются ответчиком и подтверждаются материалами дела, в том числе актом проверки (л.д. 12-15 т.1), фотографиями (л.д. 34-82 т.1).

Представителем ответчика также признан факт того, что водоразборные колонки в с. Большие Уки, с. Аев, с. Чебаклы, с. Чаунино, с. Становка представлены шланговыми соединениями, смотровые колодца заполнены водой.

Согласно п. 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 года № 24, это является техническим нарушением, которое может привести к ухудшению качества питьевой воды.

Суд отмечает, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

Материалами дела подтверждается, что в целях водоснабжения населений Аевского, Большеуковского, Чебаклинского сельских поселений главами администраций данных поселений с ответчиком заключены договоры аренды насосных станций, скважин, водопроводных башен, водороводных сетей, резервуаров, колонок (л.д. 114-131 т.1).

Данное имущество в силу ст. 130 ГК РФ относится к недвижимым вещам (недвижимости), поскольку прочно связано с землей, и перемещение его без несоразмерного ущерба назначению невозможно.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества (ч. 1 ст. 615 ГК РФ).

Изучив данные договоры, суд установил, что на ответчике лежит обязанность производить текущий и косметический ремонт за свой счет арендуемого недвижимого имущества.

Статьей 616 ГК РФ определены обязанности по содержанию арендованного имущества.

Так, арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.

Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

В соответствии с п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ капитальным ремонтом является замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

С учетом изложенного, суд находит убедительными доводы представителя ответчика о том, что замена шланговых соединений на типовые колонки относится к капитальному ремонту сетей водоснабжения.

Кроме того, стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом (ч. 3 ст. 623 ГК РФ).

Таким образом, суд не вправе возложить на арендатора в отсутствие согласия собственника недвижимого имущества обязанность производить неотделимые улучшения арендованного имущества.

Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Тюкалинском районе в остальной части суд находит обоснованными, поскольку обязанность надлежащего содержания источников водоснабжения и водопроводных сооружений принята на себя ответчиком по договорам аренды.

В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Сложившаяся в настоящее время ситуация может привести к ухудшению качества воды, к возникновению массовых случаев инфекционной и неинфекционной заболеваемости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Тюкалинском, Называевском, Большеуковском и Крутинском районах в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Большеуковский Тепловодоканал» об устранении нарушений санитарного законодательства удовлетворить частично.

Обязать ООО «Большеуковский Тепловодоканал» принять меры по устранению нарушений санитарного законодательства: установить ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны, проложить твердое покрытие к водозаборам на территории первого пояса в селах Большие Уки, Аев, Чаунино, Чебаклы Большеуковского района Омской области, очистить территорию водозаборов от мусора и посторонних предметов, высокоствольных деревьев.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы в Большеуковский районный суд Омской области.

Судья: О.А. Рязанова