Решение от 05.06.2012 по иску прокурора района к МКОУ `Большеуковская СОШ` о понуждении к приведению автобуса, предназначенного для перевозки детей в соответствие с требованиями технического регламента



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с.Большие Уки 5 июня 2012 года

Большеуковский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Немцовой Н.Д.,

при секретаре Зибировой И.А.

с участием сторон

рассмотрев материалы гражданского дела № 2-227/2012 по иску прокурора Большеуковского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Большеуковского муниципального района Омской области, муниципальному казенному образовательному учреждению «Большеуковская средняя общеобразовательная школа» о понуждении к приведению автобуса, предназначенного для перевозки детей в соответствие с требованиями технического регламента,

установил:

Прокурор Большеуковского района Омской области обратился в суд с указанным выше иском.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование» в деятельности МКОУ «Большеуковская СОШ», в ходе которой выявлен ряд нарушений требований Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720.

В судебном заседании помощник прокурора Большеуковского района Москаленко И.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Директор МКОУ «Большеуковская средняя общеобразовательная школа» Грязнова Е.А., требования прокурора признала. Пояснила, что для переоборудования школьного автобуса в соответствие с Техническим регламентом необходимы большие материальные затраты.

Представитель Комитета образования Администрации Большеуковского муниципального района Омской области Таран Е.А. считает требования прокурора обоснованными. Пояснила, что денежные средства на устранение выявленных нарушений отсутствуют в бюджете района.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица - Министерства образования Омской области, представитель Администрации Большеуковского муниципального района и отдела ГИБДД МО МВД «Тюкалинский» в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного разбирательства были уведомлены своевременно. О причинах неявки не сообщили.

Согласно ч. 3 и 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства образования Омской области, Администрации района и отдела ГИБДД МО МВД «Тюкалинский».

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела, в апреле 2012 года прокуратурой района с участием специалистов ОГИБДД МО МВД «Тюкалинский» проведена проверка соответствия транспортных средств (автобусов), используемых образовательным учреждением для перевозки детей, требованиям Технического регламента.

В ходе осмотра и проверки технического состояния школьного автобуса выявлены несоответствия требованиям Технического регламента, а именно: в нарушение пунктов 1.16.1.2., 1.16.1.3, 1.16.1.4, 1.16.1.6 и 1.16.2.3, транспортное средство не оборудовано устройством ограничения скорости, отвечающим требованиям Правил ЕЭК ООН № 89, сигнальными кнопками «Просьба об остановке» в поперечных рядах сидений, отсеком для ручной клади, устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом, на наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади автобуса не нанесены контрастные надписи «ДЕТИ» (л.д. 6).

Статьей 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, провозглашено право каждого ребенка на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Каждый имеет право на охрану здоровья (ч.1 ст.41 Конституции РФ).

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» с целью охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также с целью защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий предусмотрены отдельные ограничения свободы использования транспортных средств их владельцами во время дорожного движения.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 указанного закона техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

В статье 24 указанного закона закреплено право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.

На основании ст. 4 этого же закона законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720 утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, в разделе 1.16 которого установлены требования к транспортным средствам для перевозки детей, в частности:

п. 1.16.1.2 Автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60км/ч, должен быть оборудован устройством ограничения скорости, отвечающим требованиям Правил ЕЭК ООН N89.

п. 1.16.1.4.На наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи «ДЕТИ» прямыми прописными буквами высотой не менее 25см и толщиной не менее 1/10 ее высоты.

В непосредственной близости к указанным надписям (на расстоянии не менее 1/2 их высоты) не должны наноситься какие-либо обозначения или надписи.

п. 1.16.1.6.Автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.

п. 1.16.2.3.В каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка «Просьба об остановке».

Сигнальные кнопки должны устанавливаться на внутренней боковине автобуса под нижней кромкой окна.

Транспортные средства (автобусы) для перевозки детей должны соответствовать общим требованиям безопасности к транспортным средствам категорий М2 и М3 с учетом требований настоящего пункта (п. 1.16.1.1 Технического регламента).

В соответствии с Приложением № 1 к Постановлению Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 к объектам технического регулирования относятся автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:

категория М2 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.

категория М3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса, которых превышает 5 тонн.

МКОУ «Большеуковская средняя общеобразовательная школа» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» приобретен автобус марки ГАЗ-, государственный номер (л.д. 7).

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании» и Уставу МКОУ «Большеуковская СОШ» образовательное учреждение несут, в установленном законодательством РФ порядке, ответственность за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся.

В силу ч. 1 ст. 20 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с Уставом образовательного учреждения его учредителем является Администрация Большеуковского муниципального района Омской области в лице Комитета образования Администрации Большеуковского муниципального района Омской области (п. 1.2 Устава).

Финансирование образовательного учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального района, в связи с чем, обязанность по устранению выявленных нарушений в равной степени возложена как на образовательное учреждение, так и на органы управления образованием.

Таким образом, обязанность по приведению школьного автобуса в соответствие с разделом 1.16 Технического регламента лежит на Администрации Большеуковского муниципального района и МКОУ «Большеуковская СОШ» как владельцах транспортного средства.

Суд приходит к выводу о том, что образовательным учреждением осуществляется перевозка обучающихся в нем детей на находящемся на его балансе автобусе, который не соответствует требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.

Отсутствие средств на устранение недостатков транспортного средства не может компенсироваться безопасностью жизни и здоровья детей.

На основании изложенного, суд считает необходимым возложить на Администрацию Большеуковского муниципального района Омской области и МКОУ «Большеуковская СОШ» обязанность по приведению школьного автобуса, используемого для перевозки детей, в соответствие с требованиями Технического регламента.

В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются.

При решении вопроса о взыскании государственной пошлины, суд исходит из требований ч.2 ст.333.20 НК РФ, которая предусматривает, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины.

Учитывая финансовое положение МКОУ «Большеуковская СОШ», суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до 200 рублей.

На основании вышеуказанного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Требования прокурора Большеуковского муниципального района Омской области удовлетворить в полном объеме.

Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Большеуковская средняя общеобразовательная школа» оборудовать автобус ГАЗ-, государственный номер , используемый для перевозки детей, в соответствие с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720 в соответствии с:

п. 1.16.1.2 устройством ограничения скорости, отвечающим требованиям Правил ЕЭК ООН N89;

п. 1.16.1.6. устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом;

п. 1.16.2.3.установив в каждом поперечном ряду сидений сигнальные кнопки «Просьба об остановке»;

п. 1.16.1.4.на наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса нанести контрастные надписи «ДЕТИ» прямыми прописными буквами высотой не менее 25см и толщиной не менее 1/10 ее высоты.

Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения «Большеуковская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей, на счет УФК по Омской области (МИФНС № 2 по Омской области), ИНН № 5535006970, КПП 553501001, код ОКАТО: 52206804000, счет получателя № 40101810100000010000 в Исилькульское отделение СБ № 2231 ОАО «Сбербанк России».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение одного месяца путем принесения жалобы через Большеуковский районный суд Омской области.

Судья Н.Д. Немцова