Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Большеуковский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Рязановой О.А.,
при секретаре Зибировой И.А.,
с участием сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Большие Уки 2 февраля 2011 года гражданское дело № 2-8\2011 по иску Голикова А.А. к государственному учреждению - отдел пенсионного страхования Пенсионного Фонда РФ в Большеуковском районе Омской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
У с т а н о в и л:
Голиков А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отдел Пенсионного страхования Пенсионного Фонда Российской Федерации в Большеуковском районе о признании права на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, занятому на работах с тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
В исковом заявлении Голиков А.А. указывает, что 24 мая 2010 года обратился в отдел пенсионного страхования в Большеуковском районе за назначением пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2, однако в назначении пенсии ему было отказано по тем основаниям, что документов, подтверждающих занятость на работах с тяжелыми условиями труда в определенных условиях им не представлено. Однако с октября 1991 года по 26 января 2001 года работал кочегаром в <данные изъяты> в котельной на угле в период отопительного сезона, работа занимала 80 % рабочего времени. Просит обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения за таковой.
В судебном заседании Голиков А.А. заявленные исковые требования уточнил, просил суд обязать ответчика назначить ему пенсию с момента возникновения права на назначение пенсии по льготным основаниям. Пояснил, что при обращении в отдел Пенсионного фонда по Большеуковскому району не представил документов, подтверждающих факт работы его кочегаром в <данные изъяты> до 2001 года, из-за того, что пожаром уничтожены все документы, свидетельствующие о его работе в качестве кочегара в вышеуказанный период. В заново оформленной трудовой книжке стаж восстановлен неверно, фактически начал работу с марта 1993 года, а до марта 1993 года (с сентября 1991 года) работал в <данные изъяты> также работал кочегаром. До 26 января 2001 года каждый отопительный сезон с 15 сентября по 15 мая непрерывно работал в <данные изъяты> кочегаром котельной. Котельная отапливалась углем, его приходилось вручную завозить и вывозить. Работали посменно – один раз в четыре дня, полный рабочий день, заступали на сутки в 7 часов вечера. По окончании отопительного сезона занимались ремонтом котельной, уходили в отпуск.
Представитель ГУ - отдел ПС ПФР в Большеуковском районе Рейтер О.А. исковые требования Голикова А.А. не признала. Пояснила, что Голикову А.А. было отказано в досрочном назначении пенсии по старости по тем основаниям, что истцом не представлено документов, подтверждающих характер выполняемой им работы в <данные изъяты> Кроме того, невозможно установить ежегодную продолжительность работы кочегаром котельной, работающей на угле полный рабочий день. Правом на досрочное назначение пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда пользуются кочегары котельных, работающих на угле или сланце полный рабочий день в году не менее 6 месяцев в год. Подтвердила, что факт пожара в марте 2000 года в административном здании ОАО «Сельхозтехника» общеизвестен.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции РФ гарантировано социальное обеспечение каждому гражданину в случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правом на досрочное назначение трудовой пенсии обладают мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В постановлении Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» разъяснено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2.
Согласно Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года п.10 23200000-13786 правом на получение указанной пенсии обладают машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Кроме того, в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства ОФ № 516 от 11.07.2002, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденного постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 года № 16/19па, предусмотрено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Закона от 17.12.2001 года, в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в п.1 настоящего Перечня, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
Согласно п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
По смыслу данных норм, лицом, обращающимся за назначением пенсии, должны быть представлены документы, подтверждающие выполнение работы постоянно в течение полного рабочего дня. Таким документом является трудовая книжка установленного образца. Требование дополнительных документов возможно только в случае, если записи в трудовой книжке не свидетельствуют о выполнении работы в течение полного рабочего дня.
В данном случае в трудовой книжке Голикова А.А. отсутствуют сведения о приеме его на неполный рабочий день.
В силу ст. 2 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно п.1 ст.10 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Пунктом 3 ст.13 Закона предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории РФ, предусмотренные ст.10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобным причинам) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Справкой о факте пожара, архивной справкой подтверждается, что 1 марта 2000 года произошел пожар в административном здании ОАО «Сельхозтехника», в результате которого все здание полностью уничтожено, а потому документы предприятия на хранение в муниципальный архив не поступали.
Согласно записям в трудовой книжке, в период с июня 1993 года по 20.06.2006 Голиков А.А. работал кочегаром в <данные изъяты> ( л.д. 8).
Как пояснил суду истец, трудовая книжка восстановлена после пожара, записи произведены неверно, на самом деле начал работать кочегаром в <данные изъяты> с начала отопительного сезона – с 15 сентября 1991 года.
Иных документов, подтверждающих факт работы на тяжелых условиях труда в данный период времени истцом в материалы дела не представлено.
Суд полагает, что данные обстоятельства, независящие от человеческого фактора, не могут являться препятствием к назначению пенсии по старости досрочно.
Суд полагает, что факт работы Голикова А.А. в качестве кочегара постоянно полный рабочий день с течение 1991-2001 г.г. подтверждается объяснениями свидетелей.
Так, свидетели ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 пояснили суду, что отопительный сезон в годы работы Голиков А.А. кочегаром в ОАО «Сельхозтехника» всегда начинался не позднее 15 сентября и оканчивался не ранее 15 мая каждого года. Истец работал в котельной предприятия на угле полный рабочий день, посменно, весь отопительный сезон с 1991 года по 2006 год. Ранее, истец с 1991 года начинал работать кочегаром в <данные изъяты>
Подлинность сведений, изложенных свидетелями, у суда сомнений не вызывает.
Показания свидетелей в данном случае считаются допустимыми доказательствами, поскольку каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей.
После оценки обстоятельств дела приходит к выводу, что Голиков А.А. с 15 сентября 1991 года по 20 июня 2006 года выполнял работу кочегара.
Указанный период подлежит включению в трудовой стаж для назначения льготной пенсии. При этом специальный стаж его работы в качестве кочегара котельной на угле на дату обращения в отдел ПФ РФ (25 мая 2010 года) составляет 9 лет 5 месяца 25 дней.
Согласно трудовой книжке истца, в указанный период данная работа являлась для него основной, каких-либо сведений об одновременном выполнении иной работы суду не представлено.
Отказ в назначении пенсии по причинам, не зависящим от работника, нарушает установленные ст. 39 Конституции РФ гарантии гражданина по социальному обеспечению.
Поскольку действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях, суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ст. 55 ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей, если подтверждение работы документами невозможно.
Всего стаж работы Голикова А.А. на работах с тяжелыми условиями труда по состоянию на 25.05.2010 составляет 9 лет 5 месяцев 25 дней, а страховой стаж на период обращения за трудовой пенсией - более 36 лет.
Изучив записи восстановленной трудовой книжки Голикова А.А. и архивную справку № 01-18\34, суд установил, что продолжительность работы истца в должности кочегара в <данные изъяты> в период 1991-2001 г.г. составляет 4 года 9 месяцев 22 дня:
за период с 15 сентября 1991 года по 15 мая 1992 года – 8 месяцев 1 день;
за период с 16 сентября 1992 года по 15 марта 1993 года – 6 месяцев ;
за период с 15 сентября 1993 года по 15 мая 1994 года – 8 месяцев 1 день;
за период с 15 сентября 1994 года по 15 мая 1995 года – 8 месяцев 1 день;
за период с 15 сентября 1995 года по 15 мая 1996 года – 8 месяцев 1 день;
за период с 15 сентября 1996 года по 15 мая 1997 года – 8 месяцев 1 день;
за период с 15 сентября 1997 года по 15 мая 1998 года – 8 месяцев 1 день;
за период с 15 сентября 1998 года по 31 декабря 1998 года – 3 месяца 16 дней.
Поскольку на работах с тяжелыми условиями труда истец проработал менее 12 лет 6 месяцев, но не менее половины установленного срока и имеет требуемую продолжительность страхового стажа, на него распространяются положения п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста 60 лет (для мужчин) на один год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы.
Трудового стажа для снижения возраста назначения пенсии на четыре года на день достижения возраста 56 лет истцу будет достаточно при условии продолжения работы в качестве кочегара (с учетом периода работы в <данные изъяты>
Из вышеуказанного следует, что на день обращения за пенсией- 24 мая 2010 года (л.д. 6) Голиков А.А. не обладает правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицо, занятое на работах с тяжелыми условиями труда.
На основании ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсии назначаются и выплачиваются со дня обращения за пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, право на выплату пенсии у Голикова А.А. возникнет по достижении им возраста 56 лет, т.е. после 25 мая 2011 года (дата рождения истца – 25 мая 1955 года) при условии продолжения работы в качестве кочегара.
Неправильное указание работником отдела кадров даты начала работы в <данные изъяты> и периода работы в <данные изъяты> в трудовой книжке истца не может служить основанием для лишения работника его законного права на получение льготной пенсии, поскольку обязанность по правильному и полному ведению трудовых книжек возложена в силу требований трудового законодательства на работодателя.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Следовательно, государственная пошлина, уплаченная Голиковым А.А. при подаче искового заявления, подлежит взысканию с ответчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Голикова А.А. к государственному учреждению - отдел пенсионного страхования Пенсионного Фонда РФ в Большеуковском районе Омской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости удовлетворить в полном объеме.
Обязать Государственное Учреждение – Отдел пенсионного страхования Пенсионного Фонда Российской Федерации в Большеуковском районе Омской области зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Голикову А.А. периоды работы кочегаром котельной на угле <данные изъяты> (4 года 9 месяцев 22 дня).
Обязать ГУ - Отдел ПС ПФР в Большеуковском районе Омской области назначить Голикову А.А. трудовую пенсию по старости досрочно с 25 мая 2011 года при условии продолжения работы в качестве кочегара.
Взыскать с Государственного учреждения - отдел пенсионного страхования Пенсионного Фонда Российской Федерации в Большеуковском районе в пользу Голикова А.А. государственную пошлину в двести рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья О.А. Рязанова