РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации с.Большие Уки 12 сентября 2012 года Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Немцовой Н.Д., при секретаре Кользиной А.Г., с участием сторон, рассмотрев материалы гражданского дела № 2-411/2012 по иску прокурора Большеуковского муниципального района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Большеуковского муниципального района Омской области и муниципальному казенному образовательному учреждению «Белогривская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и противодействии терроризму, установил: Прокурор района, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился суд с иском о возложении обязанности привести в соответствие с требованиями законодательства наружное электрическое освещение территории МКОУ «Белогривская СОШ». В обоснование своих требований прокурор сослался на результаты проверки соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасных условий обучения в образовательном учреждении, в ходе которой выявлены нарушения требований СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, в части надлежащего наружного освещения территории образовательного учреждения. В этой связи прокурор требовал судебной защиты прав неопределенного круга лиц. В судебном заседании помощник прокурора Большеуковского района Москаленко И.В. исковые требования прокурора района поддержал в полном объем, указав, что отсутствие надлежащего наружного электрического освещения территории образовательного учреждения нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса, снижает эффективность мер по предупреждению совершения преступлений на территории образовательного учреждения. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица – ПП «Большеуковский» МО МВД России «Тюкалинский» Анорина А.Н. требования прокурора поддержала, пояснила, что имеющееся на территории школы освещение не соответствует требованиям СанПиНа 2.4.2.2821-10. Директор МКОУ «Белогривская средняя общеобразовательная школа» Саитова О.З. требования прокурора признала. Пояснила, что для организации освещения территории школы необходимы материальные затраты. Представитель Комитета образования Администрации Большеуковского муниципального района Омской области Таран Е.А. считает требования прокурора обоснованными. Пояснила, что должностными лицами образовательного учреждения предпринимаются все возможные меры для устранения выявленных нарушений. Однако денежные средства на их устранение отсутствуют. Представитель ответчика – представитель администрации Большеуковского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства был уведомлен своевременно. О причинах неявки не сообщил. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Большеуковского муниципального района. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям: В ходе проведенной прокуратурой района совместно с ПП «Большеуковский» МО МВД России «Тюкалинский» проверки установлено, что территория МКОУ «Белогривская СОШ» частично не имеет освещения, что подтверждается актом обследования учреждения от 09.08.2012 и 31.08.2012, информацией начальника ПП «Большеуковский» (л.д. 5,16,20,22). Статьей 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, провозглашено право каждого ребенка на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Каждый имеет право на охрану здоровья (ч.1 ст.41 Конституции РФ). В соответствии с п. 3 и 4 ч. 3 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В силу п.3.3 Устава МКОУ «Белогривская СОШ» задачами образовательного учреждения являются охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья детей (л.д.6-15). Пунктом3.9 СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, предусмотрено, что территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк. Согласно требованиям ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35 «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов местного самоуправления по устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. В соответствии с пп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, а также мест массового пребывания людей. В силу ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Статьей 39 Закона «Об образовании» предусмотрено, что за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Статьей 31 Закона «Об образовании», статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. В соответствии с п.4ч.1 ст.31, ст.51 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. На основании ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В соответствии с Уставом образовательного учреждения его учредителем является Администрация Большеуковского муниципального района Омской области в лице Комитета образования Администрации Большеуковского муниципального района Омской области (п. 1.2 Устава). Финансирование образовательного учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального района, в связи с чем, обязанность по устранению выявленных нарушений в равной степени возложена как на образовательное учреждение, так и на органы управления образованием. Таким образом, органы местного самоуправления, являющиеся учредителями общеобразовательных учреждений, должны закрепить за ними имущество, пригодное для ведения образовательного процесса и обустроить прилегающую к учреждению территорию в соответствии с установленными правилами и нормами. В силу указанных норм закона, суд находит доводы прокурора о том, что именно образовательное учреждение и администрация Большеуковского муниципального района должны оборудовать территорию школы освещением в соответствии с СанПиНом 2.4.2.2821-10. Выявленные в ходе проверки нарушения, создающие угрозу нарушения прав граждан на охрану жизни и здоровья, суд признает как неисполнение образовательным учреждением и органом местного самоуправления требований закона в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Бездействие МКОУ «Белогривская СОШ» и администрации Большеуковского муниципального района нашло подтверждение в части не приведения освещения образовательного учреждения в соответствие с законодательством РФ. Поэтому выявленные нарушения должны быть устранены. На основании изложенного, суд считает необходимым возложить на МКОУ «Белогривская СОШ» и Администрацию Большеуковского муниципального района обязанность по приведению наружного освещения территории образовательного учреждения в соответствие с требованиями СанПиНа 2.4.2.2821-10. В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика судебные издержки в виде государственной пошлины. В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются. В связи с чем, Администрация Большеуковского муниципального района освобождается от уплаты государственной пошлины. При решении вопроса о взыскании государственной пошлины, суд исходит из требований ч.2 ст.333.20 НК РФ, которая предусматривает, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины. Учитывая финансовое положение МКОУ «Белогривская СОШ», суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Требования прокурора Большеуковского района Омской области удовлетворить в полном объеме. Признать бездействия администрации Большеуковского муниципального района Омской области и муниципального казенного образовательного учреждения «Белогривская средняя общеобразовательная школа» незаконным. Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Белогривская средняя общеобразовательная школа» привести наружное электрическое освещение территории МКОУ «Белогривская СОШ» по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, установив наружное искусственное освещение по периметру здания школы. Обязать администрацию Большеуковского муниципального района Омской области принять меры по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем обеспечения необходимого финансирования указанных мероприятий. Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения «Белогривская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей, на счет УФК по Омской области (МИФНС № 2 по Омской области), ИНН № 5535006970, КПП 553501001, код ОКАТО: 52206804000, счет получателя № 40101810100000010000 в Исилькульском отделении СБ № 2231 ОАО «Сбербанк России». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение одного месяца путем подачи жалобы в Большеуковский районный суд Омской области. Судья Н.Д. Немцова