Дело № 2-42-2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С.Большая Соснова 09 марта 2011 года Большесосновский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Матусевич Е.И. с участием прокурора Мурая А.В. представителя Большесосновского сельского поселения Жужгова В.В. представителя МУП «Тепловодоканал» Трескова В.А. представителя Государственного учреждения «21 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» Скакуна Д.В. при секретаре Бушуевой О.Р., рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Большесосновского района к Администрации Большесосноского сельского поселения, Муниципальному унитарному предприятию «Тепловодоканал» о признании незаконным бездействия по надлежащему содержанию пожарных гидрантов и обязании обеспечения ремонта пожарных гидрантов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Большесосновского района обратился в суд с иском к ответчикам в интересах неопределенного круга лиц, указав, что пожарные гидранты, расположенные в <адрес> завалены снегом, отсутствуют указатель и пирамида с указанием обслуживающей организации -МУП «Тепловодоканал»; у пожарного гидранта по <адрес>-19 сдвинута крышка гидранта, отсутствует пирамида и указатель с указанием обслуживающей организации. В нарушение ч.2 ст. 3, ст. 19, п.3 ст. 10 ФЗ «О пожарной безопасности», пунктов 89 и 90 Правил пожарной безопасности, п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 9 п.1 ст. 6 Устава Большесосновского сельского поселения, абз. 12 п. 87 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, ответчиками не принимаются меры для обеспечения содержания пожарных гидрантов в надлежащем состоянии, что в случае возникновения пожара, может повлечь за собой большие площади выгорания, уничтожение имущества, травмирование и гибель людей. Системы водоснабжения вместе с пожарными гидрантами Администрацией Большесосновского сельского поселения переданы в хозяйственное ведение МУП «Тепловодоканал» на основании договора аренда от 01 октября 2007 года. Суд просит признать незаконным бездействие ответчиков, которые не приняли меры по надлежащему содержанию пожарных гидрантов, и обязать ответчиков в течение 1 месяца со дня вынесения судом решения обеспечить ремонт пожарных гидрантов, расположенных на территории Большесосновского сельского поселения. В суде прокурор отказался от требований в части обязания ответчиков обеспечить ремонт пожарных гидрантов. Суд просил признать незаконным бездействие ответчиков, не принявших меры по надлежащему содержанию пожарных гидрантов, расположенных на территории Большесосновского сельского поселения; и обязать ответчиков в течение 1 месяца со дня вынесения судом решения: расчистить от снега, установить указатель и пирамиду с указанием обслуживающей организации пожарных гидрантов, расположенных в <адрес> (напротив детского сада «Колосок»), <адрес> установить на место крышку колодца, указатель и пирамиду с указанием обслуживающей организации пожарного гидранта, расположенного в <адрес> (напротив Большесосновской средней школы). Представитель Администрации Большесосновского сельского поселения в суде иск прокурора не признал, пояснив, что работы в соответствии с действующим законодательством и договором аренды от 01 октября 2007 года по расчистке пожарных гидрантов от снега, установлении указателей и пирамид с указанием обслуживающей организации, должны выполняться МУП «Тепловодоканал». Суд просил отказать прокурору в иске. Представитель МУП «Тепловодоканал» в суде иске прокурора не признал, пояснив, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в селе не входит в предмет его деятельности. Система водоснабжения вместе с пожарными гидрантами в его хозяйственном ведении не находится, а передана ему в аренду. Суд просил отказать прокурору в иске. Представитель Государственного учреждения «21 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» в суде иск прокурора поддержал, суд просил о его удовлетворении в полном объеме. Выслушав стороны, исследовав материала дела, суд приходит к следующему: В результате проверки, осуществленной 82 пожарной частью Государственного учреждения 21 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю в феврале 2011 года, было выявлено, что пожарные гидранты, указанные в исковом заявлении, завалены снегом, у них отсутствует указатель и пирамида с указанием обслуживающей организации; у одного их гидрантов, расположенном напротив средней школы, сдвинута крышка колодца гидранта ( л.д. 5-6, 7-9, 24-25). О чем в суде также пояснял представитель Федеральной противопожарной службы. Не отрицали данного обстоятельства в суде и представители ответчиков. Пожарный гидрант- это механизм для забора воды, который устанавливается на водопроводную сеть, о чем в суде поясняли, представители МУП «Тепловодоканал» и Федеральной противопожарной службы. В соответствии с требованиями Федерального Закона «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, водозаборные устройства должны поддерживаться в постоянной готовности в целях пожаротушения и создания условий для забора воды в любое время года, и место нахождения пожарных гидрантов должно быть обозначено. Согласно п. 89, 90 указанных Правил пожарной безопасности, пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда; дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года; у гидрантов должны быть установлены соответствующие указатели. Указатели пожарных гидрантов, согласно п. 87 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», должны быть установлены на видных местах. В нарушение указанных выше требований закона, пожарные гидранты, обозначенные в исковом заявлении, завалены снегом, у них отсутствуют указатель и пирамида с указанием обслуживающей организации, а у одного из гидрантов, расположенном напротив школы, сдвинута крышка с колодца гидранта, и гидрант этот находится в открытом состоянии ( л.д. 25), что в случае возникновения пожара, может привести к большим временным затратам по его ликвидации ( л.д. 5-6). Нахождение пожарных гидрантов в указанном выше состоянии, свидетельствует о том, что органы, ответственные за обеспечение первичных мер пожаротушения, нарушают закон и не предпринимают каких-либо мер по устранению этих недостатков, то есть бездействуют. Согласно Закону «О пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров ( ст. 1). Одним из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности, согласно ч.2 ст. 3 данного Закона, являются органы местного самоуправления, которые, согласно ст. 19 данного закона, обязаны создавать в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселений. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, согласно п. 3 ст. 10 Закона «О пожарной безопасности», является расходным обязательством муниципального образования. Согласно Уставу, Большесосновское сельское поселение - муниципальное образование в составе Пермского края, состоящее из населенных пунктов, объединенных общей территорией, в границах которой осуществляется местное самоуправление в целях решения вопросов местного значения ( п.1 ст. 1); к вопросам местного значения Большесосновского сельского поселения, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения ( п.п. 9 п. 1 ст. 6 глава 2). Согласно Уставу, целью и предметом деятельности Муниципального унитарного предприятия «Тепловодоканал», основанного на праве хозяйственного ведения, являются: качественное оказание коммунальных услуг населению и организациям Большесосновского района и получения прибыли от своей деятельности, предоставление населению и организациям услуг по тепло и водоснабжению, водоотведению, оказание населению и организациям других услуг в соответствии с имеющимися лицензиями ( раздел 4). Согласно договору аренды № 2 от 01 октября 2007 года ( л.д.13-23), Администрацией Большесосновского сельского поселения переданы в аренду (во временное владение и пользование) МУП «Тепловодоканал» сети водоснабжения, водонапорные башни, артезианские скважины, сети водоотведения для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению жилищного фонда, учреждений, организаций и прочих потребителей на территории Большесосновского сельского поселения ( пункты 1.1., 1.3.), за что МУП «Тепловодоканал», как арендатор этого имущества, ежемесячно должен выплачивать Большесосновскому сельскому поселению арендную плату (пункт 4.1.). Согласно п.3.4.4. указанного договора, МУП «Тепловодоканал», как арендатор, обязан содержать имущество в надлежащем техническом и санитарном состоянии в соответствии с санитарными нормами и правилами, установленными правилами эксплуатации, противопожарными требованиями. Однако, в чем конкретно заключаются противопожарные требования, которые МУП «Тепловодоканал» обязано соблюдать, арендуя указанное в договоре имущество, в договоре аренды не указано. Не содержит при этом договор и отсылки к нормативным правовым актам, содержащим перечень противопожарных требований, которые МУП «Тепловодоканал», как арендатор, должен исполнять, арендуя указанное выше имущество. В соответствии с главой 27 ГК РФ, договор - это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей ( ст. 431 ГК РФ, судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Противопожарные требования, согласно действующему законодательству, многогранны, и домысливать, о каких конкретно противопожарных требованиях стороны вели речь, заключая договор аренды, суд не вправе. Согласно Постановлению Правительства РФ от 12 февраля 1999 года № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» и организации водопроводно-канализационного хозяйства, и абоненты (к числу таковых данное постановление относит и юридических лиц, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды. Большесосновское сельское поселение является юридическим лицом, в собственности которого находятся сети водоснабжения (то есть может быть абонентом), на которых установлены пожарные гидранты, о чем в суде пояснял представитель Большесосновского сельского поселения, что следует и из указанного выше договора аренды. МУП «Тепловодоканал», в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ и согласно Уставу, является организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Доказательств тому, что сети водоснабжения находятся в хозяйственном ведении или оперативном управлении МУП «Тепловодоканал» суду представлено не было. Представитель МУП «Тепловодоканал» в суде пояснил, что водопроводные сети с установленными на них пожарными гидрантами, не находятся ни в его хозяйственном ведении, ни в его оперативном управлении. Доказательств тому, что между Большесосновским сельским поселением, как собственником водопроводных сетей, и МУП «Тепловодоканал» были заключены какие-либо иные договоры относительно систем водоснабжения, в частности, на отпуск (получение) воды, кроме указанного выше договора аренды, суду представлено не было. Согласно указанному Постановлению Правительства, и организация водопроводно-канализационного хозяйства ( п.87), и абонент (заказчик- п. 88), коими может быть Большесосновское сельское поселение, обязаны устанавливать на видных местах соответствующие указатели пожарных гидрантов. Согласно п. 87 данного Постановления Правительства РФ, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам. С учетом изложенного, и принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательством гарантами обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, являются поселения муниципальных образований, которые в соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами, в частности, обязаны создавать условия для забора воды из пожарных гидрантов (утеплять, защищать от снега и льда, содержать дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения в состоянии, обеспечивающим подъезд пожарной техники к ним в любое время года), предприятия же таковыми гарантами не являются, ответственность по заявленному прокурором иску, должна нести Администрация Большесосновского сельского поселения. На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие Администрации Большесосновского сельского поселения по ненадлежащему содержанию пожарных гидрантов, расположенных на территории Большесосновского сельского поселения. Обязать Администрацию Большесосновского сельского поселения в течение одного месяца со дня вынесения настоящего решения: расчистить от снега, установить указатель и пирамиду с указанием обслуживающей организации пожарных гидрантов, расположенных в <адрес> (напротив детского сада «Колосок»), по <адрес> установить на место крышку колодца, указатель и пирамиду с указанием обслуживающей организации пожарного гидранта, расположенного в <адрес>-19 (напротив Большесосновской средней школы). Отказать прокурору в иске в части признания незаконным бездействия Муниципального унитарного предприятия «Тепловодаканал». Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья