Дело № 2-93/ 2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации С. Большая Соснова 05 апреля 2011 года Большесосновский районный суд Пермского края, в составе председательствующего судьи Казанцева Н.В., с участием заместителя прокурора Большесосновского района Верхокамкиной Г.Г., помощника прокурора района Тарасовой Н.П., представителя МУП «Вода, газ-Сервис» Кожина В.П., при секретаре Смирновой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Большесосновского района Пермского края к муниципальному унитарному предприятию «Вода,газ-Сервис» об обязании проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией, установил: Прокурор Большесосновского района в своем заявлении указал, что в МУП «Вода,газ-Сервис» проведена проверка исполнения трудового законодательства в части охраны труда. В ходе проверки установлено, что в МУП «Вода,газ-Сервис» созданы рабочие места, что подтверждается штатным расписанием, однако аттестация рабочих мест по условиям охраны труда с последующей сертификацией в предприятии не проведена. Документов, подтверждающих проведение аттестации рабочих мест по условиям охраны труда с последующей сертификацией, работодателем представлено не было. Просит суд обязать МУП «Вода,газ-Сервис» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией. В суде заместитель прокурора района Верхокамкина Г.Г. и помощник прокурора района Тарасова Н.П. иск прокурора поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель МУП «Вода,газ-Сервис» Кожин В.П. иск признал. Пояснил, что по предприятию имеются приказы о создании комиссии по проведению аттестации рабочих мест. Однако, документов, подтверждающих проведение аттестации рабочих мест с последующей сертификацией, нет. Требования ст. 173 ГПК РФ о том, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, ему судом разъяснены, понятны. Суд, выслушав участников процесса, исследовав имеющиеся в деле документы, полагает исковое заявление подлежащим удовлетворению. Судом принимается признание иска представителем ответчика. Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц. В соответствии с ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Круг лиц, в защиту которых подано заявление, определить не представляется возможным, поскольку на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Согласно ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 № 569 (далее - Порядок). Данный Порядок регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; подготовки статистической отчетности об условиях труда; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне; проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. В соответствии с требованиями ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной прокуратурой, установлено, что несмотря на наличие в МУП «Вода,газ-Сервис» рабочих мест их аттестация по условиям труда не проведена (л.д. 6-7). Как следует из материалов дела, в соответствии с п.1.6 Устава, Предприятие является муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, и его имущество является объектом муниципальной собственности муниципального образования Черновское сельское поселение Пермского края (л.д. 11-21). Согласно п. 2.1 Устава МУП «Вода,газ-Сервис» предприятие является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде. В силу ст. 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. Учитывая, что МУП «Вода,газ-Сервис» осуществляет деятельность по оказанию коммунальных услуг населению и организациям Черновского сельского поселения, используя для извлечения прибыли труд работников, состоящих в штатном расписании организации (л.д. 22), суд считает заявленные требования прокурора района в защиту интересов неопределенного круга лиц законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Доводы представителя ответчика о том, что в Предприятии имеются приказы о создании комиссии для организации и осуществления руководства по проведению аттестации рабочих мест, не могут служит основанием для отказа в иске, так как в суде установлено, что аттестация рабочих мест с последующей сертификацией не проведена. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Вода, газ-Сервис» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья: Казанцев Н.В.