Дело № 2-156/ 2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Большая Соснова 17 июня 2011 года Большесосновский районный суд Пермского края, в составе председательствующего судьи Казанцева Н.В., с участием заявителя Гоффман Т.П., ее представителя адвоката Чиркиной Г.В., представителя МУ «Служба заказчика» Завирохиной А.А., при секретаре Смирновой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гоффман (Белозеровой) <данные изъяты> о признании незаконным отказ Муниципального учреждения «Комитет имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального района» в приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>, признании права на приватизацию указанного жилого помещения, установил: Гоффман Т.П. в своем заявлении указала, что она состоит в трудовых отношениях с Большесосновским ММУ «Больница» с 21.04.2005 года по настоящее время. Как нуждающейся в жилом помещении ей была предоставлена квартира по адресу: с. <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения в домах жилого фонда, и с ней был заключен договор социального найма МУ «Служба заказчика» от 10.06.2005 года. 31.07.2006 года договор найма жилого помещения на данную квартиру был перезаключен с ней Большесосновским ММУ «Больница» и в данном жилом помещении она проживает по настоящее время совместно с дочерью Лошкаревой <данные изъяты>.. 09.09.2010 г. она обратилась к главе Большесосновского муниципального района с просьбой о передаче в собственность в порядке приватизации вышеуказанного жилого помещения. 09.10.2010 г. по данному вопросу ей было рекомендовано обратиться в МУ «Комитет имущественных отношений администрации Просит суд признать незаконным отказ МУ «Комитет имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального района Пермского края» в приватизации жилого помещения по адресу: с. <адрес> и признать за ней право на приватизацию указанного жилого помещения. В суде заявитель на своем требовании настаивала, ссылаясь на доводы, изложенные в жалобе. Кроме этого пояснила, что в качестве нуждающейся в жилом помещении она на учете не состояла. Адвокат Чиркина Г.В. требование заявителя поддержала. Пояснила, что заявителю указанное жилое помещение было предоставлено на основании договора социального найма на неопределенный срок, в котором не указано, что предоставляемая квартира является служебной. Доказательств тому, что указанная квартира является служебной, заинтересованными лицами в суд не представлено. Так же не представлено ими и доказательств тому, что данная квартира внесена в реестр, как служебная. Представитель ПУП «Служба заказчика» Завирохина А.А. в суде требование заявителя поддержала. Пояснила, что спорная квартира была передана в МУП «Служба заказчика» из имущества казны Большесосновского муниципального района на ответственное хранение, в соответствии с постановлением главы района от 14 сентября 2009 года № 622. В связи с тем, что в указанной квартире проживала заявитель, поэтому с ней 16 сентября 2009 года был заключен договор социального найма, на неопределенный срок. О том, что данная квартира является служебной, документов комитет имущественных отношений никаких не предоставил. Какого-либо решения органа местного самоуправления либо Большесосновского ММУ «Больница» о предоставлении этой квартиры заявителю так же не было представлено. Представитель МУ «Комитет имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального района Пермского края» в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело в их отсутствие. В своем отзыве указал о не согласии с заявленными требованиями по следующим основаниям. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое является собственностью Большесосновского муниципального района, на основании постановления главы муниципального образования «Большесосновский район» № 47 от 28.02.2005 г. включено в число служебных помещений. В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса под жилым помещением понимаются помещения, которые предназначены для проживания граждан в связи с исполнением ими обязанностей по трудовому договору с органами власти, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными предприятиями, учреждениями. МУ «Служба Заказчика» 10.06.2005 г. заключила с заявительницей договор социального найма, поскольку действующее в то время законодательство не предусматривало заключение какого либо особого договора определяющего характер использования жилья как служебное. В соответствии со ст.ст. 49,51,52,57 ЖК РФ по договору социального Представитель Администрации Большесосновского муниципального района в судебное заседание в судебное заседание не прибыл, направил в суд ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, а также письменный отзыв на заявленные требования, в котором указал следующее. Считает, что администрация Большесосновского муниципального района не может выступать по данному делу ответчиком, так как договор социального найма на спорную квартиру был заключен с МУП «Служба заказчика», вся переписка по спорным правоотношениям происходила с МУ «Комитет имущественных отношений». На основании Положения о МУ «Комитет имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального района» комитет является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Также на него возложены обязанности по передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные документы, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Как следует из представленных документов, в соответствии Положением о муниципальном учреждении «Комитет имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального района», утвержденного Решением Земского Собрания Большесосновского муниципального района № 64 от 27.10.2010г., «Комитет» организует процесс приватизации муниципальной собственности согласно действующему законодательству (п. 3.5.), а также имеет право осуществлять приватизацию муниципальной собственности (п. 4.2.). Муниципальное образование «Большесосновский район» на основании договора купли -продажи от 21 декабря 2004 года приобрел спорную квартиру в собственность /л.д.20/. 27 декабря 2004 года распоряжением МУ «Комитет имущественных отношений» № 257, данная квартира была принята в муниципальную собственность и передана на баланс МУ Служба заказчика» в оперативное управление /л.д.18,19/. Постановлением главы муниципального образования «Большесосновский района» от 28 февраля 2005 года № 47, указанная квартира была включена в число служебных /л.д.21/. Заявитель была принята на работу в качестве врача в Большесосновское ММУ «Больница» на основании трудового договора с 21 апреля 2005 года /л.д.8-11/. 10 июня 2005 года муниципальное учреждение служба «Заказчика», в оперативном управлении которой находилась двухкомнатная квартира по адресу: <адрес> заключила договор социального найма с Белозеровой Т.П. о предоставлении последней спорного жилого помещения во владение и пользование для проживания. 31 июля 2006 года указанная квартира была передана для проживания заявителю Большесосновским ММУ «Больница» для проживания /л.д.17/. Постановлением главы Большесосновского муниципального района от 14.09.2009 года № 622, указанная квартира была передана из оперативного управления Большесосновского ММУ «Больница» на ответственное хранение МУП «Служба заказчика» /л.д.28/; постановлением главы Большесосновского муниципального района от 06.10.2009 года № 663, были внесены изменения в постановление № 622 с указанием о том, что передаваемая квартира является служебной /л.д.29/. 16 сентября 2009 года МУП «Служба заказчика» предоставила заявителю указанную квартиру на основании договора социального найма на неопределенный срок, что подтверждается приобщенным к делу договором социального найма жилого помещения. В соответствие с ч. 3 ст. 6 Жилищного кодекса РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Жилищный кодекс РФ введен в действие с 01.03.2005 года, в связи с чем на момент включения спорной квартиры в число служебных жилых помещений действовал Жилищный кодекс РСФСР. Согласно ст.101 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры. Статья 92 Жилищного Кодекса РФ, предусматривает, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения; в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. В соответствии с п.п.3 и 5 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42, к служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры; отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество. С учетом изложенного, а также учитывая, что на время отнесения спорной квартиры к числу служебных, она была не занята по договору социального найма с какими либо нанимателями, поэтому суд считает отнесение органом местного самоуправления спорной квартиры в число служебных, было произведено в соответствии с действующим на то время жилищным законодательством РСФСР, что также соответствует и Жилищному законодательству Российской Федерации. В соответствие со ст. 93 Жилищного кодекса РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением. В соответствии с ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV кодекса «Специализированный жилищный фонд». В соответствии со статьями 4 и 5 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года № 1541-1 (в редакции ФЗ РФ от 11.06.2008 года № 84-ФЗ), не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения; собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения; Заявитель в суде пояснила, что при приеме ее на работу в Большесосновское ММУ «Больница», в качестве нуждающейся в жилом помещении она не состояла. На основании изложенного, а также принимая во внимание, что при предоставлении заявителю спорной квартиры, данная квартира являлась служебной и была предоставлена заявителю в связи с приемом ее на работу в муниципальное учреждение; орган местного самоуправления, как собственник этой квартиры, безвозмездно передавать эту квартиру в порядке приватизации не желает, поэтому отказ заявителю в приватизации занимаемого ею жилого помещения следует признан законным. Доводы заявителя тому, что спорная квартира была предоставлена ей на основании договора социального найма на неопределенный срок, не может изменить правовой статус спорного служебного жилого помещения. Кроме того, в соответствии со ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам по договорам социального найма, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и на основании решения органа местного самоуправления. Однако, заявитель на время предоставления ей спорного жилого помещения, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состояла, также какого-либо решения органа местного самоуправления о предоставлении заявителю спорной квартиры по договору социального найма не выносилось, о чем в суде пояснили заявитель и представитель МУП «Служба заказчика». С учетом изложенного заявление не может быть удовлетворено. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Отказать в удовлетворении заявления Гоффман (Белозеровой) <данные изъяты> о признании незаконным отказ муниципальным учреждением «Комитет имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального района Пермского края» в приватизации жилого помещения по адресу: с<адрес> и признании за ней права на приватизацию указанного жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья: Казанцев Н.В.
Большесосновского муниципального района Пермского края», что ею и было сделано. 11.04.2011 г. из МУ «Комитет имущественных отношений» ей было направлено письмо, в котором сообщалось, что ей отказывают в приватизации спорного жилья на том основании, что данное жилое помещение включено в число служебных помещений на основании
постановления главы Большесосновского муниципального района за № 47 от
28.02.2005 года. О том, что предоставленное ей для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: с. <адрес>, является служебным, её никто не поставил в известность: ни при устройстве на работу, ни при заключении договора социального найма от 10.06.2005 г. с МУ «Служба заказчика», ни при заключении договора найма жилого помещения от 31.07.2006 г. с Большесосновским ММУ «Больница». Об этом ей стало известно лишь в апреле 2011 года. Считает, что данное жилье ей было предоставлено не как служебное жилое помещение, а было передано ей в бессрочное пользование для проживания как муниципальное жилье, о чем свидетельствуют вышеуказанные договоры найма жилого помещения. Сведений о том, что данное жилое помещение является служебным, договоры найма не содержат, в известность её об этом никто не поставил, в связи с чем, она полагает, что она имеет право на приватизацию данной квартиры. Считает, что отказом нарушается ее право на приватизацию указанного жилого
помещения.
найма жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Белозерова (Гоффман) Т.П. на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояла. Решения о предоставлении квартиры заявительнице администрацией Большесосновского муниципального района не принималось. Заключение договора социального найма подтверждает лишь право на вселение в жилое помещение и пользования им. Отсутствие указания в договоре на статус квартиры, как служебной, на объем прав заявительницы не влияет, и не может его изменить. Частью 1 ст. 4 закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации, к их числу отнесены и служебные жилые помещения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы вправе принимать решение о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в и сельской местности жилищного фонда стационарных
учреждений социальной защиты населения. Данное положение говорит о том, что решение вопроса о приватизации служебной квартиры является исключительным правом
собственника данного жилого помещения и не допускается его понуждение в судебном порядке к принудительному предоставлению данного жилого помещения в собственность жильца в порядке приватизации (определение конституционного суда РФ от 21.12.2004г. № 441-О). В силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ именно собственнику принадлежит право распоряжения своим имуществом и отступление от данного правила, будет свидетельствовать о существенном ограничении прав собственника.