Дело № 2-59/ 2012 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации С. Большая Соснова 03 апреля 2012 года. Большесосновский районный суд Пермского края, в составе председательствующего судьи Казанцева Н.В., с участием представителя заинтересованного лица Литвиновой Т.К., при секретаре Смирновой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Большесосновского района Пермского края о признании незаконным бездействие администрации Черновского сельского поселения, выразившиеся в ненадлежащем исполнении полномочий по организации освещения улиц с.Черновское, д. Вары, д. Зачерная, д.Желнино, д.Плоска, д.Лягушино и обязании организовать освещение улиц указанных населенных пунктов в соответствии со стандартами, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения, в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, установил: Прокурор Большесосновского района Пермского края обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации Черновского сельского поселения, выразившиеся в ненадлежащем исполнении полномочий по организации освещения улиц с.Черновское, д. Вары, д. Зачерная, д.Желнино, д.Плоска, д.Лягушино и обязании организовать освещение улиц указанных населенных пунктов в соответствии со стандартами, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения, в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, В заявлении указал, что при проведении проверки исполнения федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения администрацией Черновского сельского поселения допускается незаконное бездействие по вопросам функционирования уличного освещения в указанных населенных пунктах поселения. Проведенной проверкой было установлено, что 05 марта 2012 года в период с 01 часов 05 минут до 01 часов 35 минут уличное освещение улиц с.Черновское, д.Вары, д.Зачерная, д.Желнино, д.Плоска, д.Лягушино было полностью отключено. Установление и применение указанного режима освещения улиц противоречит действующему законодательству и грубо нарушает права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности и отсутствие освещения улиц нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств. В судебное заседание прокурор Большесосновского района не прибыл. Своим заявлением просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. На заявленных требованиях настаивает. Представитель администрации Черновского сельского поселения Литвинова Т.К. в суде пояснила, что с 01 января 2012 года по 25 февраля 2012 года уличное освещение включалось с наступлением вечерних сумерек с 19 час. и выключалось в утренние сумерки с 09 час. На сегодняшний день в сельском поселении уличное освещение включается утром - до восхода солнца с 6.00 час. до 7.30 час. и вечером с начала вечерних сумерек с 9.00 до 12.00 час.. Для освещения улиц населенных пунктов в течении всего темного времени суток, администрация поселения возможности не имеет, в виду недостаточности денежных средств. Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные документы, приходит к следующему. Как следует из материалов дела, 05 марта 2012 года в период времени с 01.35 час. до 01.35 час., наружное освещение улиц населенных пунктов на территории Черновского сельского поселения отсутствовало, что подтверждается справкой прокуратуры Большесосновского района /л.д.7/, актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения /л.д. 6/. Согласно ст. 1 Федерального Закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами данного Федерального Закона являются: охрана жизни, здоровья граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно- транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Право на жизнь гарантировано ч. 1 ст. 20 Конституции РФ. В соответствии со ст. 6 ч. 4 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Исходя из ч. 1 ст. 12 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Согласно ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221) включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел. /час и транспортных средств в обоих направлениях- менее 50 ед. /час (п. 4.6.4.). приведенные положения указанного национального стандарта обязательны к применению в силу требований ч. 1 ст 46 Федерального закона “ О техническом регулировании” от 27.12.2002 года № 184- ФЗ, поскольку направлены на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления самостоятельно. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", к вопросам местного самоуправления относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; Согласно п.21 ч.1 ст.6 Устава Черновского сельского поселения, к вопросам местного значения Черновского сельского поселения относятся: в том числе организация освещения улиц. В соответствии с пунктом 7.43 Свода правил «СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», утвержденного Приказом Минрегиона РФ 27.12.2010 г. № 783 (далее Свода Правил), допускается снижение уровня наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой яркости более 0,8 кд/м2 или средней освещенности более 15 лк. Пунктом 7.44 Свода Правил предусмотрено, что не допускается в ночное время частичное отключение светильников при однорядном их расположении и установке по одному светильнику на опоре, а также на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно -хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений. В соответствии с пунктом 7.45 Свода Правил для надежной ориентации водителей и пешеходов светильники должны располагаться таким образом, чтобы образуемая ими линия ясно и однозначно указывала на направление дороги. С учетом вышеизложенного в судебном заседании установлено, что вопросы по освещению улиц населенных пунктов Черновского сельского поселения относятся к полномочиям администрации Черновского сельского поселения, и освещение улиц населенных пунктов подлежит в течении всего темного времени суток. Однако, как показала проверка 05 марта 2012 года, освещение улиц населенных пунктов Черновского сельского поселения в ночное время не осуществляется, что подтверждается вышеуказанными справкой старшего помощника прокурора Большесосновского района Мурай А.В. и актом выявленных недостатков. Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, можно отнести и освещение улиц населенного пункта. Ограничение искусственного наружного уличного освещения в ночное время нарушает права граждан. Принимая во внимание, что в суд не представлено убедительных доказательств тому, что администрация Черновского сельского поселения принимала необходимые меры, направленные на обеспечение освещения улиц населенных пунктов сельского поселения в течении всего темного времени суток, поэтому суд считает в действиях должностных лиц администрации поселения усматривается незаконное бездействие, выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязанностей по организации освещения улиц. С учетом изложенного, заявленное требование прокурора района подлежит удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным бездействие администрации Черновского сельского поселения, выразившиеся в ненадлежащем исполнении полномочий по организации освещения улиц с.Черновское, д.Вары, д.Зачерная, д.Желнино, д.Плоска, д.Лягушино Большесосновского района Пермского края. Обязать администрацию Черновского сельского поселения организовать освещение улиц с.Черновское д.Вары, д.Зачерная, д.Желнино, д.Плоска, д. Лягушино Большесосновского района Пермского края в соответствии со стандартами, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения, в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд в течение месяца со дня его вынесения. Судья: Казанцев Н.В.