2-60/2012 о признании незаконным бездействие администрации Полозовского сельского поселения



Дело № 2-60/ 2012 г.

                                                                          РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

С. Большая Соснова

04 апреля 2012 года.

Большесосновский районный суд Пермского края, в составе председательствующего судьи Казанцева Н.В., с участием прокурора Мурай А.В., представителя заинтересованного лица Овчинникова С.Н.,

при секретаре Смирновой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Большесосновского района Пермского края о признании незаконным бездействие администрации Полозовского сельского поселения, выразившиеся в ненадлежащем исполнении полномочий по организации освещения улиц с.Полозово, с.Нижний Лып, с. Красный Яр, с.Бердышево, с. Лисья и обязании организовать освещение улиц указанных населенных пунктов в соответствии со стандартами, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения, в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда,

                                                               установил:

Прокурор Большесосновского района Пермского края обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации Полозовского сельского поселения, выразившиеся в ненадлежащем исполнении полномочий по организации освещения улиц с.Полозово, с.Нижний Лып, с.Красный Яр, с.Бердышево, с.Лисья и обязании организовать освещение улиц указанных населенных пунктов в соответствии со стандартами, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения, в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

В заявлении указал, что при проведении проверки исполнения федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения администрацией Полозовского сельского поселения допускается незаконное бездействие по вопросам функционирования уличного освещения в указанных населенных пунктах поселения. Проведенной проверкой было установлено, что 05 марта 2012 года в период с 01 часов 50 минут до 02 часов 45 минут уличное освещение улиц вышеуказанных населенных пунктов было полностью отключено. На основании представленного протокола заседания председателей ТОС (территориальное общественное самоуправление) № 17 от 21 ноября 2011 года и главой администрации Полозовского сельского поселения было принято решение о возложении контроля за уличным освещением на специалистов территорий и председателей ТОС. Для экономии денежных средств свет включать в определенное время, там где имеются сельхозпредприятия, свет включать утром 2 раза (с 05.00 до 06.00 час. и с 07.30 до 09.30 час.). Установление и применение указанного режима освещения улиц противоречит действующему законодательству и грубо нарушает права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности и отсутствие освещения улиц нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств.

В судебное заседание прокурор на заявленных требованиях настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель администрации Полозовского сельского поселения Овчинников С.Н. в суде с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что освещение улиц населенных пунктов поселения производится в настоящее время в следующем порядке: утром с 05.00 до 06.00 час., затем с 07.30 час. до 09.30 час.; в вечернее время с 18.00 до 20.30 час., в выходные дни при проведении в конкретном населенном пункте массового мероприятия - с 18.00 час. до 24.00 час.. Указанный порядок уличного освещения был установлен администрацией поселения на основании решений, принятых на сходах граждан населенных пунктов, в виду недостаточности в поселении денежных средств.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные документы, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 05 марта 2012 года в период времени с 01.50 час. до 02.45 час., наружное освещение улиц населенных пунктов на территории Полозовского сельского поселения отсутствовало, что подтверждается справкой прокуратуры Большесосновского района /л.д.7/, актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения /л.д. 6/. Этого не отрицал в суде и представитель администрации сельского поселения Овчинников С.Н..

Согласно ст. 1 Федерального Закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами данного Федерального Закона являются: охрана жизни, здоровья граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно- транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Право на жизнь гарантировано ч. 1 ст. 20 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 6 ч. 4 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Исходя из ч. 1 ст. 12 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221) включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел. /час и транспортных средств в обоих направлениях- менее 50 ед. /час (п. 4.6.4.). приведенные положения указанного национального стандарта обязательны к применению в силу требований ч. 1 ст 46 Федерального закона “ О техническом регулировании” от 27.12.2002 года № 184- ФЗ, поскольку направлены на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", к вопросам местного самоуправления относятся:

утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

           Согласно п.21 ч.1 ст.6 Устава Полозовского сельского поселения, к вопросам местного значения Полозовского сельского поселения относятся: в том числе организация освещения улиц. Статья 37 ч.1 п.27 Устава Полозовского сельского поселения возлагает на администрацию Полозовского сельского поселения организовать освещение улиц.

В соответствии с пунктом 7.43 Свода правил «СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», утвержденного Приказом Минрегиона РФ 27.12.2010 г. № 783 (далее Свода Правил), допускается снижение уровня наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой яркости более 0,8 кд/м2 или средней освещенности более 15 лк.

Пунктом 7.44 Свода Правил предусмотрено, что не допускается в ночное время частичное отключение светильников при однорядном их расположении и установке по одному светильнику на опоре, а также на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно -хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений.

В соответствии с пунктом 7.45 Свода Правил для надежной ориентации водителей и пешеходов светильники должны располагаться таким образом, чтобы образуемая ими линия ясно и однозначно указывала на направление дороги.

С учетом вышеизложенного в судебном заседании установлено, что вопросы по освещению улиц населенных пунктов Полозовского сельского поселения относятся к полномочиям администрации Полозовского сельского поселения, и освещение улиц населенных пунктов подлежит в течении всего темного времени суток. Однако, как показала проверка 05 марта 2012 года, освещение улиц населенных пунктов Полозовского сельского поселения в ночное время не осуществляется, что подтверждается вышеуказанными справкой старшего помощника прокурора Большесосновского района Мурай А.В. и актом выявленных недостатков. Этого не отрицал в судебном заседании и представитель администрации Полозовского сельского поселения Овчинников С.Н., пояснив, что освещение улиц населенных пунктов поселения осуществляется согласно графика в темное время суток, а именно: утром с 05.00 до 06.00 час., с 07.30. до 09.30 час.; вечером с 19.30 до 22 час., а при проведении массовых мероприятий в выходные дни до 24 час., что также подтверждается графиком /л.д.10/.

Доводы представителя администрации Полозовского сельского поселения Овчинникова С.Н. тому, что администрацией сельского поселения принимались необходимые меры по уличному освещению населенных пунктов: выносился данный вопрос на сходы граждан населенных пунктов где были приняты решения включать и выключать уличное освещение в соответствии вышеуказанным графиком, суд считает не состоятельными, поскольку исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, можно отнести и освещение улиц населенного пункта. Ограничение искусственного наружного уличного освещения в ночное время нарушает права граждан.

Кроме этого, принятое решение администрацией Полозовского сельского поселения об освещении в темное время суток улиц населенных пунктов поселения по установленному графику, противоречит вышеуказанному федеральному законодательству, в частности федеральному закону РФ (ст. 1 и ч. 1 ст. 12) «О безопасности дорожного движения» (ст.1 и ч.1 ст. 12), в котором указано, что содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Задачами данного Федерального Закона являются: охрана жизни, здоровья граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно- транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

         Принимая во внимание, что в суд не представлено убедительных доказательств тому, что администрация Полозовского сельского поселения принимала необходимые меры, направленные на обеспечение освещения улиц населенных пунктов сельского поселения в течении всего темного времени суток, поэтому суд считает в действиях должностных лиц администрации поселения усматривается незаконное бездействие, выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязанностей по организации освещения улиц.

           С учетом изложенного, заявленное требование прокурора района подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                     решил:

Признать незаконным бездействие администрации Полозовского сельского поселения, выразившиеся в ненадлежащем исполнении полномочий по организации освещения улиц с.Полозово, с.Нижний Лып, с.Красный Яр, с.Бердышево, с.Лисья Большесосновского района Пермского края.

Обязать администрацию Полозовского сельского поселения организовать освещение улиц с.Полозово, с.Нижний Лып, с. Красный Яр, с.Бердышево, с.Лисья Большесосновского района Пермского края в соответствии со стандартами, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения, в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья:           подпись                                 Казанцев Н.В.

Копия верна, судья:                                    Казанцев Н.В.