Дело № 2-62/ 2012 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации С. Большая Соснова 03 апреля 2012 года. Большесосновский районный суд Пермского края, в составе председательствующего судьи Казанцева Н.В., при секретаре Смирновой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Большесосновского района Пермского края о признании незаконным бездействие администрации Петропавловского сельского поселения, выразившиеся в ненадлежащем исполнении полномочий по организации освещения улиц с. Петропавловск, с. Пермяки, с. Солоды, д.Селетки, д.Большие Кизели, и обязании организовать освещение улиц указанных населенных пунктов в соответствии со стандартами, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения, в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, установил: Прокурор Большесосновского района Пермского края обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации Петропавловского сельского поселения, выразившиеся в ненадлежащем исполнении полномочий по организации освещения улиц с.Петропавловск, с. Пермяки, с.Солоды, д.Селетки, д. Большие Кизели и обязании организовать освещение улиц указанных населенных пунктов в соответствии со стандартами, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения, в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда. В заявлении указал, что при проведении проверки исполнения федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения администрацией Петропавловского сельского поселения допускается незаконное бездействие по вопросам функционирования уличного освещения в указанных населенных пунктах поселения. Проведенной проверкой было установлено, что 07 марта 2012 года в период с 01 часов 50 минут до 03 часов 10 минут уличное освещение улиц с.Петропавловск, с.Пермяки, с.Солоды, д. Селетки и д. Большие Кизели было полностью отключено. Так же в ходе проверки было установлено, что в соотвествии с письмом главы администрации Петропавловского сельского поселения №30 от 30 января 2012 года освещение улиц сел на территории сельского поселения осуществляется в периоды с 20 часов до 09 часов; но в ходе проверки было установлено, что освещение улиц в период времени с 01 часов 50 мин. до 03 час. 10 минут 07 марта 2012 года полностью отсутствовало. Применение указанного режима освещения улиц противоречит действующему законодательству и грубо нарушает права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности и отсутствие освещения улиц нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств. В судебное заседание прокурор Большесосновского района не прибыл. Своим заявлением просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. На заявленных требованиях настаивает. Представитель администрации Петропавловского сельского поселения в суд не прибыл. Своим заявлением глава администрации Идрисов Г.И. просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. С заявленными требованиями согласен. Суд, исследовав представленные документы, приходит к следующему. Как следует из материалов дела, 07 марта 2012 года в период времени с 01 часов 50 мин. до 03 часов 10 минут. наружное освещение улиц с.Петропавловск, с.Пермяки, с.Солоды, д.Селетки и д. Большие Кизели, отсутствовало, что подтверждается справкой прокуратуры Большесосновского района /л.д.7/, актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения /л.д. 6/ и объяснениями сотрудников полиции Потанина Б.Н. и Каракулова И.В. /л.д.8,9/. Из письма главы администрации Петропавловского сельского поселения в адрес прокурора Большесосновского района от 27 января 2012 года следует, что на территории сельского поселения освещение улиц производится согласно графику; освещение улиц с.Петропавловска осуществляется частично, причина отсутствие фонарной линии; направлено письмо 31 января 2012 года в адрес Очерских электросетей о монтаже провода /л.д.10-12/. Согласно ст. 1 Федерального Закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами данного Федерального Закона являются: охрана жизни, здоровья граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно- транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Право на жизнь гарантировано ч. 1 ст. 20 Конституции РФ. В соответствии со ст. 6 ч. 4 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Исходя из ч. 1 ст. 12 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Согласно ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221) включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел. /час и транспортных средств в обоих направлениях- менее 50 ед. /час (п. 4.6.4.). приведенные положения указанного национального стандарта обязательны к применению в силу требований ч. 1 ст 46 Федерального закона “ О техническом регулировании” от 27.12.2002 года № 184- ФЗ, поскольку направлены на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления самостоятельно. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", к вопросам местного самоуправления относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; В соответствии с пунктом 7.43 Свода правил «СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», утвержденного Приказом Минрегиона РФ 27.12.2010 г. № 783 (далее Свода Правил), допускается снижение уровня наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой яркости более 0,8 кд/м2 или средней освещенности более 15 лк. Пунктом 7.44 Свода Правил предусмотрено, что не допускается в ночное время частичное отключение светильников при однорядном их расположении и установке по одному светильнику на опоре, а также на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно -хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений. В соответствии с пунктом 7.45 Свода Правил для надежной ориентации водителей и пешеходов светильники должны располагаться таким образом, чтобы образуемая ими линия ясно и однозначно указывала на направление дороги. С учетом вышеизложенного в судебном заседании установлено, что вопросами по освещению улиц населенных пунктов Петропавловского сельского поселения относится к полномочиям администрации Петропавловского сельского поселения, и освещение улиц населенных пунктов подлежит в течении всего ночного времени. Однако, как показал проверка 07 марта 2012 года, освещение улиц населенных пунктов Петропавловского сельского поселения в ночное время не осуществляется, что подтверждается вышеуказанными справкой старшего помощника прокурора Большесосновского района Мурай А.В. и актом выявленных недостатков. Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, можно отнести и освещение улиц населенного пункта. Ограничение искусственного наружного уличного освещения в ночное время нарушает права граждан. Принимая во внимание, что в суд не представлено убедительных доказательств тому, что администрация Петропавловского сельского поселения принимала необходимые меры, направленные по обеспечению освещения улиц населенных пунктов сельского поселения в течении всего темного времени суток, поэтому суд считает в действиях должностных лиц администрации поселения усматривается незаконное бездействие, выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязанностей по организации освещения улиц населенных пунктов. С учетом изложенного, заявленное требование прокурора района подлежит удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным бездействие администрации Петропавловского сельского поселения, выразившиеся в ненадлежащем исполнении полномочий по организации освещения улиц с. Петропавловск, с. Пермяки, с.Солоды, д.Селетки и д.Большие Кизели Большесосновского района Пермского края. Обязать администрацию Петропавловского сельского поселения организовать освещение улиц с. Петропавловск, с.Пермяки, с.Солоды, д.Селетки и д.Большие Кизели Большесосновского района Пермского края в соответствии со стандартами, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения, в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд в течение месяца со дня его вынесения. Судья: подпись Казанцев Н.В. Копия верна, судья: Казанцев Н.В.