Дело № 2-43/ 2012 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации С. Большая Соснова 02 марта 2012 года. Большесосновский районный суд Пермского края, в составе председательствующего судьи Казанцева Н.В., с участием прокурора Большесосновского района Халезина С.В., представителей заинтересованного лица Кожина П.В. и Жужгова В.В., при секретаре Бушуевой О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Большесосновского района Пермского края о признании незаконным бездействие администрации Большесосновского сельского поселения, выразившиеся в ненадлежащем исполнении полномочий по организации освещения улиц с.Большая Соснова и обязании организовать освещение улиц с.Большая Соснова в соответствии со стандартами, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения, в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, установил: Прокурор Большесосновского района Пермского края обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации Большесосновского сельского поселения, выразившиеся в ненадлежащем исполнении полномочий по организации освещения улиц с.Большая Соснова и обязании организовать освещение улиц с.Большая Соснова в соответствии со стандартами, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения, в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда. В заявлении указал, что при проведении проверки исполнения федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения администрацией Большесосновского сельского поселения допускается незаконное бездействие по вопросам функционирования уличного освещения в с.Большая Соснова. В соответствии с решением Совета депутатов Большесосновского сельского поселения № 78 от 28 декабря 2007 года, включение уличного освещения на территории Большесосновского сельского поселения производится вечером с наступлением темного времени суток до 23 час. в рабочие дни; в праздничные и выходные дни до 24 час., утром с 07 час. до наступления светлого времени суток. Так, проведенной проверкой было установлено, что 21 января 2012 года в период с 00 час. 30 мин. до 01 час. 30 мин. и с 05 час. 10 мин. до 05 час. 30 мин. уличное освещение улиц с.Большая Соснова было полностью отключено. Применение указанного режима освещения улиц противоречит действующему законодательству и грубо нарушает права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности. В суде прокурор района Халезин С.В. заявленное требование поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Представитель администрации Большесосновского сельского поселения Жужгов В.В. в суде заявленное требование не признал. Пояснил, что администрация сельского поселения в силу своего статуса не может быть ответчиком по данному иску, так как она является исполнительным органом местного самоуправления и исполняет решения представительного (законодательного) органа местного самоуправления. Освещение улиц с.Б.Соснова осуществляется в соответствии с решением Совета депутатов Большесосновского сельского поселения в течении 4 лет, которое поддержали жители сельского поселения на сходах граждан, и с учетом выделенных на это денежных средств, предусмотренных бюджетом сельского поселения. Проверка освещения улиц была проведена без хозяйствующего субъекта. Дороги, на которых нужно соблюдать безопасность, на балансе администрации не стоят и в казне муниципального имущества не числятся. Глава администрации Большесосновского сельского поселения Кожин П.В. доводы своего представителя поддержал. Пояснил, что дополнительных денежных средств для осуществления освещения в с.Б.Соснова в течении всего темного времени суток, нет, так как не заложены в бюджете. По вопросам дополнительного финансирования по данному вопросу, администрация сельского поселения, в представительный орган поселения, с предложениями не выходила. Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные документы, приходит к следующему. Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов Большесосновского сельского поселения № 78 от 28 декабря 2007 года «Об упорядочении режима уличного освещения на территории Большесосновского сельского поселения», включение уличного освещения в населенных пунктах поселения производить: утром - с 07 часов до наступления светлого времени суток; вечером - с наступлением темного времени суток до 23 часов; в выходные дни - вечером, с наступлением темного времени суток до 24 часов /л.д.13/. Актами проверки уличного освещения с.Большая Соснова от 21 января 2012 года было установлено, что в ночное время с 00 час. до 05 час. 40 мин. наружное освещение улиц с.Большая Соснова отсутствовало /л.д.6,7,8,9/. Это также подтверждается справкой старшего помощника прокурора Большесосновского района Мурай А.В. /л.д.10/ и объяснениями сотрудников полиции ФИО1 и ФИО2 /л.д.11,12/. Согласно ст. 1 Федерального Закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами данного Федерального Закона являются: охрана жизни, здоровья граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно- транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Право на жизнь гарантировано ч. 1 ст. 20 Конституции РФ. В соответствии со ст. 6 ч. 4 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Исходя из ч. 1 ст. 12 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Согласно ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» ( утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221) включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел. /час и транспортных средств в обоих направлениях- менее 50 ед. /час (п. 4.6.4.). приведенные положения указанного национального стандарта обязательны к применению в силу требований ч. 1 ст 46 Федерального закона “ О техническом регулировании” от 27.12.2002 года № 184- ФЗ, поскольку направлены на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления самостоятельно. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения. В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Большесосновское поселение» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц. Это также закреплено и в разделе 4 п 27 Положения об администрации Большесосновского сельского поселения. В соответствии с пунктом 7.43 Свода правил «СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», утвержденного Приказом Минрегиона РФ 27.12.2010 г. № 783 (далее Свода Правил), допускается снижение уровня наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой яркости более 0,8 кд/м2 или средней освещенности более 15 лк. Пунктом 7.44 Свода Правил предусмотрено, что не допускается в ночное время частичное отключение светильников при однорядном их расположении и установке по одному светильнику на опоре, а также на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно -хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений. В соответствии с пунктом 7.45 Свода Правил для надежной ориентации водителей и пешеходов светильники должны располагаться таким образом, чтобы образуемая ими линия ясно и однозначно указывала на направление дороги. С учетом вышеизложенного в судебном заседании установлено, что вопросами по освещению улиц села Большая Соснова относится к полномочиям администрации Большесосновского сельского поселения, и освещение улиц села подлежит в течении всего ночного времени. Однако, освещение улиц села Большая Соснова осуществляется в соответствии с решением Совета депутатов № 78 от 28 декабря 2007 года: утром - с 7 час. до наступления светлого времени суток; вечером - с наступлением темного времени суток до 23 час.; в выходные дни - вечером, с наступлением темного времени суток до 24 час.. Это подтверждается вышеуказанными справкой старшего помощника прокурора Большесосновского района Мурай А.В. и актами выявленных недостатков. Этого не отрицали в суде и представители администрации сельского поселения. Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, можно отнести и освещение улиц населенного пункта. Ограничение искусственного наружного уличного освещения в ночное время нарушает права граждан. Доводы представителей администрации Большесосновского сельского поселения тому, что дороги в с.Большая Соснова в казне муниципального имущества не числятся, суд считает не состоятельными, так как по данному делу рассматривается вопрос по освещению улиц с.Б.Соснова, организацией которого занимается администрация поселения, что регламентировано вышеуказанными нормативными актами, а также приложенными к делу списком протяженности дорожно-уличной сети и наличием светильников уличного освещения по Большесосновскому сельскому поселению. Доводы представителей администрации Большесосновского сельского поселения тому, что вышеуказанный порядок освещения улиц с.Большая Соснова осуществляется в соответствии с решением Совета депутатов сельского поселения № 78 от 28 декабря 2007 года, не может принят судом во внимание, поскольку суд полагает данное решение Совета депутатов сельского поселения противоречит вышеуказанному федеральному законодательству. Учитывая, что в суд не представлено доказательств тому, что администрация Большесосновского сельского поселения принимала необходимые меры, направленные по обеспечению освещения улиц села Большая Соснова в течении всего темного времени суток, что предусмотрено Уставом Большесосновского сельского поселения ( статья 41 - администрация поселения составляет проект бюджета поселения; организует освещение улиц); Положением об администрации Большесосновского сельского поселения (раздел 3 п.2 - вносит на рассмотрение в представительный орган поселения проекты нормативных правовых актов, проекты местного бюджета поселения), поэтому считает в действиях должностных лиц администрации поселения усматривается незаконное бездействие, выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязанностей по организации освещения улиц с.Большая Соснова. С учетом изложенного, заявленное требование прокурора района подлежит удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным бездействие администрации Большесосновского сельского поселения, выразившиеся в ненадлежащем исполнении полномочий по организации освещения улиц села Большая Соснова Большесосновского района Пермского края. Обязать администрацию Большесосновского сельского поселения организовать освещение улиц села Большая Соснова Большесосновского района Пермского края в соответствии со стандартами, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения, в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд в течение месяца со дня его вынесения. Судья: подпись Казанцев Н.В. Копия верна, судья: Казанцев Н.В.