беспрепятственный доступ инвалидов



Дело № 2-118/ 2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Село Большая Соснова                             10 мая 2011 года

Большесосновский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Селютиной С.Л.,

с участием прокурора Мурая А.В.,

представителей ответчиков Архиповой Е.С., Шадриной Л.В.,

представителя 3-го лица Поносовой Н.Ю.,

при секретаре Вьюжаниной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большесосновского района к Администрации Большесосновского муниципального района, Муниципальному учреждению «Большесосновская межпоселенческая центральная библиотека» в интересах неопределенного круга лиц об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной структуры,

у с т а н о в и л :

Истец обратился в суд с иском к ответчикам в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной структуры, в обоснование иска указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Большесосновского района в марте 2011 года, по исполнению законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в с. Большая Соснова, установлено, что Администрацией Большесосновского муниципального района нарушены требований действующего федерального и регионального законодательства, при входе в здание Муниципального учреждения «Большесосновская межпоселенческая центральная библиотека» по ул. Школьная, 1 имеется крыльцо со ступеньками, на которых отсутствуют пандусы и поручни у лестниц при входе в здание. Данное нарушение влечет за собой нарушение прав граждан с ограниченными возможностями (инвалидов), ограничивает беспрепятственный доступ инвалидам к объектам социальной инфраструктуры. Просит суд обязать Администрацию Большесосновского муниципального района обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно - оборудовать пандусами и поручнями у лестниц вход в здание Муниципального учреждения «Большесосновская межпоселенческая центральная библиотека» по адресу: с. Большая Соснова, ул. Школьная,1.

В судебном заседании прокурор на своем требовании настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель Администрации Большесосновского муниципального района Архипова Е.С. иск не признала, пояснила, что здание по ул. Школьная, 1 передано в оперативное управление библиотеке и руководство библиотеки обязано следить за зданием и проводить там ремонты, в том числе обязаны установить пандус. В ходе судебного заседания исковые требования прокурора признала в полном объеме.

Представитель ответчика Шадрина Л.В. с иском прокурора согласна в полном объеме.

Представитель 3-го лица Поносова Н.Ю. требования заявленные прокурором поддержала в полном объеме, пояснила, что в Большесосновском районе живут инвалиды - колясочники, в том числе и дети, которые посещают детскую библиотеку. В библиотеке проводятся различные мероприятия, приходится заносить инвалидов на руках.

Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, пришел к следующему:

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Нормы Федерального закона РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» направлены на обеспечение инвалидом равных с другими гражданами возможностей и реализации гражданских прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания.

Согласно ст. 3 Закона Пермской области от 27.12.2004 года № 1957-424 объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, являются административные здания и сооружения.

Ст. 4 Закона Пермской области от 27.12.2004 года № 1957-424 установлен перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, согласно которого указанные в ст. 3 вышеназванного закона объекты должны быть оборудованы пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания.

Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры входит в круг обязанностей: Правительства Российской Федерации; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; любых коммерческих и некоммерческих организаций независимо от их организационно-правовых форм.

Из материалов дела следует, что вход в здание Муниципального учреждения «Большесосновская межпоселенческая центральная библиотека» осуществляется по ступеням и не приспособлен для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения, а именно: отсутствуют пандусы (пологий спуск) для въезда инвалида в коляске, отсутствуют поручни. Администрацией Большесосновского муниципального района не соблюдаются права инвалидов, предусмотренные ст. 15 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в связи с чем доступ маломобильных групп населения к зданию Муниципального учреждения «Большесосновская межпоселенческая центральная библиотека» отсутствует.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования прокурора Большесосновского района удовлетворить.

Обязать Администрацию Большесосновского муниципального района, Муниципальное учреждение «Большесосновская межпоселенческая центральная библиотека» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно - оборудовать пандусами и поручнями у лестниц вход в здание Муниципального учреждения «Большесосновская межпоселенческая центральная библиотека» по адресу: с. Большая Соснова, ул. Школьная, 1.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд в течение 10 дней.

Судья         /подпись/            С.Л. Селютина

Копия верна, судья                С.Л. Селютина