Дело № 2-124-2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С.Большая Соснова 16 мая 2011 года Большесосновский суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Матусевич Е.И. с участием прокурора Тарасовой Н.П. истца Скурыдиной А.А. представителя Администрации Большесосновского района Терехиной В.С. при секретаре Бушуевой О.Р., рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Большесосновского района к Администрации Большесосновского муниципального района, Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерству финансов Пермского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор обратился в суд с иском в интересах Скурыдиной А.А. к ответчикам, указав, что Скурыдина А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, в связи с тем, что ее родители были лишены родительских прав. 02 февраля 2011 года Скурыдина А.А. была включена в льготную очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в получении жилья под номером 86. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение жилой площадью вне очереди не ниже установленных социальных норм в отношении данной категории лиц, осуществляется органами исполнительной власти по месту жительства. Статья 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантирует обеспечение жильем этой категории граждан. Обеспечение жилой площадью данной категории граждан является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с. п. 4 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Главным распорядителем средств бюджета Пермского края, как субъекта России, согласно Закону Пермского края от 23 декабря 2009 года 3 560-ПК, «О бюджете Пермского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов», является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 24 июля 2006 года № 8-п, Министерство финансов Пермского края является финансовым органом Пермского края и выступает в защиту государственных интересов, в том числе по средствам областного и краевого бюджета, казны Пермского края. Оплата расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, в целях предоставления его вне очереди лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору социального найма, является расходным обязательством Министерства финансов Пермского края. Скурыдина А.А. жилья не имеет, в составе ее семьи - дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Жилое помещение Скурыдиной А.А. должно быть предоставлено, в соответствии с ч.5 ст. 57 ЖК РФ, ч. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилого фонда Пермского края по договорам социального найма», с учетом членов ее семьи. Суд просил обязать Правительство Пермского края, Министерство финансов Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края выделить денежные средства на приобретение администрацией Большесосновского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Скурыдиной А.А. на семью из двух человек. Обязать Администрацию Большесосновского муниципального района за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, Министерством финансов Пермского края, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерством социального развития Пермского края приобрести и выделить Скурыдиной А.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории Полозовского сельского поселения Большесосновского муниципального района на семью из двух человек не менее 12 квадратных метров вне очереди. В суде прокурор на заявленных требованиях настаивал, суд просил о их удовлетворении. Скурыдина А.А. в суде иск прокурора поддержала, суд просила удовлетворить иск в полном объеме. Представитель Администрации Большесосновского муниципального района в суде иск прокурора признал в части приобретения и выделения жилого помещения только Скурыдиной А.А., без учета членов ее семьи. Представители Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерства Финансов Пермского края в суд не прибыли, иск не признали, дело просили рассмотреть в их отсутствие ( л.д.28-32, 39,40-44, 45-49). Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Скурыдина А.А., 08 апреля 1989 года рождения, в возрасте 13 лет осталась без попечения родителей, которые в июне 2003 года были лишены родительских прав ( л.д.10, 11). В связи с чем, постановлением главы Администрации Большесосновского района № 215 от 06 августа 2003 года ( л.д. 15) Скурыдина А.А. была передана на воспитание в приемную семью. 22 июня 2009 года Скурыдина А.А. была отчислена из ГОУ СПО «Нытвенский промышленно-экономический колледж» ( л.д. 12). Скурыдина А.А. и ее дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ( л.д. 22) не имеют жилья, о чем в суде заявил прокурор, и дала пояснения Скурыдина А.А., о чем свидетельствуют и материалы дела на листах 9, 13,14. Скурыдина А.А. значится зарегистрированной по <адрес>. Данное жилое помещение постановлением главы Кленовской сельской администрации № 22-р от 07 августа 2003 года было закреплено за Скурыдиной А.А. 07 декабря 2009 года распоряжением № 96/1-р главы Кленовского сельского поселения, указанное выше постановление № 22-р от 07 августа 2003 года отменено на основании протеста прокурора Большесосновского района в связи с тем, что это жилое помещение не пригодно для проживания, и органы местного самоуправления не приняли мер по обеспечению его сохранности. Согласно информации Администрации Большесосновского района № 231 от 13 апреля 2011 года Скурыдина А.А. с 07 февраля 2011 года состоит на учете как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в жилых помещениях. После окончания пребывания в образовательном учреждении Скурыдина А.А. прибыла в <адрес>, где проживала, снимая квартиру по <адрес>, после чего стала проживать в доме своей приемной матери по <адрес>, где и проживает по сей день вместе со своей дочерью, о чем в суде пояснила Скурыдина А.А. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах России или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указанные дети, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил России, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Также данной статьей предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-14 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительством Пермского края. В соответствии с п.п. 2,3,15,16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденными Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22 июня 2000 года, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил России, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Законом Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей. В суде установлено, что Скурыдина А.А. не имеет закрепленного жилого помещения, с 07 февраля 2011 года состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своего жилья не имеет, проживает в доме своей приемной матери. Скурыдина А.А. имеет дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, Скурыдина А.А. вместе со своей малолетней дочерью подлежит обеспечению вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Постановлением Главы Полозовского сельского поселения, где Скурыдина А.А. была поставлена на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, № 72 от 07 сентября 2006 года «Об установлении учетной нормы обеспеченности жилой площадью для постановки на учет отдельных категорий граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» утверждена учетная норма обеспеченности общей площадью на одного члена семьи 12 квадратных метров ( л.д.21). В связи с чем, Скурыдиной А.А. подлежит предоставление жилого помещения, с учетом члена ее семьи - дочери, общей площадью 24 квадратных метра. Согласно п. п. 2, 5 Постановления Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п перечисление субсидий (средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей) местным бюджетам осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья исходя из количества детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 01 января текущего года, у которых возникает право на обеспечение жилым помещением в текущем финансовом году и у которых данное право не реализовано до начала текущего финансового года ( за исключением детей -сирот, право на обеспечение жилым помещением которых на момент распределения средств, субсидий, выделенных в текущем финансовом году, реализовано путем предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма или путем предоставления выплаты на приобретение жилого помещения, в том числе за счет ранее предоставленных средств, субсидий). Обстоятельство того, что по состоянию на 01 января 2011 года Скурыдина А.А. не состояла на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, положения не может изменить, поскольку окончание срока ее пребывания в образовательном учреждении пришлось на июнь 2009 года ( л.д. 12). Поэтому и в связи с тем, что 07 декабря 2009 года было отменено распоряжение о закреплении за ней жилого помещения, по состоянию на 01 января 2010 года она должна была быть поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Вопреки этому, органы местного самоуправления Большесосновского района поставили Скурыдину А.А. на учет лишь в феврале 2011 года. Таким образом, принимая во внимание изложенное, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. При этом оснований для возложения обязанности на Правительство Пермского края, Министерство финансов Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, исходя из указанных выше норм действующего законодательства, не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края предоставить Скурыдиной <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди, благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 24 квадратных метра по договору социального найма на семью из двух человек на территории Полозовского сельского поселения Большесосновского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья