Дело № 2-97/2011г. Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации с.Большая Соснова 20 апреля 2011 года. Большесосновский суд Пермского края, в составе председательствующего судьи Казанцева Н.В., с участием помощника прокурора Большесосновского района Тарасовой Н.П., истца Вшивкова А.А., представителя администрации Большесосновского муниципального района Терехиной В.С., при секретаре Смирновой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Б.Соснова гражданское дело по заявлению прокурора Большесосновского района в защиту интересов Вшивкова <данные изъяты> о внеочередном предоставлении жилого помещения, установил: Прокурор Большесосновского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Вшивкова А.А., которым просит: обязать Правительство Пермского края, Министерство финансов Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края выделить денежные средства на приобретение администрацией Большесосновского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Вшивкову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на семью из 4 человек; обязать администрацию Большесосновского муниципального района за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, Министерством финансов Пермского края, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерством социального развития Пермского края приобрести и выделить Вшивкову Александру Андреевичу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории Левинского сельского поселения Большесосновского муниципального района на семью из 4 человек вне очереди. В заявлении указал, что Вшивков А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; до 18-летнего возраста, остался без попечения родителей, в связи с тем, что его мать - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце отсутствуют. 29 декабря 2010 года Вшивков А.А. включен в льготную очередь детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа нуждающихся в получении жилья под номером 76. Согласно Федерального законодательства, дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющих жилья, после окончания пребывания в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, обеспечиваются вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм, по договору социального найма органами исполнительной власти по месту жительства. В соответствии с Законом Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 1939-419 от 29.12.2004 года, установлена гарантия обеспечения жилой площадью, именно этой категории граждан, органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора. Финансирование для обеспечения их жилыми помещениями, относится к расходным обязательствам субъекта РФ. Согласно п.п.2,5 постановления Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п, перечисление субсидий (средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей) местным бюджетам осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. При этом, распределение субсидий для этого осуществляет Министерство социального развития Пермского края исходя из количества детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 01 января текущего года, у которых возникает право на обеспечение жилым помещением в текущем финансовом году и у которых данное право не реализовано до начала текущего финансового года. Положением о Министерстве финансов Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 24 июля 2006 года № 8-п установлено, что Министерство финансов Пермского края является финансовым органом Пермского края. В соответствии с п.1.6 данного положения, Министерство финансов выступает в защиту государственных интересов, в том числе: по средствам областного и краевого бюджета, казны Пермской области и Пермского края. Оплата расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, в целях предоставления его вне очереди лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма, является расходным обязательством Министерства финансов Пермского края. В судебном заседании помощник прокурора района Тарасова Н.П. требование прокурора поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Однако, уточнила исковые требования и просила суд о внеочередном предоставлении Вшивкову А.А. жилого помещения с учетом членов его семьи, состоящей из 2-х человек, так как доказательств тому, что ФИО7 и ее дочь ФИО4 являются членами его семьи, не имеется. Привлеченная по делу в качестве истца Вшивков А.А. /л.д.1/ исковые требования прокурора поддержал, с пояснениями в суде прокурора согласился. Пояснил, что до 4 лет проживал с матерью, которая умерла; своего отца не знает. Проживал с матерью в жилом доме в с.Левино Большесосновского района; в настоящее время данного дома нет. После смерти матери, он проживал в доме в с.Левино с тетей ФИО6, которая являлась его опекуном. В 2005 году закончил 9 классов Левинской средней школы, затем учился три года в ПУ-74 с.Б.Соснова. После окончания училища, вновь стал проживать в доме своей тети ФИО6 в с.Левино, где проживает со своим сыном, сожительницей и ее дочерью Виолеттой до настоящего времени. Указанный жилом дом, принадлежит ФИО6, которая со своим мужем также проживают в нем. Своего жилого помещения не имеет; после окончания ПУ-74 в 2008 году ему жилое помещение не предоставлялась. Представитель администрации Большесосновского муниципального района Терехина В.С. с исковыми требованиями не согласилась. Считает, что жилое помещение Вшивкову А.А. должно быть представлено администрацией сельского поселения по месту его регистрации рождения или первичного устройства в семью, и которое обязано заключить с ребенком -сиротой договор социального найма, так как жилые помещения для данной категории детей приобретаются за счет средств бюджета Пермского края или Российской Федерации, и передаются в сельские поселения. Представители Правительства Пермского края, Министерства финансов Пермского края, Министерства социального развития Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, в суд не прибыли, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В своих отзывах с исковыми требованиями не согласились. Представители Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края просили в иске отказать. В своих отзывах указали, что жилые помещения указанной категории детей предоставляются из муниципального жилищного фонда, без учета членов их семей. Кроме этого, в суд не представлено доказательств тому, что органом местного самоуправления выносилось какое -либо постановление, на основании которого Вшивков А.А. был поставлен на учет, как нуждающийся во внеочередном предоставлении жилого помещения. Считают, что у Вшивкова А.А. не возникло право на обеспечение его жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представитель Министерства финансов Пермского края просил в иске к Министерству отказать, так как денежные средства, предусмотренные в бюджете Пермского края, для приобретения жилья детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются органам местного самоуправления в полном объеме. Выделение дополнительных денежных средств будет нарушать бюджетный процесс Пермского края и бюджетные полномочия Министерства финансов Пермского края. Суд, выслушав стороны, исследовав имеющиеся в деле письменные документы, полагает заявление прокурора подлежит удовлетворению. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ст. 5 указанного Федерального закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора области и Правительства Пермского края. В соответствии с п.п.2,3,15,16 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22 июня 2000 года, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Законом Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей. Финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Пермского края на соответствующий год отдельно по каждой категории граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона. Из справки о рождении Вшивкова А.А. следует, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>; его родителями являются: мать -ФИО2; отец - ФИО3, сведения о котором внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка /л.д.9/. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что отцовство в отношении Вшивкова А.А. в установленном законом порядке не установлено. Вшивков А.А. в суде пояснил, что своего отца он не знает. ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о ее смерти /л.д.14/. В судебном заседании установлено, что истец Вшивков А.А. находился до 18-летнего возраста под опекой ФИО6, проживал и до настоящего времени проживает в квартире опекуна, по адресу: <адрес> края, о чем он пояснил в суде. Это также подтверждается отметкой в его паспорте о регистрации по месту проживания /л.д.7/. Жилой дом, в котором Вшивков А.А. проживал со своей матерью до ее смерти, в настоящее время в наличии нет, так как в период 1996-1998 г.г. был разобран, что подтверждается актом администрации Левинского сельского поселения /л.д.15/. Вшивков А.А. в суде пояснил, что в 2008 году он закончил обучение в Большесосновском ПУ-74, после чего был поставлен на учет по месту своего проживания для льготного получения жилого помещения, так как жилого помещения он не имеет. Это подтверждается сообщением администрации Большесосновского муниципального района от 10 марта 2011 года о том, что Вшивков А.А., как лицо, оставшееся без попечения родителей состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и поставлен на учет на льготную очередь под номером 76 /л.д.18-22/. О том, что Вшивков А.А. имеет статус сироты, подтверждается справкой отдела по Большесосновскому району Межрайонного территориального управления № 1 Министерства социального Пермского края /л.д.10/. О том, что Вшивков А.А. был поставлен на учет на льготную очередь по предоставлению жилого помещения, как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, подтвердила также в судебном заседании представитель администрации Большесосновского муниципального района. Поэтому суд считает доводы представителя Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края о том, что отсутствует постановление органа местного самоуправления по этому вопросу, не обоснованным. Согласно сведений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, центра технической инвентаризации Пермского края право собственности на какое - либо жилое помещение на имя Вшивкова А.А., не зарегистрировано /л.д. 12,13/. С учетом изложенного, в судебном заседании установлено, что Вшивков А.А. является лицом, из числа детей, оставшийся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, окончил пребывание в образовательном учреждении, своевременно был поставлен на учет. Однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Согласно ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Вшивков А.А. имеет на иждивении несовершеннолетнего сына ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения /л.д.17/; Другие лица, проживающие совместно с ним: ФИО7 и ее дочь ФИО4 /л.д.8/, в соответствии с вышеуказанной статьей 69 ЖК РФ, не являются членами его семьи, так как брак между Вшивковым А.А. и ФИО7 не зарегистрирован, поэтому суд считает, исковые требования прокурора района подлежат удовлетворению с учетом семьи Вшивкова А.А., состоящей из двух человек. Согласно ст. 5 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительный гарантии для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. С учетом изложенного суд считает уточнить исковые требования и возложить на администрацию Большесосновского муниципального района по предоставлению Вшивкову А.А. жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Обязать администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края предоставить Вшивкову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории Левинского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на семью из двух человек, за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд в течении 10 дней со дня его вынесения. Судья: подпись Казанцев Н.В. Копия верна, судья: Казанцев Н.В.