о внеочередном предоставлении жилья



Дело № 2-115/2011г.

                   

                                                           Р Е Ш Е Н И Е

                                          именем Российской Федерации

с.Большая Соснова                                                                         11 мая 2011 года.

Большесосновский суд Пермского края, в составе председательствующего судьи Казанцева Н.В., с участием помощника прокурора Большесосновского района Тарасовой Н.П., истца Казанбаева С.С., представителя администрации Большесосновского муниципального района Терехиной В.С., при секретаре Смирновой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Б.Соснова гражданское дело по заявлению прокурора Большесосновского района в защиту интересов Казанбаева <данные изъяты> о внеочередном предоставлении жилого помещения,

                                                               установил:

Прокурор Большесосновского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Казанбаева С.С., которым просит:

обязать Правительство Пермского края, Министерство финансов Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края выделить денежные средства на приобретение администрацией Большесосновского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Казанбаеву С.С., ДД.ММ.ГГГГгода рождения;

обязать администрацию Большесосновского муниципального района за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, Министерством финансов Пермского края, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерством социального развития Пермского края приобрести и выделить Казанбаеву С.С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории Полозовского сельского поселения Большесосновского муниципального района на семью из одного человека не менее 12 квадратных метров вне очереди.

В заявлении указал, что Казанбаев С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; до 18-летнего возраста, остался без попечения родителей, в связи с тем, что его мать - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, его отец - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.

12 марта 2002 года Казанбаев С.С. включен в льготную очередь детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа нуждающихся в получении жилья под номером 20.

Согласно Федерального законодательства, дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющих жилья, после окончания пребывания в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, обеспечиваются вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм, по договору социального найма органами исполнительной власти по месту жительства.

В соответствии с Законом Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 1939-419 от 29.12.2004 года, установлена гарантия обеспечения жилой площадью, именно этой категории граждан, органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора. Финансирование для обеспечения их жилыми помещениями, относится к расходным обязательствам субъекта РФ.

Согласно п.п.2,5 постановления Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п, перечисление субсидий (средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей) местным бюджетам осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. При этом, распределение субсидий для этого осуществляет Министерство социального развития Пермского края исходя из количества детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 01 января текущего года, у которых возникает право на обеспечение жилым помещением в текущем финансовом году и у которых данное право не реализовано до начала текущего финансового года.

Положением о Министерстве финансов Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 24 июля 2006 года № 8-п установлено, что Министерство финансов Пермского края является финансовым органом Пермского края. В соответствии с п.1.6 данного положения, Министерство финансов выступает в защиту государственных интересов, в том числе: по средствам областного и краевого бюджета, казны Пермской области и Пермского края. Оплата расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, в целях предоставления его вне очереди лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма, является расходным обязательством Министерства финансов Пермского края.

В судебном заседании помощник прокурора района Тарасова Н.П. требование прокурора поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.     

Привлеченный по делу в качестве истца Казанбаев С.С. /л.д.1/ исковые требования прокурора поддержал, с пояснениями в суде прокурора согласился. Пояснил, что до 5 лет проживал с родителями в <адрес> Большесосновского района. После лишения родителей родительских прав, он вначале проживал в Большесосновском приюте; затем был переведен в Пермский приют; после в Вознесенский детский дом; после этого находился под опекой ФИО3 и проживал в ее доме, по адресу: д.<адрес> края. В 2010 году закончил Зюкайский аграрный техникум, однако после его окончания жилое помещение ему было не предоставлено, поэтому продолжает проживать в доме опекуна.

Представитель администрации Большесосновского муниципального района Терехина В.С. с исковыми требованиями согласилась.

Представители Правительства Пермского края, Министерства финансов Пермского края, Министерства социального развития Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, в суд не прибыли, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В своих отзывах с исковыми требованиями не согласились.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные сторонами документы, полагает заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 5 указанного Федерального закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора области и Правительства Пермского края.

В соответствии с п.п.2,3,15,16 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22 июня 2000 года, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Законом Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей. Финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Пермского края на соответствующий год отдельно по каждой категории граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона.

Из материалов дела следует, что истец Казанбаев С.С. родился ДД.ММ.ГГГГ / л.д.15/. Его родителями являлись ФИО2 и ФИО1, которые решением Большесосновского суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав, что подтверждается приобщенным к делу решением суда. Согласно свидетельств о смерти, родители истца умерли, мать ФИО1 17 - декабря 2002 года /л.д.7/; отец - ФИО2 - ДД.ММ.ГГГГ /л.д.8/.

В судебном заседании установлено, что истец Казанбаев С.С. находился до 18-летнего возраста под опекой ФИО3, проживал и до настоящего времени проживает в квартире опекуна, по адресу: д.<адрес>, что подтверждается приобщенной к делу справкой Бородульского сельского поселения, а также пояснениями самого истца.

Имеющаяся регистрация истца по адресу: <адрес> края, это адрес Вознесенского детского дома, где пребывал истец до установления над ним опеки в лице ФИО3, о чем пояснил в суде истец Казанбаев С.С..

Истец Казанбаев С.С. в суде пояснил, что в 2010 году он закончил обучение Зюкайского аграрного техникума; достиг 18 летнего возраста, однако жилое помещение ему никто до настоящего времени не предоставил, поэтому до настоящего времени проживает в квартире опекуна; своего жилого помещения не имеет; состоит на учете в администрации Большесосновского района, как нуждающийся в получении жилья. Факт проживания до настоящего времени у опекуна ФИО3 подтверждается приобщенной к делу справкой Бородульского сельского поселения.

Сообщением администрации Большесосновского муниципального района от 10 марта 2011 года подтверждается, что Казанбаев С.С., как лицо, оставшееся без попечения родителей состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и поставлен на учет на льготную очередь под номером 20 /л.д.10-14/. О том, что Казанбаев С.С. имеет статус сироты, подтверждается приобщенными к делу: справкой отдела опеки и попечительства и постановления администрации Верещагинского района /л.д.10/.

О том, что Казанбаев С.С. состоит на льготной очереди по предоставлению жилого помещения, как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, подтвердила также в судебном заседании представитель администрации Большесосновского муниципального района.

Поэтому суд считает доводы представителя Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края о том, что отсутствует постановление органа местного самоуправления по этому вопросу, не обоснованным.

Согласно приобщенным к материалам дела сведений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, центра технической инвентаризации Пермского края, право собственности на какое - либо жилое помещение на имя Казанбаева С.С., не зарегистрировано.

Закрепленная жилая площадь за Казанбаевым С.С. по адресу: <адрес> Большесосновского района Пермского края, не может быть признана обоснованной, так как указанный жилой дом пришел в негодность, нет дверей, окон, сгнили полы, прохудилась крыша, то есть для жилья не пригоден, что подтверждается приобщенной к делу справкой администрации Полозовского сельского поселения.

С учетом изложенного, в судебном заседании установлено, что Казанбаев С.С. является лицом, из числа детей, оставшийся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, окончил пребывание в образовательном учреждении, своевременно был поставлен на учет. Однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, поэтому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 5 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного суд считает уточнить исковые требования и возложить на администрацию Большесосновского муниципального района по предоставлению Казанбаеву С.С. жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели.      

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                 решил:

Обязать администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края предоставить Казанбаеву <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории Полозовского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на семью из одного человека, за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд в течении 10 дней со дня его вынесения.

Судья:                       подпись                              Казанцев Н.В.

Копия верна, судья:                                             Казанцев Н.В.