РЕШЕНИЕ Дело № ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Большесолдатское 20 января 2011 года Большесолдатский районный суд Курской области в составе: председательствующего судьи Шевлякова В.И., с участием помощника прокурора Большесолдатского района Курской областиТолстой В.Н., представителя администрации Большесолдатского сельсовета Дороховой С.А. при секретаре Поддубной Л.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Большесолдатского района Курской области о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельсовета Большесолдатского района Курской области в части непринятия мер к ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, понуждении к их ликвидации и приведению земельных участков в надлежащее состояние, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Большесолдатского района Курской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельсовета Большесолдатского района Курской области в части непринятия мер к ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов расположенных на территории <данные изъяты> сельского совета, понуждении администрации <данные изъяты> сельсовета ликвидировать данные свалки и привести занимаемые земельные участки в надлежащее состояние. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Большесолдатского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой на территории <адрес> в кювете с правой стороны внутрипоселковой дороги возле дамбы малого пруда и на улице <адрес> напротив дома ФИО3 на обочине дороги, <данные изъяты> сельсовета Большесолдатского района, обнаружены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, в местах не предназначенных для их складирования, организованные населением муниципального образования. Администрацией сельского совета мер к ликвидации несанкционированных свалок и недопущению их организации в дальнейшем не принимается. В ходе подготовки к рассмотрению данного дела в судебном заседании, прокурор заявленные требования уточнил, просил обязать ликвидировать указанные свалки и привести занимаемые земельные участки в надлежащее состояние администрацию <данные изъяты> сельского совета, мотивируя тем, что администрация <данные изъяты> сельсовета реорганизована путем присоединения к администрации <данные изъяты> сельсовета. В состав территории <данные изъяты> сельского совета входит территория <данные изъяты> сельсовета. Администрация <данные изъяты> сельсовета является правопреемником администрации <данные изъяты> сельсовета. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация <данные изъяты> сельского совета. В судебном заседании помощник прокурора Большесолдатского района Толстая В.Н. уточненные требования поддержала по основаниям указанным в заявлении, просила обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета ликвидировать несанкционированные свалки образованные на территории деревень <адрес>, <адрес> сельского совета и привести занимаемые земельные участки в надлежащее состояние. В судебном заседании представитель администрации <данные изъяты> сельского совета Дорохова С.А. с требованиями прокурора согласилась, пояснив, что свалки бытового мусора в указанных местах имеются, образованы жителями поселений. Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по Курской области извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Требования прокурора, в силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предъявлены в соответствии с законом, поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. В соответствии со ст. 42, ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В число основных принципов охраны окружающей среды согласно ст.3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года №7 -ФЗ «Об охране окружающей среды», входит ответственность органа местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии с п.2ст.7 указанного Закона к полномочиям органа местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст.13 указанного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями: организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территории муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды(пищевые отходы, текстиль, бумага и другие) определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. К вопросам местного значения поселения согласно ст.14.п.18 Федерального закона №131-ФЗ от 6.10.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст.9 Закона Курской области от 01.03.2004 года №3-ЗКО «Об охране окружающей среды на территории Курской области» к полномочиям органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в городских и сельских поселениях. В связи с объединением муниципальных образований «<данные изъяты> сельсовет» и «<данные изъяты> сельсовет» в соответствии с Законом Курской области от 26.04.2010 года№26-ЗКО «О преобразовании некоторых муниципальных образований и внесении изменений в отдельные законодательные акты Курской области», собранием депутатов <данные изъяты> сельсовета №3 от 22 октября 2010 года принято решение реорганизовать администрацию <данные изъяты> сельсовета путем присоединения к ней администрации <данные изъяты> и <данные изъяты> сельсовета. Администрации <данные изъяты> сельсовета передаются права и обязанности реорганизуемых администраций <данные изъяты> и <данные изъяты> сельсоветов (л.д.36-37). В соответствии с Решением собрания депутатов Большесолдатского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация вновь образованного <данные изъяты> сельсовета Большесолдатского района Курской области является правопреемником Администрации <данные изъяты> сельсовета сельского совета Большесолдатского района Курской области (л.д.33-35). Местное самоуправление на территории <данные изъяты> сельского совета Большесолдатского района Курской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет», зарегистрированного в управлении юстиции 8 декабря 2010 года. В соответствии с ч.6 ст.63 Устава он подлежит опубликованию (обнародованию) в течение 10 дней после государственной регистрации. Согласно ч.7 ст.63 Устава вступает в законную силу после официального опубликования (обнародования). Согласно информации администрации Большесолдатского сельского совета (л.д.32) ДД.ММ.ГГГГ обнародован Устав муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» Большесолдатского района Курской области. Статьей 2 Устава определены границы <данные изъяты> сельсовета, куда входят населенные пункты: <адрес>, <адрес> Таким образом <адрес> на территории которых расположены несанкционированные свалки, является территорией администрации <данные изъяты> сельского совета. В соответствии с п.19 ст.3 Устава МО «<данные изъяты> сельсовет» к вопросам местного значения сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В структуру органов местного самоуправления <данные изъяты> сельсовета согласно ст.5 Устава входит администрация <данные изъяты> сельсовета. Исходя из анализа вышеприведенных норм, администрация <данные изъяты> сельсовета, обязана организовать сбор и вывоз мусора на территории поселения, регулярно проводить мероприятия по очистке территории поселения. Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), на территории <адрес> с правой стороны внутрипоселковой дороги возле дамбы малого пруда и на улице <адрес> напротив дома ФИО3 обнаружены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов. Согласно п. 3. 2. СанПиН 2.1.7.1322-03, временное складирование отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках. Согласно п.2 ст. 51 ФЗ РФ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В нарушение указанных норм отходы производства и потребления на территории деревень <адрес> и <адрес> сельского совета складируются на участках, не предназначенных для этих целей, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду. С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора Большесолдатского района, в интересах неопределенного круга лиц, о понуждении администрации <данные изъяты> сельсовета Большесолдатского района Курской области к ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и приведению земельных участков в надлежащее состояние подлежат удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно п.п. 19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются органы местного самоуправления выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, государственная пошлина взысканию с администрации Большесолдатского сельсовета не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Большесолдатского района Курской области удовлетворить. Обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета Большесолдатского района Курской области ликвидировать несанкционированные свалки размещенные: - в кювете с правой стороны внутрипоселковой дороги, возле дамбы малого пруда в <адрес>; -на улице <адрес> напротив дома ФИО3 на обочине дороги и привести занимаемые земельные участки в надлежащее состояние, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Решение суда может быть обжаловано в Курский областной суд через Большесолдатский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения. Судья В.И. Шевляков