решение от 8.12.2011 года об обязании ликвидировать свалки



                                                 РЕШЕНИЕ                                    Дело

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Большое Солдатское                                                            8 декабря 2011 года

Большесолдатский районный суд Курской области в составе

председательствующего судьи Шевлякова В.И.,

с участием помощника прокурора Большесолдатского района Курской областиГулина М.А.,

при секретаре Поддубной Л.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Большесолдатского района Курской области о признании незаконным бездействие администрации Любостанского сельсовета Большесолдатского района Курской области в части непринятия мер к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, понуждении к её ликвидации и приведению земельного участка в надлежащее состояние,

                                                              У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Большесолдатского района Курской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие администрации Любостанского сельсовета Большесолдатского района Курской области в части непринятия мер к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории <адрес>, Любостанского сельского совета. Просит обязать администрацию Любостанского сельсовета ликвидировать несанкционированную свалку, которая размещена в <адрес> с правой стороны автодороги, ведущей в сторону центральной улицы <адрес>, на расстоянии приблизительно 20 метров от дороги и привести занимаемый земельный участок в надлежащее состояние. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой на территории села <адрес> Любостанского сельсовета, обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, в месте не предназначенном для их складирования, организованная населением муниципального образования. Администрацией сельского совета мер к ликвидации несанкционированной свалки и недопущению её организации в дальнейшем не принимается.

Несанкционированное размещение свалки бытовых отходов на территории Любостанского сельсовета свидетельствует о том, что администрация сельсовета не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством.             

В результате бездействия органа местного самоуправления оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Большесолдатского района Гулин М.А. заявленные требования поддержал по основаниям указанным в заявлении, так же пояснил, что администрацией Любостанского сельсовета не на должном уровне организована работа по сбору вывозу бытовых отходов и мусора, благоустройству территории поселения, что послужило поводом для образования несанкционированной свалки на территории поселения. Постоянная работа в этом направлении администрацией Любостанского сельсовета не проводится.

Представитель администрации Любостанского сельского совета ФИО3 в судебное заседание не прибыл, согласно телефонограмме - о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, просит провести судебное заседание без его участия, с требованиями прокурора согласен.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Требования прокурора, в силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предъявлены в соответствии с законом, поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

В соответствии со ст. 42, ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Главным природным ресурсом, основной составляющей окружающей природной среды является земля.

Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В число основных принципов охраны окружающей среды согласно ст.3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года №7 -ФЗ «Об охране окружающей среды», входит ответственность органа местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно п.2ст.7 указанного Федерального закона к полномочиям органа местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст.13 указанного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями: организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территории муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды(пищевые отходы, текстиль, бумага и другие) определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

К вопросам местного значения поселения согласно ст.14.п.18 Федерального закона №131-ФЗ от 6.10.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст.9 Закона Курской области от 01.03.2004 года №3-ЗКО «Об охране окружающей среды на территории Курской области» к полномочиям органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в городских и сельских поселениях.

В соответствии с п.19 ст.3 Устава МО «Любостанский сельсовет» к вопросам местного значения сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В структуру органов местного самоуправления Любостанского сельсовета согласно ст.5 Устава входит администрация Любостанского сельсовета.

Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм, администрация Любостанского сельсовета, обязана организовать сбор и вывоз мусора на территории поселения, регулярно проводить мероприятия по очистке территории поселения.

Согласно акта проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории Любостанского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5), на территории <адрес> Любостанского сельского совета обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная с правой стороны автодороги, ведущей в сторону центральной улицы <адрес>, на расстоянии, примерно 20 метров от дороги.

Согласно информации представленной администрацией Любостанского сельского совета (л.д. 9) факт наличия свалки указанной в акте обследования имеет место.

Согласно международному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденные Постановлением Госстандарта РФ от 28. 12. 2001г. № 607-ст,несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Указанная территория для складирования отходов не предназначена, находится вблизи жилых домов и общественных мест жителей <адрес>, относится к землям муниципального образования «Любостанский сельсовет».

Согласно п. 3. 2. СанПиН 2.1.7.1322-03, временное складирование отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках. Согласно п.2 ст. 51 ФЗ РФ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В нарушение п.3.2. СанПиН 2.1.7.1322-03, отходы производства и потребления на территории <адрес> складируются на участке, не предназначенном для этих целей. В нарушение п. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» на настоящих свалках допускается сброс отходов производства и потребления на почву, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

В соответствии п. 1. 2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Установленные в судебном заседании факты свидетельствуют о не надлежащей работе администрации Любостанского сельского совета по организации сбора и вывоза мусора на территории поселения, ликвидации несанкционированных свалок. Данное невыполнение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, следует признать незаконным, поскольку организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора федеральным и региональным законодательством закреплено за органами местного самоуправления поселения.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора Большесолдатского района, в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Любостанского сельсовета Большесолдатского района Курской области, в части непринятия мер к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, понуждении к её ликвидации и приведению земельного участка в надлежащее состояние подлежат удовлетворению.

        В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п.п. 19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, государственная пошлина взысканию с администрации Любостанского сельсовета не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд

                                                       

Р Е Ш И Л :

    Заявление прокурора Большесолдатского района Курской области удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие администрации Любостанского сельсовета Большесолдатского района Курской области в части непринятия мер к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов расположенной на территории Любостанского сельского совета, а именно с правой стороны автодороги, ведущей в сторону центральной улицы <адрес>.

     Обязать администрацию Любостанского сельсовета Большесолдатского района Курской области ликвидировать несанкционированную свалку размещенную с правой стороны автодороги, ведущей в сторону центральной улицы <адрес> и привести занимаемый земельный участок в надлежащее состояние, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

     Решение суда может быть обжаловано в Курский областной суд через Большесолдатский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения.

        Судья                                                            В.И. Шевляков