Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 декабря 2011 года Большесолдатский районный суд Курской области в составе: председательствующего судьи: Машошиной С.В., при секретаре: Семенихиной Е.А., с участием помощника прокурора Большесолдатского района Курской области: Гулина М.А., представителя администрации Нижнегридинского сельсовета Большесолдатского района Курской области по статусу: Косяшниковой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Большесолдатского района Курской области о признании бездействия администрации Нижнегридинского сельсовета Большесолдатского района Курской области незаконным и обязании ликвидировать несанкционированные свалки, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Большесолдатского района Курской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Нижнегридинского сельсовета Большесолдатского района, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных на территории Нижнегридинского сельсовета, а именно: в д. <адрес> возле МТФ «Большесолдатское АГРО»; в лесопосадке на берегу пруда напротив МТФ «Большесолдатское АГРО» в д. <адрес>; возле газовой котельной у стены заброшенного двухэтажного здания напротив д. № по ул. <адрес> д. <адрес>. Также, просит обязать администрацию Нижнегридинского сельсовета ликвидировать вышеуказанные несанкционированные свалки и привести занимаемые ими земельные участки в надлежащее состояние. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Большесолдатского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой, было выявлено нарушение органом местного самоуправления требований действующего экологического, природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства. Так, на территории сельсовета были обнаружены вышеуказанные несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, организованные населением д. <адрес>, на территориях, не предназначенных для складирования. В подтверждение данного обстоятельства прокурор представил акт проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления от 01.12.2011 года. Также, в заявлении указано, что администрацией сельсовета меры к ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов не принимаются, что свидетельствует о невыполнении администрацией муниципального образования обязанностей, установленных федеральным законодательством, в связи с чем, имеет место незаконное бездействие органа местного самоуправления - администрации Нижнегридинского сельсовета. В результате бездействия органа местного самоуправления оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что создает угрозу нанесения вреда их здоровью. Эксплуатация несанкционированных свалок влечет нарушение указанных прав. Непринятие администрацией Нижнегридинского сельсовета мер по ликвидации несанкционированных свалок является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно - эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования. В судебном заседании помощник прокурора Большесолдатского района Курской области Гулин М.А. пояснил, что администрацией Нижнегридинского сельсовета несанкционированные свалки, расположенные в лесопосадке на берегу пруда напротив МТФ «Большесолдатское АГРО» в д. <адрес>; возле газовой котельной у стены заброшенного двухэтажного здания напротив д. № по ул. <адрес> д. <адрес> на момент рассмотрения дела в суде убраны, в связи с чем, уточнил заявленные требования и просил обязать администрацию Нижнегридинского сельсовета Большесолдатского района Курской области ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в д. <адрес> возле МТФ «Большесолдатское АГРО» и привести занимаемый ею земельный участок в надлежащее состояние, в остальной части заявленное требование поддержал. Представитель администрации Нижнегридинского сельсовета по статусу Косяшникова Е.Е. с предъявленными прокурором требованиями с учетом уточнения согласилась. Пояснила, что действительно на территории Нижнегридинского сельсовета имелось 3 несанкционированные свалки, 2 из которых в настоящее время убраны, а 1 свалка будет убрана в ближайшее время. Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курской области в Суджанском, Беловском, Большесолдатском, Медвенском и Обоянском районах в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 42, ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Главным природным ресурсом, основной составляющей окружающей природной среды является земля. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии с п. 1 ст. 22 вышеуказанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В число основных принципов охраны окружающей среды согласно ст.3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года №7 -ФЗ «Об охране окружающей среды», входит ответственность органа местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Согласно ст. 7 данного Федерального закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст. 9 Закона Курской области от 01.03.2004 года №3-ЗКО «Об охране окружающей среды на территории Курской области» в соответствии с федеральным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в городских и сельских поселениях. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст.13 указанного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. К вопросам местного значения поселения согласно п.п.18 п. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п.п.19 п. 1 ст.3 Устава муниципального образования «Нижнегридинский сельсовет» к вопросам местного значения сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В структуру органов местного самоуправления Нижнегридинского сельсовета согласно ст. 5 Устава данного муниципального образования входит администрация Нижнегридинского сельсовета Большесолдатского района. Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных норм, администрация Нижнегридинского сельсовета обязана организовывать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории поселения, регулярно проводить мероприятия по очистке территории поселения. Согласно акта проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления от 01.12.2011 г.на территории Нижнегридинского сельсовета обнаружены 3 несанкционированные свалки твердых бытовых отходов в следующих местах: в д. <адрес> возле МТФ «Большесолдатское АГРО»; в лесопосадке на берегу пруда напротив МТФ «Большесолдатское АГРО» в д. <адрес> <адрес>; возле газовой котельной у стены заброшенного двухэтажного здания напротив д. № по ул. <адрес> д. <адрес>. Согласно информации от 23.12.2011 года, представленной администрацией Нижнегридинского сельсовета, действительно на территории Нижнегридинского сельсовета находятся несанкционированные свалки. В настоящее время свалки около заброшенного двухэтажного здания и в лесопосадке на берегу пруда д. <адрес> убраны. Согласно международному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 28. 12. 2001г. № 607-ст,несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Территории, где были обнаружены свалки, для складирования отходов не предназначены, находятся вблизи жилых домов, относятся к землям муниципального образования «Нижнегридинский сельсовет». Согласно п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. Согласно п.2 ст. 51 ФЗ РФ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Однако, в нарушение п.3.2. СанПиН 2.1.7.1322-03 отходы производства и потребления на территории Нижнегридинского сельсовета Большесолдатского района складируются на участках, не предназначенных для этих целей. В нарушение п. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» на настоящих свалках допускается сброс отходов производства и потребления на почву, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду. В соответствии п. 1. 2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988г. № 4690 - 88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Таким образом, установленные в судебном заседании факты свидетельствуют о ненадлежащем выполнении администрацией Нижнегридинского сельсовета полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления федеральным и региональным законодательством, по организации сбора и вывоза мусора на территории поселения, и о непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований. Также, с учетом характера дела, а также действий, которые администрации Нижнегридинского сельсовета необходимо совершить, суд приходит к выводу о необходимости установить месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения возложенных на администрацию обязанностей. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истцы были освобождены, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно п.п. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, поскольку ответчик, являющийся органом местного самоуправления, освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина взысканию с него не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Большесолдатского района Курской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Нижнегридинского сельсовета Большесолдатского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных на территории Нижнегридинского сельсовета, а именно: в д. <адрес> возле МТФ «Большесолдатское АГРО»; в лесопосадке на берегу пруда напротив МТФ «Большесолдатское АГРО» в д. <адрес>; возле газовой котельной у стены заброшенного двухэтажного здания напротив д. № по ул. <адрес> д. <адрес>. Обязать администрацию Нижнегридинского сельсовета Большесолдатского района Курской области ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в д. <адрес> возле МТФ «Большесолдатское АГРО», и привести занимаемый ею земельный участок в надлежащее состояние в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Большесолдатский районный суд Курской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 27 декабря 2011 года. Судья: С.В. Машошина