Решение от 29.12.2011 года о признании незаконным бездействия администрации Большесолдатского сельсовета Большесолдатского района



                                                      РЕШЕНИЕ                                    

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Большое Солдатское                                                                    29 декабря 2011 года

Большесолдатский районный суд Курской области в составе

председательствующего судьи Шевлякова В.И.,

с участием помощника прокурора Большесолдатского района Курской областиГулина М.А.,

при секретаре Поддубной Л.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Большесолдатского района Курской области о признании незаконным бездействия администрации Большесолдатского сельсовета Большесолдатского района Курской области в части непринятия мер к ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, понуждении к их ликвидации и приведению земельных участков в надлежащее состояние,

                                                              У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Большесолдатского района Курской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Большесолдатского сельсовета Большесолдатского района Курской области в части непринятия мер к ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных на территории <адрес> Большесолдатского сельского совета. Просит обязать администрацию Большесолдатского сельсовета ликвидировать несанкционированные свалки, которые размещены в <адрес>: в лесопосадке вдоль <адрес> на въезде в село справа от дороги; справа и слева от дороги перед мостом по <адрес>; в лесопосадке возле <адрес>; с восточной стороны урочища «<данные изъяты>» возле недействующей <данные изъяты> справа от автодороги «<адрес>» в <данные изъяты> метрах от выезда из <адрес>; возле лесополосы на аэродроме в <данные изъяты> км от <адрес> и привести занимаемые земельные участки в надлежащее состояние. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Большесолдатского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, в ходе, которой на территории села Большесолдатское Большесолдатского сельсовета, обнаружены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, в местах, не предназначенных для их складирования, организованные населением муниципального образования. Администрацией сельского совета мер к ликвидации несанкционированных свалок и недопущению их образованию в дальнейшем не принимается.

Несанкционированное размещение свалок бытовых отходов на территории Большесолдатского сельсовета свидетельствует о том, что администрация Большесолдатского сельсовета не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством.             

В результате бездействия органа местного самоуправления оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Большесолдатского района Гулин М.А. заявленные требования поддержал по основаниям указанным в заявлении, так же пояснил, что администрацией Большесолдатского сельсовета не на должном уровне организована работа по сбору, вывозу бытовых отходов и мусора, благоустройству территории поселения, что служит образованию несанкционированных свалок на территории поселения. Постоянная работа в этом направлении администрацией Большесолдатского сельсовета не проводится.

Представитель администрации Большесолдатского сельского совета Ковч Л.М., в судебное заседание не прибыла, согласно заявления - о месте времени проведения судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия, с требованиями прокурора согласна.

Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по Курской области извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Требования прокурора, в силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предъявлены в соответствии с законом, поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

В соответствии со ст. 42, ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Главным природным ресурсом, основной составляющей окружающей природной среды является земля.

Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В число основных принципов охраны окружающей среды согласно ст.3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года №7 -ФЗ «Об охране окружающей среды», входит ответственность органа местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно п.2ст.7 указанного Федерального закона к полномочиям органа местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст.13 указанного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями: организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территории муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды(пищевые отходы, текстиль, бумага и другие) определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

К вопросам местного значения поселения согласно ст.14.п.18 Федерального закона №131-ФЗ от 6.10.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст.9 Закона Курской области от 01.03.2004 года №3-ЗКО «Об охране окружающей среды на территории Курской области» к полномочиям органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в городских и сельских поселениях.

В соответствии с п.п.17,19 ст.3 Устава МО «Большесолдатский сельсовет» к вопросам местного значения сельсовета относится создание условий для массового отдыха жителей Большесолдатского сельсовета и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В структуру органов местного самоуправления Большесолдатского сельсовета согласно ст.5 Устава входит администрация Большесолдатского сельсовета.

Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм, администрация Большесолдатского сельсовета, обязана организовать сбор и вывоз мусора на территории поселения, регулярно проводить мероприятия по очистке территории поселения.

Согласно акта проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории Большесолдатского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>), на территории <адрес> Большесолдатского сельского совета обнаружены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов в следующих местах: в лесопосадке вдоль <адрес> на въезде в село справа от дороги; справа и слева от дороги перед мостом по <адрес> ; в лесопосадке возле <адрес> ; с восточной стороны урочища «<данные изъяты>» возле недействующей <данные изъяты> справа от автодороги «<адрес>» в <данные изъяты> метрах от выезда из <адрес>; возле лесополосы на аэродроме в <данные изъяты> км от <адрес>.

Согласно отзыва, представленного администрацией Большесолдатского сельского совета (л.д. <данные изъяты>), факт наличия свалок указанных в акте обследования имеет место. МУП «Большесолдатское ЖКХ» с население с.<адрес> заключены договора на сбор и вывоз твердых бытовых отходов, однако мусор выбрасывается населением в неустановленных местах. Свалки указанные в заявлении будут ликвидированы.

Согласно международному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденные Постановлением Госстандарта РФ от 28. 12. 2001г. № 607-ст,несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Указанные территории для складирования отходов не предназначены, находятся вблизи жилых домов и общественных мест жителей <адрес>, относятся к землям муниципального образования «Большесолдатский сельсовет».

Согласно п. 3. 2. СанПиН 2.1.7.1322-03, временное складирование отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках. Согласно п.2 ст. 51 ФЗ РФ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В нарушение п.3.2. СанПиН 2.1.7.1322-03, отходы производства и потребления на территории с.<адрес> Большесолдатского района складируются на участках, не предназначенных для этих целей. В нарушение п. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» на настоящих свалках допускается сброс отходов производства и потребления на почву, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

В соответствии п. 1. 2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Установленные в судебном заседании факты свидетельствуют о не надлежащей работе администрации Большесолдатского сельского совета по организации сбора и вывоза мусора на территории поселения, ликвидации несанкционированных свалок. Данное невыполнение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, следует признать незаконным, поскольку организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора федеральным и региональным законодательством закреплено за органами местного самоуправления поселения.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора Большесолдатского района, в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Большесолдатского сельсовета Большесолдатского района Курской области, в части непринятия мер к ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, понуждении к их ликвидации и приведению земельных участков в надлежащее состояние подлежат удовлетворению.

        В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п.п. 19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются органы местного самоуправления выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, государственная пошлина взысканию с администрации Большесолдатского сельсовета не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд

                                                              Р Е Ш И Л :

    Заявление прокурора Большесолдатского района Курской области удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие администрации Большесолдатского сельсовета Большесолдатского района Курской области в части непринятия мер к ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов расположенных на территории Большесолдатского сельского совета.

     Обязать администрацию Большесолдатского сельсовета Большесолдатского района Курской области ликвидировать несанкционированные свалки размещенные:

     -в лесопосадке вдоль <адрес> на въезде в <адрес> справа от дороги;

     -справа и слева от дороги перед мостом по <адрес>;

      -в лесопосадке возле <адрес>;

      -с восточной стороны урочища «<данные изъяты>» возле недействующей <данные изъяты>

      -справа от автодороги «<адрес>» в <данные изъяты> метрах от выезда из <адрес>;

      -возле лесополосы на аэродроме в <данные изъяты> км от <адрес> и привести занимаемые земельные участки в надлежащее состояние, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

       Решение суда может быть обжаловано в Курский областной суд через Большесолдатский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения.

     Судья                                                            В.И. Шевляков