Решение о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности. Вступило в законную силу 19.08.2011г.



Дело № 2-207/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    «25» июля 2011 года Большесельский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Киселёвой Е.В.,

с участием прокурора Румянцева И.С.,

представителя ответчика Администрации Благовещенского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области Кузнецовой А.Н.,

при секретаре Богословой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда с. Большое село гражданское дело по иску прокурора Большесельского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Благовещенского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

    Прокурор Большесельского района Ярославской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Благовещенского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, просил обязать ответчика в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных пунктами 27, 89, 90, 94, 114 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003. Прокурор просил обязать Администрацию Благовещенского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области в <адрес>, <адрес>, <адрес> установить указатели водоемов, соответствующие требованиям ППБ-01-03; у противопожарных водоемов, расположенных на территории <адрес>, д<адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, оборудовать подъезды с твердым покрытием для забора воды в любое время года, соответствующие требованиям ППБ-01-03; произвести очистку противопожарных водоемов, расположенных в <адрес>, <адрес>, <адрес>; в д<адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> произвести установку наружного освещения населенных пунктов в темное время суток; в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> установить средство звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара.

В обоснование требований прокурор указывал, что прокуратурой Большесельского района Ярославской области в период с 13.05.2011г. по 17.05.2011 года при проведении проверки состояния водоемов, используемых для целей пожаротушения, расположенных на территории Благовещенского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, были выявлены указанные нарушения правил пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.

В соответствии с п.90 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03), утвержденных Приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 г., у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

В нарушение требований п. 90 указанных Правил пожарной безопасности в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, расположенных на территории Благовещенского сельского поселения, отсутствуют соответствующие указатели, указывающие расстояние до водоисточника.

В нарушение требований п. 89, 94 указанных Правил пожарной безопасности

на территории <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>

<адрес> у противопожарных водоемов отсутствует подъезд с твердым покрытием, необходимый для забора воды в любое время года.

В нарушение п. 94 указанных Правил не выполнена очистка пожарных водоемов для нужд пожаротушения, расположенных на территории <адрес>, <адрес>, <адрес>.

В соответствии с п. 27 Правил пожарной безопасности территории населенных пунктов должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.

В ходе проверки также установлено, что в нарушение п.27 Правил пожарной безопасности в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> отсутствует наружное освещение населенных пунктов в темное время суток.

В нарушение п. 114 указанных Правил не установлено средство звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, входящих в состав Благовещенского сельского поселения.

Прокурор Большесельского района Ярославской области указывал, что допущенные ответчиком нарушения законодательства о пожарной безопасности могут привести к тяжелым последствиям, повлечь повреждение или уничтожение имущества, причинение вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор Румянцев И.С. поддержал заявленные требования, уточнил их в части возложения на ответчика обязанности установки наружного освещения населенных пунктов в темное время суток, просил обязать Администрацию Благовещенского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области организовать в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> наружное освещение населенных пунктов в темное время суток.

Представитель ответчика Администрации Благовещенского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области Кузнецова А.Н.- Глава Благовещенского сельского поселения, выступающая на основании Устава, исковые требования прокурора района признала частично, пояснила, что на территории Благовещенского сельского поселения расположено 89 населенных пунктов, согласно п.5 ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в населенных пунктах с числом жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей. В <адрес> проживает 25 жителей, в <адрес>-32 человека, в <адрес>, в <адрес> в каждой числится по 11 жителей, в <адрес> – 6 человек. В 9 населенных пунктах имеются пруды для забора воды для средств пожаротушения, в <адрес> и <адрес> протекает река. В <адрес> водоем очищен, для оборудования подъездов с твердым покрытием для забора воды в любое время года средств в бюджете поселения не имеется. По мнению представителя ответчика, установку указателей водоемов в населенных пунктах производить нецелесообразно, поскольку их местонахождение известно как жителям деревень, так и сотрудникам пожарной охраны, установку наружного освещения в указанных населенных пунктах, расположенных на территории поселения, Администрация поселения не имеет возможности произвести, поскольку монтаж наружного освещения в населенных пунктах может производить только Филиал ОАО <данные изъяты>, на балансе которого находятся электролинии сельского поселения, средства в бюджете поселения на выполнение указанного вида работ не предусмотрены, установка средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара в населенных пунктах является нецелесообразной, поскольку данные средства, изготовленные из металла, постоянно похищают.

Представитель Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ярославской области, привлечённого судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, в судебном заседании не присутствовал, о месте и времени рассмотрения дела был извещён судом надлежаще, в отзыве на иск, представленном в суд, исковые требования прокурора поддержал, указал, что при проведении проверки в период с 13.05.2011г. по 17.05.2011г. прокуратурой Большесельского района Ярославской области совместно с начальником отделения надзорной деятельности по Большесельскому району Ярославской области были выявлены указанные нарушения требований пожарной безопасности. При возникновении пожара или другой чрезвычайной ситуации отсутствие свободных проездов и подъездов к водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, а также их ненадлежащее состояние, отсутствие освещения, указателей и знаков для быстрого нахождения пожарных водоемов, может явиться причиной потери времени при освобождении проезда, затруднить действия подразделений пожарной охраны, способствовать созданию препятствий при тушении пожара и спасении людей.

Представитель третьего лица на стороне истца ОНД Большесельского района УНД ГУ МЧС по Ярославской области, в судебном заседании не присутствовал, о месте и времени рассмотрения дела был извещён судом надлежаще.

    В судебном заседании 22.07.2011г. представитель указанного третьего лица начальник отделения надзорной деятельности Большесельского района УНД ГУ МЧС по Ярославской области Смирнов К.В. поддержал предъявленные прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц исковые требования, пояснил, что в весенне – летний период времени в указанных населенных пунктах, расположенных на территории Благовещенского сельского поселения проживает более 50 жителей, имеющих в собственности дачные дома, противопожарные водоемы на территории <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, д<адрес> имеются, но подъезды к ним не оборудованы.

Исходя из положений ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных участников процесса.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Большесельского района Ярославской области, уточненные в судебном заседании, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.

В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 53 Водного кодекса РФ забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.

Как следует из п.90 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03), утвержденных Приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 г., у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Согласно п. 89, п. 94 указанных Правил при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается в населенных пунктах на органы местного самоуправления.

В соответствии с п.27, п.114 Правил пожарной безопасности в РФ ( ППБ 01 -03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 313, территории населенных пунктов должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения, на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Как следует из акта проверки органа местного самоуправления от 15.04.2011г., составленного главным государственным инспектором Большесельского района Ярославской области по пожарному надзору, информации, представленной указанным инспектором прокурору Большесельского района Ярославской области от 15.04.2011г., от 17.05.2011г., следует, что в ходе проверок были выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности: в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> отсутствуют указатели водоемов, соответствующие требованиям ППБ-01-03, а также не имеется оборудованной площадки для подъезда с твердым покрытием для забора воды в любое время года; не произведены очистка и углубление противопожарных водоемов, расположенных в <адрес>, <адрес>, <адрес>; в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> отсутствует наружное освещение населенных пунктов в темное время суток; в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара.

Согласно п.21 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация освещения улиц.

С учетом изложенного, суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика Кузнецовой А.Н. о том, что организация наружного освещения населенных пунктов не входит в полномочия Администрации сельского поселения.

Как было установлено в судебном заседании, до настоящего времени Администрация Благовещенского сельского поселения не предпринимала никаких мер, направленных на организацию уличного освещения в указанных населенных пунктах. Заявки на включение <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> в областную программу    в Филиал ОАО <данные изъяты> Администрацией поселения не направлялись.

В судебном заседании было установлено, что до настоящего времени в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, расположенных на территории Благовещенского сельского поселения, отсутствуют указатели водоемов, соответствующие требованиям ППБ-01-03, не имеется оборудованной площадки для подъезда с твердым покрытием для забора воды в любое время года; не произведена очистка и углубление противопожарных водоемов, расположенных в <адрес>, <адрес>, <адрес>; в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> отсутствует наружное освещение населенных пунктов в темное время суток; в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, д<адрес> отсутствует установка средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара.

Доводы представителя ответчика Кузнецовой А.Н. об отсутствии необходимости установки средства звуковой сигнализации, суд считает не состоятельными, не соответствующими требованиям указанных Правил пожарной безопасности.

Согласно п.5 ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.2 примечания к п.4.1 «Сводных правил системы противопожарной защиты Источники наружного противопожарного водоснабжения, требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009г. №178, допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в населенных пунктах с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.

Как следует из карточек тушения пожаров для сельских населенных пунктов, утвержденных начальником ОГПС №5 МЧС России Ярославской области 02.06.2008г., 11.10.2010г., 25.10.2010г., 15.09.2008г., количество жителей в населенных пунктах Благовещенского сельского поселения составляет: в <адрес> – 44, в <адрес> – 27, в <адрес>- 18, в <адрес> – 22 человека.

В судебном заседании из объяснений представителя ответчика Кузнецовой А.Н., представителя третьего лица Смирнова К.В. было установлено, что в весенне – летний период времени количество жителей указанных населенных пунктов значительно увеличивается за счет граждан, имеющих в собственности дачные дома, проживающих на территории поселения без регистрации по месту жительства или по месту пребывания.

Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика о недопустимости возложения на Администрацию поселения обязанности выполнения требований пожарной безопасности в отношении водоемов, расположенных в населенных пунктах с числом жителей менее 50 человек.

Судом из объяснений лиц, участвующих в деле, было установлено, что на территории населенных пунктов: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> источники наружного противопожарного водоснабжения имеются, они используются для целей пожаротушения, в связи с чем, должны содержаться в надлежащем состоянии, в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

В судебном заседании было установлено, что неисполнение ответчиком изложенных требований пожарной безопасности создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, угрозу жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц.

     С учетом изложенного, на Администрацию Благовещенского сельского поселения следует возложить обязанность устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности, установленных пунктами 27, 89, 90, 94, 114 Правил пожарной безопасности в РФ ( ППБ 01 -03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 313.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию    Благовещенского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, установленных пунктами 27, 89, 90, 94, 114 Правил пожарной безопасности в РФ ( ППБ 01 -03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 313: в <адрес>, <адрес>, <адрес> установить указатели водоемов, соответствующие требованиям ППБ-01-03; у противопожарных водоемов, расположенных на территории <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, оборудовать подъезды с твердым покрытием для забора воды в любое время года, соответствующие требованиям ППБ-01-03; произвести очистку и углубление противопожарных водоемов, расположенных в <адрес>, <адрес>, <адрес>; в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> организовать наружное освещение населенных пунктов в темное время суток; в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> установить средство звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Большесельский районный суд в течение 10 дней.

    Мотивированное решение составлено 08.08.2011 года.

    Судья