Решение о признании незаконным бездействия ОАО `Российские железные дороги` в части ненадлежащего содержания железнодорожного переезда. Вступило в законную силу 26.03.2012г.



Дело № 2-14/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«16» января 2012 года              с. Большое Село Ярославской области

Большесельский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Долгощинова В.В.,

с участием прокурора Ярославской транспортной прокуратуры Ронжиной Е.В.,

представителей ответчика ОАО «РЖД» в лице филиала – Северная железная дорога Глебездова П.А., Кириллова А.В.,

представителя третьего лица Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД ЯО Телицына Д.А.,

при секретаре Додоновой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда с. Большое Село гражданское дело по иску Ярославского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» Северная железная дорога о признании незаконным бездействия ОАО «Российские железные дороги» в части ненадлежащего содержания железнодорожного переезда, возложении обязанности установить автоматическую светофорную сигнализацию железнодорожного переезда,

установил:

Ярославский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» в лице филиала – Северная железная дорога о признании бездействия по ненадлежащему содержанию железнодорожного переезда незаконным, обязании ОАО «РЖД» в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу установить Автоматическую светофорную сигнализацию железнодорожного переезда, расположенного на 4 км. 9 ПК участка Ваулово (Ваул-Варег), в с. Варегово Большесельского района Ярославской области, оборудованную звуковым (акустическим) сигналом.

В обоснование иска прокурор ссылается на то, что владельцем общего нерегулируемого, железнодорожного переезда 4 категории, расположенного на 4 км. 9 ПК участка Ваулово( Ваул-Варег), в Большесельском районе Ярославской области является ОАО «Российские железные дороги», техническое обслуживание осуществляет Рыбинская дистанция пути ПЧ-4 Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

19 мая 2010 года проведена плановая проверка состояния железнодорожного переезда, расположенного на 4 км. 9 ПК участка Ваулово (Ваул- Варег), в Большесельском районе Ярославской области. В результате проведенной проверки установлено, что железнодорожный переезд эксплуатируется ОАО «Российские железные дороги» с нарушением требований федерального законодательства, что создает угрозу нарушения прав граждан на безопасность движения железнодорожного и автомобильного транспорта. На вышеуказанном переезде автоматическая светофорная и звуковая сигнализация отсутствуют, нормативная видимость приближающегося поезда водителям транспортных средств является неудовлетворительной.

Указанные нарушения закона в части, касающейся порядка обустройства, содержания и эксплуатации переезда, находящегося на обслуживании ПЧ-4 Северной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», создают постоянную угрозу    безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, а жизнь и здоровье неопределенного круга лиц ежедневно подвергаются опасности, что является недопустимым.

В судебном заседании представитель Ярославской транспортной прокуратуры - помощник прокурора Ронжина Е.В., исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Также пояснила, что закон не связывает обеспечение безопасности дорожного движения с наличием у обязанных организаций финансовых средств для выполнения необходимых мероприятий.

Представители ответчика - по доверенностям Глебездов П.А., Кириллов А.В., в суде исковые требования не признали, поддержали позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление, исходя из которого, согласно п. 2.2.1 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденной МПС России 26.06.1998 г. №ЦП-566, оборудование действующих переездов устройствами переездной сигнализации осуществляется в соответствии с годовыми и перспективными планами. Согласно программе по повышению безопасности движения на ж/д переездах Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на 2011-2020 годы, оборудование автоматической светофорной сигнализацией железнодорожного переезда 4 категории, расположенного на 4 км. 9 ПК участка Ваулово (Ваул-Варег), запланировано в 2017 году. Согласно пункту 3.17 указанной Инструкции в первую очередь устройствами сигнализации должны оборудоваться переезды с автобусным движением, а также расположенные на главных путях с интенсивным движением поездов и транспортных средств, высокими скоростями движения поездов, неудовлетворительными условиями видимости. ДТП на спорном переезде не происходило. В период до 2017 года запланировано оборудование АСС переездов, где интенсивность автомобильного и поездного движения выше, чем на переезде на 4 км 9 ПК участка Ваулово (Ваул-Варег). В связи с изложенным, а также поскольку затраты на оборудование данного переезда АСС составят около 6 млн. рублей, ОАО «РЖД» не имеет возможности оборудовать данный переезд до установленного программой срока. Согласно сведениям о выполнении программ по железнодорожным переездам в период до 2011 года АСС было оборудовано 20 железнодорожных переезда Северной железной дороги, в том числе 3 переезда - на территории Ярославской области. Таким образом, ОАО «РЖД» в соответствии с положениями Инструкции ЦП-566 от 26.06.1998 года организует оборудование переездов автоматической светофорной сигнализацией в плановом порядке, т.е. не бездействует.

Глебездов П.А. также пояснил то, что Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденная МПС России 26.06.1998 г., №ЦП-566 не содержит жестких сроков оборудования железнодорожных переездов. Составление перспективных планов не должно согласовываться с органами прокуратуры или ГИБДД, а предъявленные исковые требования по сути являются формой контроля за составлением перспективных планов. Кроме АСС на переезде установлены все необходимые средства безопасности, каких-либо происшествий на переезде не было, нет оснований полагать, что установка АСС повысит безопасность дорожного движения. ОАО «РЖД» не оспаривает, что через переезд осуществляется движение маршрутного автобуса, а также на переезде видимость для участников движения ограничена капитальными строениями, которые не принадлежат ОАО «РЖД». Т.е. имеется 2 критерия из четырех, предусмотренных инструкцией для оборудования переезда АСС, но в ведении Северной железной дороги имеются и железнодорожные переезды соответствующие всем 4 критериям, они должны быть оборудованы АСС в первую очередь. Оборудовать сразу все переезды ОАО «РЖД» не имеет финансовой возможности, т.к. это очень дорогостоящий процесс.

Представитель УГИБДД УВД по Ярославской области - по доверенности Телицын Д.А., исковые требования поддержал. Пояснил, что несоблюдение требований законодательства по надлежащей эксплуатации железнодорожного переезда подтверждено материалами проверки, проведенной Ярославской транспортной прокуратурой. Спорный переезд имеет неудовлетворительные условия видимости и для водителей и для машиниста. В соответствии с требованиями ГОСТа видимость на данном переезде должна быть во всех направлениях не менее 100 м., а фактически 61 м., 140 м., 35 м. и 66 м. Через переезд осуществляет движение маршрутный автобус. Дорожная ситуация на переезде представляет реальную опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения, и ждать до 2017 г., когда ОАО «РЖД» выполнит требования инструкции по техническому оборудованию переезда, недопустимо. В настоящее время ОАО «РЖД» на территории Ярославской области не оборудовало АСС ни один переезд, только реконструировало уже оборудованные, в том числе не выполнены и решения судов Ярославской области по оборудованию ряда переездов.

Выслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельное законодательные акты РФ» владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования) в соответствии с техническими регламентами, устанавливающими обязательные требования к эксплуатации железнодорожных переездов.

Согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003г. «О железнодорожном транспорте в РФ» порядок пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральными органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным огранном исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов власти субъектов РФ.

В силу п.п. 3.1 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утв. Минтрансом путей сообщения РФ 29.06.1998 года № ЦП-566 и согласованной с МВД РФ, Министерством транспорта РФ и Федеральной дорожной службой РФ (далее - Инструкция), все обустройства переездов должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог, Инструкции, типовых проектов, Правилам дорожного движения РФ, требованиям Государственных стандартов.

В соответствии с п. 3.17 Инструкции переезды оборудуются устройствами сигнализации в соответствии с Основными требованиями по оборудованию переездов устройствами переездной сигнализации. В первую очередь устройствами сигнализации должны оборудоваться переезды с автобусным движением, а также расположенные на главных путях с интенсивным движением поездов и транспортных средств, высокими скоростями движения поездов, неудовлетворительными условиями видимости.

Согласно п. 3.18 Инструкции автоматическая светофорная сигнализация должна быть отрегулирована таким образом, чтобы начало подачи сигнала остановки в сторону автомобильной дороги производилось за время, необходимое для заблаговременного освобождения переезда транспортным средством. При этом в момент вступления переезда на участок приближения на светофорах в сторону автомобильной дороги включаются мигающие красные сигналы (огни), а также подаются акустически сигналы (звонки или ревуны) для дополнительной информации участников движения через проезд. Согласно п. 6.1. Инструкции, дистанции пути обеспечивают исправное содержание настилов, проезжей части междупутья переезда, изолирующих стыков, рельсовых соединителей на перегонах, габаритных ворот перед искусственными сооружениями железной дороги, под которыми разрешен проезд транспортных средств, и других путевых обустройств в границах переезда. Дистанции сигнализации и связи обеспечивают исправное содержание и работу шлагбаумов, световозвращателей на брусьях, переездной и заградительной сигнализации, телефонной (радио-) связи, замену шлагбаумов со световозвращателями на них.

Как установлено в суде, согласно актов специальных проверок 19.05.2010 года и 11.01.2012 г. ГИБДД проведены проверки общего нерегулируемого, без дежурного, железнодорожного переезда 4 категории, расположенного в с. Варегово Большесельского района Ярославской области, на 4 км. 9 ПК участка Ваулово (Ваул-Варег).

В ходе проверок были выявлены следующие нарушения: не обеспечена нормативная видимость приближающегося поезда водителям транспортных средств из-за находящихся в треугольнике видимости капитальных строений, отсутствие предусмотренной требованиями нормативной документации автоматической светофорной сигнализации. Интенсивность использования переезда составляет 4 поезда, 72 автомашины в сутки.

Владельцем вышеуказанного железнодорожного переезда является ОАО «Российские железные дороги», что не оспаривалось стороной ответчика и подтверждается самим актом выявленных нарушений, карточкой на рассматриваемый железнодорожный переезд.

Требование в иске об оборудовании переезда автоматической светофорной сигнализацией со звуковым сигналом вызвано неудовлетворительными условиями видимости водителю с автодороги, указанными в акте проверки при достаточной интенсивности движения автомобилей (около 72 ед.в сутки, в том числе 1 маршрутный автобус) и востребованности железнодорожного переезда поездами (4 поезда в сутки).

В судебном заседании представитель ответчика не оспаривал то обстоятельство, что вышеуказанный железнодорожный переезд не оснащен АСС. Доводы представителя ответчика о том, что видимость на переезде ограничена капитальными строениями, не принадлежащими ОАО «РЖД», интенсивность движения поездов и автомашин не велика, кроме того, отсутствует материальная возможность установить необходимое оборудование до установленного программой срока, суд не принимает во внимание, поскольку данные обстоятельства не являются основанием для освобождения ответчика от исполнения обязанности по надлежащему использованию железнодорожного переезда в соответствии с установленными нормативами.

Содержание п.2.2.1 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утвержденной Минтрансом путей сообщения РФ 29.06.1998 года № ЦП-566, согласно которому оборудование действующих переездов устройствами переездной сигнализации осуществляется железными дорогами в соответствии с годовыми и перспективными планами, и отсутствие в Инструкции конкретных сроков оборудования действующих переездов устройствами переездной сигнализации, не может служить основанием для вывода о том, что указанные сроки не лимитированы, и ОАО «РЖД» выполнило свои обязанности в железнодорожного переезда, запланировав устройство переездной сигнализации на 2017 г.

При этом необходимо учитывать, что согласно п. 3.17 указанной Инструкции в первую очередь устройствами сигнализации должны оборудоваться переезды с автобусным движением, а также расположенные на главных путях с интенсивным движением поездов и транспортных средств, высокими скоростями движения поездов, неудовлетворительными условиями видимости.

Толкование данного положения, данное представителем ответчика, о том, что в первую очередь должны оборудоваться переезды соответствующие всем четырем указанным факторам, суд считает неверным.

Для первоочередного оборудования переезда достаточно одного из указанных признаков. Переезд в с. Варегово Большесельского района имеет неудовлетворительные условия видимости, при этом согласно карточке через него осуществляется автобусное движение.

На основании изложенного, суд полагает, что нарушения Инструкции, допущенные при эксплуатации железнодорожного переезда в с. Варегово Большесельского района Ярославской области, на 4 км. 9 ПК участка Ваулово (Ваул-Варег) оказывают значительное влияние на безопасность дорожного движения, а также нарушают право граждан на безопасность их жизни и здоровья, в виду возможности создания такой опасности. Нарушение Инструкции подлежит устранению.

Установление 12-ти месячного срока для устранения допущенных нарушений является разумным, суд соглашается с прокурором транспортной прокуратуры, что данный срок достаточен для разработки технической документации и проведения работ по оборудованию переезда АСС.

Поскольку прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины, на основании ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в бюджет в размере 4000 руб. ( пп.3 п.1 ст. 333.19 НК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Ярославского транспортного прокурора удовлетворить:

Признать бездействие Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по ненадлежащему содержанию железнодорожного переезда, расположенного в с. Варегово Большесельского района Ярославской области, на 4 км. 9 ПК участка Ваулово (Ваул-Варег), незаконным.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 12 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу установить автоматическую светофорную сигнализацию железнодорожного переезда, расположенного в с. Варегово Большесельского района Ярославской области, на 4 км. 9 ПК участка Ваулово (Ваул-Варег), оборудованную звуковым (акустическим) сигналом.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Большесельский районный суд в течение 1 месяца.

Судья                                     Долгощинов В.В.