Дело №2-338/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Большереченский районный суд Омской области
в составе председательствующего Тюриной Н.И.,
при секретаре Черненко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье
23 июля 2010г.
гражданское дело по заявлению прокурора Большереченского района Омской области к администрации Такмыкского сельского поселения о признании незаконным бездействие по ненадлежащему содержанию скотомогильника и возложении обязанности по приведению скотомогильника в соответствии с требованиями пункта 5.6-5.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями, указав, что прокуратурой Большереченского района Омской области при участии Государственного учреждения Омской области «Областной станцией по борьбе с болезнями животных по Большереченскому району» проведена проверка соблюдения ветеринарно-санитарного законодательства при эксплуатации скотомогильника, расположенного на территории Такмыкского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области, в результате которой было установлено.
Постановлением главы Большереченского муниципального района от 24.12.2007 года № 1154 «Об установлении принадлежности скотомогильников в Большереченском муниципальном районе», на основании Распоряжения Правительства Омской области от 25.05.2005 года № 124-РП «О мерах по обустройству и эксплуатации скотомогильников в Омской области» и во исполнение постановления Главы Большереченского муниципального района от 04.12.2007 года № 1092 «Об обеспечении надлежащего соблюдения Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» была установлена принадлежность скотомогильников, расположенных на территории Большереченского муниципального района Омской области, так скотомогильник, расположенный в с. Такмык, принадлежит администрации данного поселения.
В ходе обследования скотомогильника, расположенного на расстоянии около 1200 метров восточней с. Такмык Большереченского района Омской области, было установлено, что общая площадь территории скотомогильника составляет 600 кв. м. Территория объекта не огорожена по периметру, оконавливание не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям, отсутствуют помещения для вскрытия трупов животных.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469 (далее Правила), к биологическим отходам относят трупы животных и птиц на различных объектах. В соответствии с пунктом 1.5. вышеуказанных Правил биологические отходы могут в исключительных случаях захораниваться в специально отведенных местах, которые должны иметь одну или несколько биотермических ям (1.6 Правил).
В пунктах 5.6.-5.10 Правил закреплены требования, предъявляемые к скотомогильниками: территория скотомогильника (биотермической ямы) должна быть огорожена глухим забором высотой не менее 2 м и иметь въездные ворота; которая с внутренней стороны по всему периметру окопана траншеей глубиной 0,8 - 1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта, через которую перекидывается мост.
Биотермическая яма должна располагаться в центре участка и иметь размеры 3 м. x 3 м. при глубине 10 м. Стены ямы должны быть выложены из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выше уровня земли на 40 см. с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 x 30 см., плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см. и высотой 3 м. (пункт 5.7. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов).
Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки; скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути.
Статья 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.
Обеспечение биологической безопасности подразумевает соблюдение правовых норм, выполнение санитарно - гигиенических и санитарно - эпидемиологических правил, технологических и организационно - технических требований, а также проведение соответствующего комплекса правовых, санитарно - гигиенических, санитарно - эпидемиологических, организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение, ослабление и ликвидацию заражения людей, сельскохозяйственных животных и растений инфекционными болезнями (Государственный стандарт РФ «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ Р 22.0.04-95», утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.01.1995 № 16).
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию вышеуказанными нормами действующего законодательства, в том числе Правилами (п. 6.10).
Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией Такмыкского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области по содержанию скотомогильника приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории сельского поселения, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются вышеуказанные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается, в том числе, выполнением требований ветеринарно-санитарного законодательства.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Просил признать
- незаконным бездействие администрации Такмыкского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области по надлежащему содержанию скотомогильника, расположенного на расстоянии около 1200 метров восточней с. Такмык Большереченского муниципального района Омской области,
- обязать администрацию Такмыкского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области по приведению скотомогильника в соответствии с требованиями пункта 5.6.-5.10 Правил, а именно:
а) выкопать траншею глубиной 0,8 - 1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта и территорию скотомогильника (биотермической ямы),
б) огородить глухим забором высотой не менее 2 м. с въездными воротами;
в) оборудовать помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) с участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора.
Установить срок для исполнения указанных требований 2 месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании прокурор Абулхаирова Р.С. поддержал свои требования, указав, что отсутствие надлежащего оформления объекта недвижимости не может исключить ответственность органа местного самоуправления по его содержанию, и дополнительно пояснил, скотомогильник соответствует требованиям объекта недвижимости. Просил признать бездействие администрации Такмыского сельского поселения за период с 01 января 2009г. по настоящее время и возложить обязанность устранить нарушения до 01 ноября 2010г.
Заинтересованное лицо - представитель Главного управления ветеринарии Омской области Бахтияров Ф.Р. требования прокурора поддержал и указал, что администрация Большереченского района Омской области уведомило Главного управления ветеринарии Омской области о наличии на территории Такмыкского сельского поселения скотомогильника.
Заинтересованное лицо - представитель администрации Такмыкского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области в лице главы Петрова Ю.В. признал факт строительства скотомогильника на территории сельского поселения в 2007г. органом местного самоуправления по собственной инициативе – это биотермической ямы в центре участка, оконавливание территории с установкой шлагбаума, который был уничтожен в последствии неизвестными лицами. Скотомогильник является действующим объектом.
Вместе с тем считает, что обязанности по его содержанию, исходя из полномочий, у администрации Такмыкского сельского поселения нет, т.к. скотомогильник как объект недвижимости в установленном законном порядке ему не был передан Большереченским муниципальным районом и право собственности у Такмыкского сельского поселения отсутствует.
Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных ли могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п.1, 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствие к их осуществлению.
По правилам главы 25 ГПК РФ могут быть оспорены действия (бездействия) органов местного самоуправления : представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Данное право обеспечивается также и Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», где в ст.1 предусмотрено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469 (далее Правила), к биологическим отходам относят трупы животных и птиц на различных объектах и в пунктах 5.6.-5.10 закрепляют требования, предъявляемые к скотомогильнику, в том числе оконавливание в виде траншеи должно иметь глубину 0,8 - 1,4 м. и ширину не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта; а территория - ограждение в виде глухого забора высотой не менее 2 м. с въездными воротами; также объект должен быть оборудован помещением для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Как было установлено судом в 2007 году на расстоянии около 1200 метров восточней с. Такмык Большереченского района Омской области, расположен скотомогильник общей площадью 600 кв. м., имеющий биотермическую яму соответствующую требованиям законодательства. Однако сама территория объекта не имеет ограждения по периметру, а оконавливание по размерам не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям. Кроме того скотомогильник не имеет помещения для вскрытия трупов животных.
Данные обстоятельства лица, участвующими по делу, признавались и подтверждаются схемой размещения объекта.
Доводы главы администрации Такмыкского сельского поселения являются не состоятельными в части принадлежности скотомогильника по следующим основаниям.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.
Постановлением главы Большереченского муниципального района от 24.12.2007 года № 1154 «Об установлении принадлежности скотомогильников в Большереченском муниципальном районе», на основании Распоряжения Правительства Омской области от 25.05.2005 года № 124-РП «О мерах по обустройству и эксплуатации скотомогильников в Омской области» и во исполнение постановления Главы Большереченского муниципального района от 04.12.2007 года № 1092 «Об обеспечении надлежащего соблюдения Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» была установлена принадлежность скотомогильников, расположенных на территории Большереченского муниципального района Омской области, так скотомогильник, расположенный в с. Такмык, принадлежит администрации данного поселения.
Процессуальные издержки в соответствии со ст.88,103 ГПК РФ подлежат взысканию с администрации Такмыкского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.194,198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Такмыкского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области по надлежащему содержанию скотомогильника, расположенного на расстоянии около 1200 метров восточней с. Такмык Большереченского муниципального района Омской области с 01 января 2009г. по настоящее время.
Обязать администрацию Такмыкского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области по приведению скотомогильника, расположенного на расстоянии около 1200 метров восточней с. Такмык Большереченского муниципального района Омской области,
- выкопать траншею глубиной 0,8 - 1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта;
-территорию скотомогильника (биотермической ямы) огородить глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами;
- оборудовать помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; приемку которого осуществить с участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора.
Установить срок для исполнения указанных требований до 01 ноября 2010г.
Взыскать с Администрации Такмыкского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области в пользу местного бюджета госпошлину в две тысячи рублей (02 тыс.руб.).
Решение может быть обжаловано в Омский облсуд через Большереченский райсуд в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья Большереченского райсуда
Н.И. Тюрина
Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2010г.
Судья Большереченского райсуда
Н.И. Тюрина
Решение вступило в законную силу 10.08.2010.