Дело № 2-284/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Большереченский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Шепелиной Е.В.,
при секретаре Яковлевой Н.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье,
16 июня 2010 года
дело по заявлению прокурора Большереченского района Омской области в интересах Б.И.В. о признании бездействия администрации Большереченского муниципального района Омской области незаконным и внеочередном обеспечении жилой площадью лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор района обратился в интересах Б.И.В. с заявлением в суд о признании бездействия администрации Большереченского муниципального района Омской области незаконным и внеочередном обеспечении жилой площадью лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, указав, что Б.И.В.., Дата ....... г.р., проживала на территории Большереченского городского поселения Омской области до 1997 года с матерью Б.Г.Н., сестрой Б.Т.В.,Дата ....... г.р., и братом Б.С.В., Дата ....... г.р.
Дата ....... постановлением главы Большереченского района №....... в связи с тем, что несовершеннолетние Б.Т.В., Б.С.В., Б.И.В., остались без попечения родителей (сведения об отце детей внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери, мать Б.Г.Н. находилась в розыске), последние были определены в детский дом.
При том, что постановлением главы Большереченского района №....... указано на необходимость закрепления за указанными несовершеннолетними жилья, данный пункт постановления главы носит формальный характер ввиду отсутствия в нем указания на адрес закрепляемого жилья. Фактически органом опеки и попечительства Большереченского района жильё за указанными несовершеннолетними закреплено не было.
Дата ....... Б.И.В. поступила на воспитание в ГОУ «адрес....... детский дом», т.к. её мать была лишена родительских прав.
Согласно данным администрации Большереченского муниципального района Б.И.В. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с Дата ......., как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
В связи с тем, что Б.И.В. после окончания 9 класса была направлена на учебу в Омское ПУ №......., Дата ....... является днем окончания пребывания Б.И.В. в ГОУ «адрес....... детский дом».
Вместе с тем администрацией Большереченского муниципального района в период с Дата ....... по настоящее время Б.И.В., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение на условиях договора социального найма предоставлено не было.
На основании чего просит признать незаконным бездействие администрации Большереченского муниципального района Омской области в части не исполнения обязанностей по внеочередному обеспечению жилой площадью по договору социального найма Б.И.В., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в период с Дата ....... по настоящее время и
обязать Администрацию Большереченского муниципального района Омской области обеспечить жилой площадью по договору социального найма Б.И.В.
В судебном заседании прокурор Пичерских М.С. заявленные требования поддержал, пояснив, что Б.И.В., являющаяся матерью-одиночкой, вынуждена продолжать учёбу в БОУ НПО «ПУ-№.......» только потому, что там ей предоставляют комнату в общежитии.
Представитель администрации Большереченского муниципального района Омской области Гренц Е.А., председатель Комитета по управлению имуществом администрации Большереченского муниципального района Омской области Новгородцева О.Б. и главный специалист органа опеки и попечительства комитета по образованию администрации Большереченского муниципального района Омской области Сурикова Л.В. против удовлетворения заявленных прокурором требований возражали, указывая, что оснований для обеспечения Б.И.В. жилой площадью не имеется, т.к. она, обучаясь в БОУ НПО «ПУ-№.......», по настоящее время находится на полном государственном обеспечении. Предоставление ей жилого помещения по договору социального найма противоречит нормам ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Более того, Б.И.В. не писала заявления о предоставлении ей на территории Большереченского района жилого помещения. С требованием прокурора о признании незаконным бездействия администрации в части не исполнения обязанностей по внеочередному обеспечению жилой площадью по договору социального найма Б.И.В. в период с Дата ....... по настоящее время не согласна, т.к. заявление Т.Н.И. сразу же было рассмотрено на заседании комиссии по регулированию жилищных отношений, где было принято решение о предоставлении Б.И.В. жилого помещения по мере поступления целевых денежных средств из областного бюджета, которые на Дата ....... в бюджет Большереченского муниципального района не поступали. Фактически органом опеки и попечительства Большереченского района жильё за Б.И.В. при определении её в детский дом закреплено не было.
Представители Министерства образования Омской области и Министерства финансов Омской области, Б.И.В., будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Представитель Министерства финансов Омской области по доверенности от Дата ....... №....... Карасикова С.Г. просила исключить Министерство финансов Омской области из числа лиц, участвующих в деле и рассмотреть дело в её отсутствие. В своём отзыве представитель Министерства финансов Омской области пояснила, что Омская область передала органам местного самоуправления на неограниченный срок государственные полномочия по обеспечению жилой площадью детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством). В соответствии с п. 3 ст. 158 БК РФ в суде от имени субъекта РФ в качестве представителя ответчика по искам к субъекту РФ должен выступать главный распорядитель средств, которым является Министерство образования Омской области, одной из задач которого является обеспечение реализации государственно политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот. Согласно подпунктам 23,24 п.8 раздела 3 Положения о Министерстве образования Омской области, утверждённого Указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 г. № 63, министерство образования Омской области обеспечивает в соответствии с федеральным и областным законодательством меры социальной поддержки детей-сирот, а в соответствии с п. 42 указанного Положения имеет право представления в судах интересов казны Омской области.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон РФ № 159-ФЗ) дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статьёй 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 17 Закона Омской области от 28.12.2005 № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), осуществляется органами местного самоуправления Омской области (далее - органы местного самоуправления).
На основании ст. 16 Закона Омской области от 28.12.2005 № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» решение о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принимается органом местного самоуправления Омской области по месту жительства гражданина или органом местного самоуправления Омской области не по месту жительства гражданина в случаях, предусмотренных законодательством.
Частью 1 ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из ст. 5 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, утверждённого Законом Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.
При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м независимо от состава семьи.
Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот.
Судом установлено, что Б.И.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать Б.Г.Н. решением ................ городского суда Омской области от Дата ....... г. была лишена родительских прав, сведения об отце внесены в запись акта о рождении №....... от Дата ....... г. на основании заявления матери, что подтверждается справкой о рождении Б.И.В. №....... от Дата ....... г. и свидетельством о рождении Б.И.В.
Постановлением главы местного самоуправления Большереченского района от Дата ....... №....... Б.И.В. определена в детский дом с закреплением за ней жилплощади на территории р.п. Большеречье. В адрес....... детском доме Б.И.В. пробыла с 1997 года по 2005 год, после окончания 9 класса Б.И.В. была направлена на учебу в ПУ №......., что подтверждается справкой «ПУ №.......».
На основании изложенного, Б.И.В. в период с Дата ....... по Дата ....... являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, и в период с Дата ....... по настоящее время - лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Дата ....... у Б.И.В. родился сын Б.Н.В., при этом в записи акта о рождении ребёнка №....... запись об отце отсутствует, что подтверждается свидетельством о рождении Б.Н.В.
В настоящее время Б.И.В., обучаясь в БОУ НПО «ПУ-№.......», по причине рождения ребёнка находится в академическом отпуске, что подтверждается справкой из БОУ НПО «ПУ №.......» от Дата ....... и заявлением Б.И.В. от Дата ......., адресованном Уполномоченному по правам человека в РФ, в котором также указано, что из студенческого общежития её выселили, в связи с чем жить ей сейчас негде и не на что.
Согласно справкам комиссии по учёту и распределению жилья администрации Большереченского района от Дата ....... №....... и от Дата ....... №....... Б.И.В. состоит на очереди для получения жилья с Дата ......., как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Данный факт также подтверждается протоколом от Дата ....... №....... заседания комиссии по учёту и распределению жилья, на основании которого Б.И.В. включена во внеочередной список на получение жилья, и ответом главы Большереченского муниципального района Омской области от Дата ....... №......., адресованном прокурору Большереченского района Омской области.
Таким образом, Б.И.В., относящаяся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имевшая закрепленной жилой площади, на основании ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с учётом окончания ей ГОУ «адрес....... детский дом» и ПУ №....... имеет право на внеочередное получение жилого помещения с учётом положений ст. 5 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан за счёт субвенций, предоставленных из бюджета Омской области бюджету Большереченского муниципального района Омской области.
В тоже время требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Большереченского муниципального района Омской области в части не исполнения обязанностей по внеочередному обеспечению жилой площадью по договору социального найма Б.И.В., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в период с Дата ....... по настоящее время являются необоснованными по следующим обстоятельствам.
В силу норм жилищного законодательства постановка на учёт на внеочередное обеспечение жилой площадью носит заявительный характер. При этом впервые заявления заместителя директора БОУ НПО «ПУ №.......» Т.Н.И. от Дата ....... и от Дата ....... в интересах Б.И.В. поступили в администрацию Большереченского муниципального района Омской области соответственно Дата ....... и Дата ......., что подтверждается книгой входящей корреспонденции (№....... и №.......). Указанные заявления были рассмотрены Дата ....... на заседании комиссии по регулированию жилищных отношений, где принято решение предоставить Б.И.В. жилое помещение по договору социального найма по мере поступления денежных средств (протокол заседания комиссии по регулированию жилищных отношений №.......).
Крое того, Б.И.В. была включена в список очередности на жильё детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилой площади на территории Большереченского муниципального района на Дата ....... и в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на Дата ....... г.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования прокурора Большереченского района Омской области в интересах Б.И.В. частично.
Обязать Администрацию Большереченского муниципального района Омской области за счёт субвенций, предоставленных из бюджета Омской области бюджету Большереченского муниципального района Омской области, обеспечить жилой площадью по договору социального найма Б.И.В. как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Большереченский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Судья Шепелина Е.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.06.2010