Дело № 2-504/2010 Решение по заявлению прокурора.



Дело № 2-504/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Большереченский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Шепелиной Е.В.,

при секретаре Яковлевой Н.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье,

16 сентября 2010 года

дело по заявление прокурора Большереченского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администраций Большереченского муниципального района Омской области и Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Большереченского района Омской области обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным бездействие администраций Большереченского муниципального района Омской области и Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области, выразившееся в непостановке на учет как бесхозяйного имущества комплекса гидротехнических сооружений (далее ГТС), состоящего из земляной плотины, бетонных сооружений ледозащиты, паводкового водосброса тоннельного типа, водосливной грани, гасителей энергии потока в НБ (нижний бьеф) находящегося 200 метров севернее ДОЦ «Белочка» р. Сухокарасук Большереченского района Омской области, а также об устранении допущенных нарушений путем обращения в регистрационную службу с заявлением о постановке указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного.

В обоснование своих требований прокурор указывал, что указанное ГТС является бесхозяйной недвижимостью. Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Из нормы статьи 225 ГК РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

В судебном заседании прокурор Абулхаиров Р.С. заявленные требования изменил, прося признать незаконным бездействие только администрации Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области по постановке на учет бесхозяйного имущества - комплекса гидротехнических сооружений, находящегося 200 метров севернее ДОЦ «Белочка» на р. Сухокарасук Большереченского района Омской области и

обязать администрацию Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области обратиться в регистрационную службу с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества комплекса гидротехнических сооружений.

Представитель заинтересованного лица - администрации Большереченского муниципального района Омской области - Гаврюш И.В. против удовлетворения заявленных требований возражала, указывая, что т.к. ГТС находится на территории Красноярского сельского поселения, обязать обратиться в регистрационный орган с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества можно только администрацию Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области. Кроме того, согласно паспорту безопасности Большереченского муниципального района размер зоны вероятной чрезвычайной ситуации не выходит за рамки Красноярского сельского поселения, в связи с чем возможная чрезвычайная ситуация имеет муниципальный, а не межмуниципальный характер.

Глава Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области Бровкина А.Н. против удовлетворения заявленных требований также возражала, указывая, что согласно нормам ст. 225 ГК РФ обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. Ссылалась на отсутствие у муниципального образования финансовых средств на содержание ГТС. Пояснила также, что ранее ГТС было построено СПК «Красноярский» в мелиоративных целях, однако после банкротства кооператива является бесхозяйным объектом.

Представитель МТУ Ростехнадзора по СФО будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, не просил рассмотреть дело без его участия.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Пунктом 8 части 1 статьи 4 Устава муниципального образования Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области (принят решением Совета Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области от 24.11.2005 года N 23) к вопросам местного значения Красноярского сельского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Красноярского сельского поселения.

В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Аналогичные нормы содержатся и в Постановлении Правительства РФ от 27.02.1999 № 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешения на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника».

Судом установлено, что комплекс гидротехнических сооружений, находящийся 200 метров севернее ДОЦ «Белочка» р. Сухокарасук Большереченского района Омской области, состоит из земляной плотины, бетонных сооружений ледозащиты, паводкового водосброса тоннельного типа, водосливной грани, гасителей энергии потока в НБ (нижний бьеф) и, соответственно, прочно связан с землей, то есть согласно ст. 130 ГК РФ отвечает признакам недвижимого имущества.

Ранее ГТС было построено СПК «Красноярский» в мелиоративных целях, но после завершения процедуры банкротства кооператива является бесхозяйным объектом. Спорное ГТС не перечислено в отчётах конкурсного управляющего СПК «Красноярский» от 28.02.2007, от 28.07.2008, от 21.09.2007 и от 09.10.2008.

Справка ООО «Красноярское» и информация Комитета по управлению имуществом администрации Большереченского муниципального района от 09.09.2010 № 212 подтверждают факт отсутствия у ГТС собственника.

Согласно акту № ГТС-0192-002/09 от 22.09.2009 у ГТС отсутствует свидетельство о государственной регистрации права собственности и технический паспорт.

Ввиду отсутствия собственника у ГТС имеется пониженный уровень безопасности, что подтверждается справкой от 19.08.2010 о результатах совместной проверки, проведённой помощником прокуратура Большереченского района, государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за ГТС Западно-Сибирского управления Ростехнадзора и главным специалистом по делам ГО и ЧС администрации Большереченского муниципального района.

Из информации администрации Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области от 09.09.2010 № 101, а также пояснений главы администрации Красноярского сельского поселения Бровкиной А.Н. следует, что администрация Красноярского сельского поселения не проводила работу по постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества - комплекса гидротехнических сооружений.

Муниципальный характер возможной чрезвычайной ситуации на ГТС подтверждается паспортом безопасности Большереченского муниципального района и постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Как усматривается из материалов дела, меры, установленные ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области, необращение администрации Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, который в соответствии со статьями 41, 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» имеет право на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования прокурора Большереченского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц.

Признать незаконным бездействие администрации Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области по постановке на учет бесхозяйного имущества - комплекса гидротехнических сооружений, находящегося 200 метров севернее ДОЦ «Белочка» на р. Сухокарасук Большереченского района Омской области.

Обязать администрацию Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области обратиться в Большереченский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества комплекс гидротехнических сооружений, состоящий из земляной плотины, бетонных сооружений ледозащиты, паводкового водосброса тоннельного типа, водосливной грани, гасителей энергии потока в нижнем бьефе, находящийся 200 метров севернее ДОЦ «Белочка» на р. Сухокарасук Большереченского района Омской области.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Большереченский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Судья Шепелина Е.В.

Мотивированное решение изготовлено 19.10.2010