Дело № 2-559/2010.Заочное решение по иску Гавриловой З.А к БОУ НПО `ПУ-12`



Дело № 2-559/2010

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Большереченский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Шепелиной Е.В.,

при секретаре Яковлевой Н.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье,

24 ноября 2010 года

дело по иску Гавриловой З.А к БОУ НПО «ПУ-12» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Гаврилова З.А. обратилась в суд с иском к БОУ НПО «ПУ-12» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда, указывая, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком с <данные изъяты> года в должности <данные изъяты>. С 01.04.2009 БОУ НПО «ПУ-12» было переведено на отраслевую оплату труда, в результате чего её заработная плата снизилась на 30 %, оклад вместо <данные изъяты> руб. составил <данные изъяты> руб. Работодатель прекратил производить оплату за работу в качестве классного руководителя, за стаж работы, за заведование кабинетом и проверку тетрадей.

Просила взыскать с ответчика

- за 6 месяцев 2010 вышеуказанные доплаты, исходя из установленных процентов в Положении об оплате труда работников БОУ НПО «ПУ-12» за классное руководство 15% в размере <данные изъяты> руб., за стаж работы 20% в размере <данные изъяты> руб., за проверку тетрадей 5% в размере <данные изъяты> руб. и за заведование кабинетом 15% в размере <данные изъяты> руб.;

- за сентябрь 2010 года за стаж работы, за проверку тетрадей, за работу в кабинете всего <данные изъяты> руб.;

- произвести перерасчёт заработной платы за 9 месяцев 2010 года из расчёта минимального размера оплаты труда в сумме <данные изъяты> руб.;

- произвести перерасчёт отпускных за июль-август 2010 года.

В дополнительном исковом заявлении истица от исковых требований в части произведения перерасчёта отпускных за июль-август 2010 года отказалась, в остальной части заявленные требования изменила, прося взыскать с ответчика:

- за 6 месяцев 2010 вышеуказанные доплаты в размере <данные изъяты> руб., в т.ч.: за классное руководство (15%) в сумме <данные изъяты> руб., за стаж работы (20%) в сумме <данные изъяты> руб., за проверку тетрадей (15%) в сумме <данные изъяты> руб., за заведывание кабинетом (15%) в сумме <данные изъяты> руб.;

- за сентябрь 2010 года за стаж работы (20%) <данные изъяты> руб., за проверку тетрадей (15%) <данные изъяты> руб., за заведывание кабинетом (13%) <данные изъяты> руб.;

- разницу в сумме <данные изъяты> руб. за 9 месяцев 2010 года между установленным Положением по БОУ НПО «ПУ-12» размером тарифной ставки в сумме <данные изъяты> руб. и определённым федеральным законодательством минимальным размером оплаты труда, также произвести расчёт указанных доплат исходя из <данные изъяты> руб.;

- просила взыскать заработную плату с учётом инфляции согласно справке из Росстата и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

В судебном заседании истица Гаврилова Г.Н. иск поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям, указав, что после введения новой системы оплаты труда вышеуказанные доплаты выплачивались ей до ДД.ММ.ГГГГ, после чего она также продолжала выполнять вышеуказанную работу, однако ответчик отказался её оплачивать, несмотря на то, что приказами директора она была назначена классным руководителем группы № и за ней был закреплён кабинет. Претензий к её работе со стороны администрации БОУ НПО «ПУ-12» не было. Должностной оклад был установлен в размере <данные изъяты> руб. за 720 часов. Оклад является формой оплаты труда за проведённые часы, иная работа осуществляется преподавателем за рамками учебного процесса, в связи с чем должна дополнительно оплачиваться, т.к. осуществляется не каждым работником, а только тем, на кого дополнительно возложена приказом директора училища.

Представитель ответчика БОУ НПО «ПУ-12» Судницына М.Е. в судебном заседании исковые требования признала в части выплаты за январь-июнь 2010 стимулирующих доплат за классное руководство, стаж работы, проверку тетрадей и заведывание кабинетом, за сентябрь 2010 года в части выплаты стимулирующих доплат за стаж работы, проверку тетрадей и заведывание кабинетом. Указанные доплаты не производились по причине отсутствия финансирования со стороны Министерства образования Омской области. Пояснила, что денежные средства на указанные выплаты должны в ближайшее время поступить из Министерства образования Омской области. Не оспаривала добросовестного выполнения истицей функции классного руководителя, осуществления проверки письменных работ и заведования кабинетом. Об изменении условий оплаты труда Гаврилова З.А. была надлежащим образом уведомлена, добровольно подписав дополнительное соглашение к трудовому договору.

В судебном заседании 24.11.2010 представитель ответчика БОУ НПО «ПУ-12», будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суд не известил, ввиду чего суд, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и вынести заочное решение.

Представитель третьего лица Министерства образования Омской области Махиня Ю.С. в судебном заседании 24.11.2010 участия не принимала, представила письменный отзыв, в котором с исковым заявлением не согласилась, указав на нетождественность понятий минимальный размер оплаты труда и тарифная ставка (должностной оклад), в связи с чем законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) меньше минимального размера оплаты труда при условии, что заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Учитывая, что совокупный размер месячной заработной платы Гавриловой З.А., включая должностной оклад и иные выплаты, составляет минимальный размер оплаты труда, нарушений трудовых прав работника при выплате ему заработной платы не допущено. Кроме того, в соответствии со ст. 135 ТК РФ, ст. 2 Закона Омской области от 02.02.2007 № 850-ОЗ «Об оплате труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета», п. 1 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных учреждений Омской области, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2008 года № 172-п, разделом 2 Примерного положения об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных образовательных учреждений начального профессионального образования Омской области, находящихся в ведении Министерства образования Омской области, утверждённого приказом Министерства образования Омской области от 10.11.2008 года № 31, Положением об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетного образовательного учреждения Омской области начального профессионального образования «Профессиональное училище № 12» стимулирующие и компенсационные выплаты работнику устанавливаются распорядительным актом учреждения. Приказом директора БОУ НПО «ПУ №12» от ДД.ММ.ГГГГ № назначена комиссия по установлению стимулирующих и компенсационных выплат в пределах фонда оплаты труда в учреждении, которая ежемесячно принимает решение об установлении указанных выплат индивидуально каждому работнику за отработанный календарный месяц. Таким образом, вопросы установления стимулирующих и компенсационных выплат рассматриваются в учреждении ежемесячно с учётом фонда оплаты труда, в связи с чем у работодателя нет обязанности предупреждать работника об отмене стимулирующей и компенсационной выплаты, которая ещё не была ему установлена. Гавриловой З.А. устанавливались указанной комиссией стимулирующие и компенсационные выплаты по результатам работы за календарный месяц в конкретных размерах.

Выслушав истца, свидетелей, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

На основании ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Решением Российской трёхсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от 04.12.2009 (протокол № 10) были утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 год (далее - Рекомендации).

Рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений бюджетной сферы и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

Системы оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе следующих единых принципов:

а) верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории Российской Федерации.

Размеры и условия оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы не могут быть снижены и (или) ухудшены по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления;

б) установление в учреждениях бюджетной сферы систем оплаты труда, включая фиксированные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда, а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, выплат стимулирующего характера, коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права;

г) обеспечение работодателем равной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников (п. 4).

В соответствии с п. 5 Рекомендаций обязательными для применения на территории Российской Федерации являются следующие нормы и условия оплаты труда, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации:

а) минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, минимальная заработная плата, установленная региональным соглашением о минимальной заработной плате в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) включение в трудовой договор условий оплаты труда, в том числе размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда по занимаемой работником должности, в зависимости от квалификации работников и сложности выполняемых работ, а также выплат стимулирующего и компенсационного характера;

д) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, состоящий из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Подпунктом «б» п. 17 Рекомендаций установлено, что при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, изложенный в разделе VI Рекомендаций для федеральных бюджетных учреждений, обратив особое внимание на определение фиксированных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) по занимаемой работником должности с учетом требований к квалификации и сложности выполняемых работ, выплат компенсационного и стимулирующего характера

Согласно подпункту «а» п. 18 Рекомендаций при разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления не допускать регулирования нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления следующих вопросов, не относящихся к их компетенции изменения порядка регулирования продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы) в том числе замены понятия "ставка заработной платы" на понятие "должностной оклад".

В силу ст. 54 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14.06.2008 № 521 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования, п. 64 которого закреплено, что образовательное учреждение самостоятельно в соответствии с законодательством РФ устанавливает заработную плату работникам, в том числе надбавки и доплаты к окладам, порядок и размеры их премирования.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583, которым утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, установлено, что заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.

Подпунктом «б» п. 2 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583, установлено, что системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 № 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях" установлены следующие выплаты за интенсивность и высокие результаты работы:

- выплаты за качество выполняемых работ,

- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет,

- премиальные выплаты по итогам работы.

В соответствии с пунктами 1-3 Разъяснения
о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствием с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению N 1 в пределах фонда оплаты труда.

При этом следует учитывать, что начиная с 1 января 2010 года, объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2008 № 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" должность «преподаватель» отнесена к 4 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников.

Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2008 № 172-п "О поэтапном введении отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений в Омской области" было утверждено Положение
об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетных учреждений Омской области (приложение №1). Приложением № 2 указанного Постановления определён график
перехода бюджетных учреждений Омской области на отраслевые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений Омской области.

Пунктом 6 и 8 Постановления Правительства Омской области от 15.10.2008 № 172-п определён перечень стимулирующих выплат работникам учреждения, которые устанавливаются с учётом критериев, позволяющих оценить результативность и качество их работы. Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год за счет средств областного бюджета исходя из объема лимитов бюджетных обязательств, а также средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных источников в соответствии с бюджетным законодательством.

Средства на оплату труда, формируемые за счет ассигнований областного бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191
"О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" определена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) - 720 часов в год - преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования.

Согласно приказа министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (п.2.1.,2.2, 2.3) выполнение педагогической работы преподавателями характеризуется наличием установленных норм времени (нормируемая часть рабочего времени) только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой. Другая часть педагогической работы, которая часами не конкретизирована, но вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, тарифно-квалификационными характеристиками, регулируется графиками и планами работы включает в себя:

-выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, с работой по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

- организацию им проведение методической, консультативной помощи родителям;

- периодические кратковременные дежурства в образовательных учреждениях в период образовательного процесса,

-выполнение дополнительно возложенных обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

Приказом Министра образования Омской области от 10.11.2008 № 31 утверждено примерное положение об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных образовательных учреждений начального профессионального образования Омской области, находящихся в ведении Министерства образования Омской области.

Согласно п.5.17 Устава БОУ НПО «ПУ №12» (в ред. №, принятой ДД.ММ.ГГГГ) система оплаты труда работников учреждения устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Коллективным договором, прошедшим уведомительную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ, (раздел 6 «заработная плата») определено, что заработная плата работников учреждения определяется на основании Положения от отраслевой системе оплаты труда учреждения, разработанного в соответствии со ст.144 ТК РФ. Размеры ставок педагогических работников установлены на основании отнесения занимаемых должностей к профессиональным квалификационным группам. Размер ставки педагогическому работнику с учетом квалификационной категории устанавливается выше ставки, предусмотренной в Приложении № Положения. Выплаты компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются также вышеуказанным Положением.

Судом установлено, что Гаврилова З.А. состоит в трудовых отношениях с БОУ НПО «ПУ-12» вначале в должности <данные изъяты> а затем <данные изъяты> с <данные изъяты> года. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истица была ознакомлена с должностными инструкциями преподавателя, преподавателя географии и преподавателя биологии, основ экологии.ДД.ММ.ГГГГ с ней был заключен трудовой договор №, вступивший в действие с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым определена норма педагогической нагрузки в объёме не менее 720 часов в учебный год, виды дополнительной педагогической нагрузки, непосредственно связанной с образовательным процессом, не входящим в круг основных обязанностей (классное руководство, проверка тетрадей, заведование кабинетом).

ДД.ММ.ГГГГ Гаврилова З.А. была предупреждена об изменении с ДД.ММ.ГГГГ учебной нагрузки и об отмене выплат за стаж работы с ДД.ММ.ГГГГ, с которой она была не согласна. Дала согласие с приказом директора БОУ НПО «ПУ-12» № от ДД.ММ.ГГГГ, которым были утверждены изменения, касающиеся только учебной нагрузки

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ставка заработной платы истца за фактическое количество часов учебной нагрузки (505 учебных часов в год) составила <данные изъяты> руб. с учётом повышений за: 1) наличие первой квалификационной категории (на 10 %); 2) выплаты компенсационного характера: районный коэффициент - 15% заработной платы; выплат стимулирующего характера в соответствии с Положением об отраслевой системе оплаты труда работников БОУ НПО «ПУ-12» и на основании приказа учреждения № от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Гаврилова З.А. была предупреждена об изменении с ДД.ММ.ГГГГ учебной нагрузки.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ставка заработной платы истца за фактическое количество часов учебной нагрузки (495 учебных часов в год) составила <данные изъяты> руб. с учётом повышений за: 1) наличие первой квалификационной категории (на 10 %); 2) выплаты компенсационного характера: районный коэффициент - 15% заработной платы; выплат стимулирующего характера в соответствии с Положением об отраслевой системе оплаты труда работников БОУ НПО «ПУ-12» и на основании приказа учреждения № от ДД.ММ.ГГГГ.

Учебная нагрузка Гавриловой З.А. в количестве 505 часов подтверждается численностью и объёмом учебной нагрузки инженерно-педагогических работников БОУ НПО «ПУ-12» на 2009-2010 учебный год.

Учебная нагрузка Гавриловой З.А. в количестве 495 часов подтверждается также тарификационной нагрузкой преподавателей и численностью и объёмом учебной нагрузки инженерно-педагогических работников БОУ НПО «ПУ-12» на 2010-2011 учебный год.

ДД.ММ.ГГГГ приказами директора БОУ НПО «ПУ-12» № и № на период учебного года 2009-2010г. Гаврилова З.А. была закреплена за группой № в качестве классного руководителя, где были также определены порядок работы классного руководителя и составление документации со сдачей на проверку ежемесячно не позднее 28 числа.

Приказом директора БОУ НПО «ПУ-12» № от ДД.ММ.ГГГГ на нее также возложено и заведование кабинетом.

Приказом директора БОУ НПО «ПУ-12» № от ДД.ММ.ГГГГ на период учебного года 2010-2011г. на Гаврилову З.А. возложено только заведование кабинетом.

Данные обстоятельства сторонами признавались в судебном заседании от 16.11.2010 и подтверждаются вышеуказанными документами, а также должностной инструкцией заведующего кабинетом от ДД.ММ.ГГГГ

Выполнение истицей работы в качестве заведующей кабинетом подтверждается Положением о смотре конкурсе учебных кабинетов и лабораторий БОУ НПО «ПУ-12», паспортом учебного кабинета биологии.

Выполнение истицей работы в качестве классного руководителя подтверждается анализом воспитательной работы за 2-е полугодие 2009-2010 учебного года в группе №, сценариями внеклассных мероприятий, программой работы клуба «<данные изъяты>», программой «<данные изъяты>», тетрадью воспитательных дел, перспективно-тематическим планом воспитательной работы на 2-е полугодие 2009-2010 учебного года, грамотами группы №, принимавших участия в мероприятиях и соревнованиях разного уровня.

Добросовестное выполнение истицей своих должностных обязанностей, Положения о классном руководстве от ДД.ММ.ГГГГ, Положения об учебном кабинете училища БОУ НПО «ПУ-12» от ДД.ММ.ГГГГ, Положения о проверке тетрадей БОУ НПО «ПУ-12» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается пояснениями представителя ответчика Судницыной М.Е., данными ей в судебном заседании 16.11.2010, показаниями свидетеля ФИО8. и ФИО5 и почётными грамотами за добросовестный труд в воспитании подрастающего поколения.

В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размер тарифной ставки, доплат, надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно ст.129 ТК РФ тарифные ставки, представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности за единицу времени либо за исполнение трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц; а равно базовые оклады, т.е. минимальные оклады, ставки заработной платы работников государственных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу; устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В силу вышеизложенного размеры тарифных ставок, как и базовых окладов, ставок заработной платы, определяющую месячную заработную плату работников, отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнившим норму труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч.1 ст.133 ТК РФ., без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Размер тарифной ставки преподавателя образовательным учреждением, установленный Положением ПУ №12 в виде <данные изъяты> руб., не соответствует федерального законодательству о минимальном размере оплаты труда. Таким образом, размер тарифной ставки с учетом квалификационной категории составляет <данные изъяты>. (<данные изъяты>.+<данные изъяты>.-10%), стоимость 1 академического часа составляет <данные изъяты> руб.

Исходя из нагрузки в количестве 505 ч, установленной на 2009-2010 учебный год, размер ставки истицы должен составлять <данные изъяты> руб. 72 коп.

Исходя из нагрузки в количестве 495 ч, установленной на 2010-2011 учебный год, размер ставки истицы должен составлять <данные изъяты> руб. 42 коп.

В соответствии с Положением об отраслевой системе оплаты труда работников БОУ НПО «Профессиональное училище №12», утверждённого приказом директора БОУ НПО «Профессиональное училище №12» от ДД.ММ.ГГГГ №, размеры компенсационных и стимулирующих выплат установлены в процентном отношении к окладу, тарифной ставке.

Доплата за работу в качестве классного руководителя, за заведование кабинетом, за проверку письменных работ установлена п. 28 вышеназванного Положения об отраслевой системе оплаты труда работников в размере до 15 %, за стаж работы (свыше 20 лет) - до 20 %.

Выплаты стимулирующего характера являются составной частью системы оплаты труда.

В соответствии с утверждениями Гавриловой З.А., расчётами заработной платы за 2009 и 2010 год в 2010 году было прекращено производство выплат стимулирующего и компенсационного характера за стаж работы по специальности, за заведование кабинетом, за классное руководство, за проверку тетрадей (исключение составило начисление и выплата в сентябре 2010 г. 2% за заведование кабинетом, что подтверждается протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по назначению выплат стимулирующего характера за сентябрь 2010г.). В соответствии с п. 32 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников БОУ НПО «ПУ-12» при отсутствии или недостатке соответствующих (бюджетных и/или внебюджетных) финансовых средств руководитель учреждения вправе приостановить выплату стимулирующих выплат, уменьшить либо отменить их выплату, предупредив работников об этом в установленном законом порядке.

Согласно ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются существенными условиями трудового договора.

На основании ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

В нарушение установленного законом и локальным нормативным актом порядка БОУ НПО «ПУ-12» процедура приостановления выплат соблюдена не была.

Тот факт, что Гаврилова З.А. ДД.ММ.ГГГГ письменно была ознакомлена с уведомлением о предстоящем изменении условий трудового договора в части отмены стимулирующих выплат за стаж работы с ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о соблюдении порядка изменения определённых сторонами условий трудового договора.

Указание на недостаток финансовых средств, выделенных на оплату труда работников БОУ НПО «ПУ-12» в 2010 году не может служить основанием для освобождения от обязанности работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами и ограничивать право работников на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, что следует из статей 20 и 21 ТК РФ.

Кроме того, согласно п. 11 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (ред. от 29.09.2008) "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата [руда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением па вышины стимулирующего характера. При этом начиная с ДД.ММ.ГГГГ объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Из представленных штатных расписаний и тарификационного списка, пояснений представителя ответчика следует, что в 2010 году в учреждении объем выплат стимулирующего характера составил 24,57 % от фонда оплаты труда (соотношение <данные изъяты> руб. - ФОТ и <данные изъяты> руб. - выплаты стимулирующего характера согласно расчёту фонда оплаты труда работников БОУ НПО «ПУ-12» на 2010 год) и был направлен на оплату труда работников вспомогательного и технического персонала до уровня минимального размера оплаты труда в виде премий за выполнение задания особой важности и сложности, что подтверждается приказами директора №, № за 2010г.

Однако такой вывод является ошибочным, поскольку тарифная ставка является вознаграждением за преподавательскую (учебную) работу, что подтверждается ее размером. Данная работа является дополнительной, т.к. выполняется на основании приказов директора образовательного учреждения с указанием фамилии педагогического работника, с учетом особенностей предметов. Согласно Положения о классном руководстве в БОУ НПО «ПУ №12», принятом ДД.ММ.ГГГГ, оплата классного руководителя составляет 15% от ставки. Учитывая, что работодателем не были приняты локальные нормативные правовые акты, в которых бы были определены критерии, позволяющих оценить результативность и качество работы преподавателя, а также их отсутствии в трудовом договоре у истицы, что является нарушением требований Приказа министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановления Правительства Омской области от 15 октября 2008г. № 172-п,суд определяет размеры вышеуказанных выплат исходя из указанных в Положении об отраслевой системе оплаты труда работников ПУ №12 и требований истицы.

Выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляют:

- за заведование кабинетом в сумме <данные изъяты> руб. 70 коп.(15% от ставки <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> руб. 45 коп. х 6 мес. = <данные изъяты> руб. 70 коп.),

- за классное руководство - <данные изъяты> руб. 70 коп.(15% от ставки <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> руб. 45 коп. х 6 мес. = <данные изъяты> руб. 70 коп.),

- за проверку письменных работ (тетрадей) обучающихся - <данные изъяты> руб. 70 коп.(15% от ставки <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> руб. 45 коп. х 6 мес. = <данные изъяты> руб. 70 коп.).

Выплата за сентябрь 2010г. составила за проверку письменных работ (тетрадей) обучающихся 15% от ставки <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> руб. 45 коп.

Итого доплата за интенсивность и напряженность труда составила <данные изъяты> руб. 55 коп.

Ежемесячная надбавка за стаж работы по специальности педагогическим работникам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в сентябре 2010 года составила <данные изъяты> руб. 20 коп. (20% от <данные изъяты> руб. -<данные изъяты> руб. 60 коп.).

Расчет задолженности по заработной плате

за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

заработная плата за месяц

ставка за 720 час. <данные изъяты> руб.

ставка за 505 час. <данные изъяты> руб. 71 коп.

выплата за классное руководство <данные изъяты> руб. 45 коп.

выплата за заведование кабинетом <данные изъяты> руб. 45 коп.

выплата за проверку письменных работ <данные изъяты> руб. 45 коп.

выплата за стаж работы (более 20 лет) <данные изъяты> руб. 60 коп.

итого заработная плата составила <данные изъяты> руб. 66 коп.

районный коэффициент 15% - <данные изъяты> руб. 50 коп. (15 % от <данные изъяты> руб. 66 коп.)

начисленная заработная плата составила <данные изъяты> руб. 16 коп. (<данные изъяты> руб. 66 коп. + <данные изъяты> руб. 50 коп.)

налогооблагаемая база <данные изъяты> руб. 16 коп. (<данные изъяты> руб. 16 коп.-<данные изъяты>. налоговый вычет)

Согласно ст.218 НК РФ НДФЛ 13 % составил <данные изъяты> руб. 28 коп. (13% от <данные изъяты> руб. 16 коп.)

Заработная плата, подлежащая выплате, - <данные изъяты> руб. 88 коп. (<данные изъяты> руб. 16 коп.- <данные изъяты> руб. 28 коп.)

Заработная плата, подлежащая выплате, за месяц <данные изъяты> руб. 88 коп. х 6 месяцев = <данные изъяты>. 28 коп.

Расчет задолженности по заработной плате

за сентябрь 2010г.

ставка за 720 час. <данные изъяты> руб.

ставка за 495 час. <данные изъяты> руб. 42 коп.

выплата за заведование кабинетом (2%) <данные изъяты>,26 руб.

выплата за проверку письменных работ <данные изъяты> руб. 45 коп.

выплата за стаж работы (более 20 лет) <данные изъяты> руб. 60 коп.

итого заработная плата составила <данные изъяты> руб. 73 коп.

районный коэффициент 15% - <данные изъяты> руб. 51 коп. (15 % от <данные изъяты> руб. 73 коп.)

начисленная заработная плата составила <данные изъяты> руб. 24 коп. (<данные изъяты> руб. 73 коп. + <данные изъяты> руб. 51 коп.)

налогооблагаемая база <данные изъяты> руб. 24 коп. (<данные изъяты> руб. 24 коп.-<данные изъяты>. налоговый вычет)

Согласно ст.218 НК РФ НДФЛ 13 % составил <данные изъяты> руб. 99 коп. (13% от <данные изъяты> руб. 24 коп.)

Заработная плата, подлежащая выплате, - <данные изъяты> руб. 25 коп. (<данные изъяты> руб. 24 коп.- <данные изъяты> руб. 99 коп.)

Заработная плата, подлежащая выплате, за январь-июнь 2010 г., а также сентябрь 2010г. <данные изъяты> руб. 25 коп. + <данные изъяты>. 28 коп.= <данные изъяты>,53 руб.

Заработная плата, выплаченная учреждением за январь-июнь 2010г.:

<данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб.+ <данные изъяты> руб. +<данные изъяты> руб. +<данные изъяты> руб. +<данные изъяты> руб. (без начисления отпускных в размере <данные изъяты> руб. и обучения от службы занятости в сумме <данные изъяты> руб.)= <данные изъяты> руб.

Заработная плата, выплаченная учреждением за сентябрь 2010г. <данные изъяты> руб. 95 коп.

Итого выплачено ответчиком истцу заработной платы за январь-июнь 2010г. и за сентябрь 2010г. <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. 95 коп.=<данные изъяты> руб.

Итого общая сумма, подлежащая взысканию в пользу Гавриловой З.А., составила:

<данные изъяты> руб.- <данные изъяты> руб.=<данные изъяты> руб. 40 коп.

Статьёй 237 ТК РФ установлено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В судебном заседании истица компенсацию морального вреда обосновала регулярными нарушениями её прав, предусмотренных трудовым законодательством, со стороны ответчика, связанные с отменой выплат стимулирующего характера, чем ей были причинены нравственные страдания, в результате чего у неё повысилось артериальное давление, что подтверждается справкой МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд находит требования истца о взыскании компенсации морального вреда подлежащими частичному удовлетворению в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии со ст. 134 ТК РФ суд считает возможным применить индексацию денежной суммы, основываясь на формуле, указанной в информации Омскстата от ДД.ММ.ГГГГ №:

100,9х100,4:100х100,1:100х100,4:100х100,5:100х100,6:100х101:100х100,3:100=104,27%, т.е. цены выросли в 1,0427 раза.

В связи с чем индексация денежной суммы, подлежащей выплате Гавриловой З.А. составляет:

<данные изъяты> руб. 40 коп. х 1,0427=<данные изъяты> руб.

Довод третьего лица о том, что совокупный размер месячной заработной платы Гавриловой З.А., включая должностной оклад и иные выплаты, составляет минимальный размер оплаты труда, не основан на фактических обстоятельствах дела.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 191, 197, 235, 237 ГПК РФ, суд

ЗАОЧНО РЕШИЛ:

Исковые требования Гавриловой З.А к БОУ НПО «ПУ-12» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Бюджетного образовательного учреждения Омской области начального профессионального образования «Профессиональное училище № 12» в пользу Гавриловой З.А заработную плату за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере <данные изъяты> рубля 40 копеек и сумму индексации невыплаченной заработной платы в размере <данные изъяты> рубля 32 копейки, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, а также судебные издержки по плате информации из Омскстат в сумме <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей 72 копейки.

В остальной части исковых требований Гавриловой З.А. отказать.

Взыскать с Бюджетного образовательного учреждения Омской области начального профессионального образования «Профессиональное училище № 12» в бюджет Большереченского муниципального района судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей 40 копеек.

Ответчик вправе подать в Большереченский районный суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Шепелина Е.В.

Мотивированное решение изготовлено 07.12.2010