Дело № 2-544/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Большереченского районного суда Омской области
в составе председательствующего Тюриной Н.И.,
при секретаре Черненко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье
24 ноября 2010г.
гражданское дело по иску Лукоянов Н.И. к бюджетному образовательному учреждению Омской области начального профессионального образования «<данные изъяты> о взыскании заработной платы в сумме 44296руб.76коп., моральный вред в сумме 20тыс. руб.
УСТАНОВИЛ :
Лукоянов Н.И. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, в обосновании которых указал, что работает с 03 февраля 2000 года . в училище.
С 01 апреля 2009г. образовательное учреждение было переведено на отраслевую оплату труда, в результате чего его заработная плата снизилась на 30 процентов с 01 января 2010г.
Установленный оклад составил 4 тыс. руб., что ниже минимального размера оплаты труда.
Работодатель прекратил производить оплату за работу с 01 января 2010г.
- за стаж работы, за заведование кабинетом,
- с 01 сентября 2009г. по 31 декабря 2009г. включительно в размере 40 процентов от оклада за выполнение обязанности инженера по охране труда.
Приказом директора за ним был закреплен кабинет, работу в котором он выполнял в соответствии с требования администрации, изготовил дидактические материалы, сделал паспорт кабинета, сохранял в исправном состоянии средства обучения, следил за санитарным состоянием.
Кроме того на него была возложена обязанность инженера по охране труда, которую он добросовестно выполнял. В качестве причины ее невыплаты директор ссылался на недофинансирование со стороны министерства образования.
Просил взыскать
за 9 месяцев 2009г. вышеуказанные доплаты с ответчика, исходя из установленных процентов в Положение об оплате труда работников училища:
-за выполнение обязанности инженера по охране труда (40%) в сумме 6400руб. (1600руб. х 4 месяца),
-за заведование кабинетом 15% от оклада в сумме 2400руб.,
- сумму инфляции в размере 8800руб. (8%)
Итого за 2010год с учетом инфляции 19504руб., а также моральный вред в сумме 10тыс. руб.
За 8 месяцев 2010года
-за стаж работы (20% от оклада) 4800руб.(800руб. х 6 месяцев),
- отпускные за 2 месяца в сумме 5000руб.,
-за заведование кабинетом 15% от оклада в сумме 3897руб.(649руб.50коп.х6 месяцев),
- сумму инфляции в размере 1095руб.76коп. (8%)
Итого за 2010год с учетом инфляции 14792руб.76коп., а также моральный вред в сумме 10тыс. руб. (л.д.2-5).
В дополнительном исковом заявлении от 22 октября 2010г. уточнил, что все выплаты просит взыскать исходя из оклада в размере 4330руб.
за 9 месяцев 2009г. в размере 12773руб.50коп. в том числе
- за заведование кабинетом (15% от оклада) - 5845руб.50коп.(649руб.50коп. х 9 месяцев),
-за выполнение обязанности инженера по охране труда (40%) в сумме 6928руб. (1732руб. х 4 месяца),
За 7 месяцев 2010года в размере 10608руб.50коп.
-за стаж работы (20% от оклада) 6062руб.(866руб. х 7 месяцев),
-за заведование кабинетом 15% от оклада в сумме 4546руб.50коп.(649руб.50коп.х 7 месяцев),
Итого за 2009-2010год с учетом 23382руб., а также моральный вред в сумме 20тыс. руб. (л.д.50-51).
В судебном заседании истец Лукоянов Н.Т. свои требования поддержал, пояснил, что с 01 октября 2010г. он прекратил трудовые отношение с ответчиком. С 01 апреля 2009г им был заключен трудовой договор, где его должность была указана <данные изъяты>, оклад установлен 4 тыс. руб. Он был ознакомлен с должностной инструкцией.
Приказом № с 01 апреля 2010г. на него была возложена обязанность по выполнению трудовой функции инженера по охране труда, установлена доплата в размере 40 процентов от оклада, которую работодатель оплачивал в размере 10 процентов с 01 сентября 2009г. по 30 ноября 2009г., а снял только с 01 января 2010г.
На доводы ответчика об оплате за данную выполненную работу в виде премии за декабрь 2009г. в сумме 4тыс. руб. указал, что премия была получена всеми работниками учреждения в вышеуказанном размере по итогам работы за календарный год. Кроме того сослался на положении ст.217 ТК РФ обязывающей работодателя при численности штата работников свыше 50 человек иметь в учреждении специалиста по охране труда. В качестве выполнение им работы данного специалиста представил удостоверения, выданные управлением охраны труда Омской области.
Приказом № от 01 сентября 2009г. на период учебного процесса 2009-2010г. за ним закреплен кабинет, в котором все было сделано своими силами. В участии смотра-конкурса кабинетов он не отказывался и не препятствовал администрации в его осмотре. Не согласен с отказом ответчика о лишении его данной доплаты за неучастие в смотре - конкурсе кабинетов, т.к. работу вел в течение всего года. Считает, что с учетом выполненной работы доплата должна быть не менее 10 процентов.
Дополнительно заявил требования о взыскании разницы между установленным Положением ПУ № размером тарифной ставки в сумме 4 тыс.руб. и определенным федеральным законодательством минимальным размером оплаты труда, произвести расчет вышеуказанных доплат исходя из 4330руб. за учебную нагрузку.
Представитель ответчика БОУ НПО «ПУ №»- исполняющая обязанности директора Судницына М.Е. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что по новой системе оплаты труда к компенсационным выплатам, носящим обязательный характер, относится районный коэффициент, остальные доплаты, которые указаны истцом, являются выплатами стимулирующего характера при условии наличия фонда оплаты труда. В связи с его отсутствием с 01 ноября 2009гю была прекращена выплата доплаты за стаж работы, о чем Лукоянов Н.И. своевременно уведомлен.
В 2009году приказом директора № были закреплены за кабинетами преподавателями училища, в том числе Лукоянов Н.И., приказом № от 26 марта 2009г. на него была возложена обязанность инженера по охране труда.
Оплата за работу инженера по охране труда производилась с 01 апреля 2010г. в размере 40 процентов в виде премии за выполнение задания особой важности как выплата стимулирующего характера. С 01 сентября 2009г. размер данной выплаты был снижен до 10 процентов в связи с недостаточностью финансирования. Однако в декабре 2009г. в виде премии в сумме 4 тыс. руб. задолженность была погашена. Подтвердила, что всеми педагогическими работниками учреждения в декабре 2009г. была получена премия в вышеуказанном размере.
Признала факт частичного выполнения работы по заведованию кабинетом, представила решение экспертной группы по подведению итогов смотра конкурса кабинетов от 18 ноября 2010г. с оценкой 28.6 баллов у истца, оставила на усмотрение суда вопрос об установлении размера выплаты стимулирующего характера за заведование кабинетом.
Не представила доказательств невыполнения работы истцом за заведование кабинетом исходя из должностной инструкции заведующего кабинетом, мастерской, Положения о кабинетах.
В связи с введением новых условий оплаты труда Лукоянов Н.И. был надлежащим образом уведомлен, добровольно подписал дополнительное соглашение к трудовому договору.
Подтвердила, что оклад преподавателя - организатора составляет 4 тыс. руб.
Представитель 3-го лица на стороне ответчика- министерства образования Омской области Махиня Ю.С. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменной отзыве, где указала, что до 01 сентября 2007г. в понятие «минимальный размер оплаты труда» (далее МРОТ) определялось как минимальное вознаграждение, выплачиваемое за труд неквалифицированного работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (ч.2 ст.129 ТК РФ в ред. от Федерального закона от 30 июня 2006г.), а размеры тарифных ставок и окладов, а также базовых окладов, ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже МРОТ. Федеральным законом от 20 апреля 2007г. №54-ФЗ из статьи 129 была исключена часть вторая.
Действующая в настоящее время часть третья ст.133 ТК РФ определяет размер месячной заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда; который не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В заработную плату как вознаграждения за труд включаются также выплаты компенсационного, стимулирующего характера (ч.1 ст.129 ТК РФ).
Оклад в соответствии со ст.129 ТК РФ- это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение им трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат (ст.129 ТК РФ).
Базовый оклад, базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющегося профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группы, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм трудового законодательства допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Совокупный размер месячной заработной платы Лукоянова Н.И. включает в себе должностной оклад, иные выплаты и составляет минимальный размер оплаты труда. Поэтому нарушение трудовых прав работника при выплате ему заработной платы допущены ответчиком не было.
Данная позиция о не тождественности таких понятий как минимальный размер оплаты труда и тарифная ставка (должностной оклад) поддерживается в определениях Верховного Суда РФ от 10 сентября 2008г. №83-Г08-11, от 21 мая 2010г. №8-В10-2.
Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работника системами оплаты труда.
Размеры окладов, ставок, стимулирующих и компенсационных выплат работников образовательных учреждений начального профессионального образования (далее НПО ОО), находящихся в ведении министерства образования Омской области, установлены Примерным положением об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных образовательных учреждений НПО ОО (далее Положение), утвержденным приказом министерства образования Омской области от 10 ноября 2008г. №31, и могут выплачиваться как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных финансовых средств.
Согласно раздела 2 Положения размеры окладов устанавливаются локальным правовым актом учреждения с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Размер оклада конкретного педагогического работника устанавливается за фактическое количество часов педагогической (преподавательской) работы.
Приказом директора БОУ НПО «ПУ №» от 21 января 2009г. № было утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников вышеуказанного образовательного учреждения (далее Положение ПУ №).
Согласно п.2 Положения ПУ № заработная плата включает в себя оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, которая предельными размерами не ограничена.
С учетом условий труда педагогическим работникам устанавливаются выплаты компенсационного характера, стимулирующего характера, которые закрепляются в положении об оплате труда учреждения и в трудовом договоре, но в пределах бюджетных ассигнований.
Исходя из смысла положений вышеуказанных нормативных правовых актов вышеуказанные виды выплат определяются распорядительным актом учреждения.
21 января 2009г. приказом директора БОУ НПО «ПУ №» № была создана комиссия по назначение стимулирующих выплат в учреждении, которая ежемесячно принимает решение об установлении компенсационных выплатах каждому работнику. Таким образом, указанная комиссия ежемесячно принимает решение об установлении стимулирующих и компенсационных выплатах индивидуально каждому работнику за определенный период работы с учетом фонда оплаты труда, в связи с этим у работодателя нет обязанности предупреждать работника об отмене стимулирующих или компенсационных выплат, которые не были еще ему установлены.
Преподавателю Лукоянову Н.И, устанавливались указанной комиссией стимулирующие и компенсационные выплаты по результатам работы за календарный месяц в конкретных размерах.
Дополнительно в судебном заседании пояснила, что установление стимулирующих выплат осуществляется работодателем на его усмотрению, размер фонда оплаты труда, направленного на выплаты стимулирующего характера законодательством не определен для бюджетных учреждений субъекта и муниципальных учреждений, постановление же Правительства РФ №583, определяющий размер фонда оплаты труда, направленного на выплаты стимулирующего характера федеральных бюджетных учреждений РФ, в этой части не может приняться.
Признала, что у ответчика отсутствует локальный нормативный правовой акт, регулирующий порядок выплаты доплат стимулирующего характера.
Приказ о закреплении кабинетов не может служить основанием для выплаты доплаты стимулирующего характера, поскольку закрепляет пространство.
Приказом № от 26 марта 2009г. на Лукоянов Н.И. были возложены обязанности инженера по охране труда, т.е. он был закреплен ответственным по охране труда без возложения и выполнения трудовой функции.
Выслушав лиц, участвующих по делу, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования истицы законными и обоснованными лишь в части.
Согласно пунктами «е, к» части первой статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы образования, трудовое законодательство.
Каждый имеет право на труд, в том числе и на его вознаграждение без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37 Конституции РФ).
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч.1 ст.392 ТК РФ).
Требование в части пропуска срока обращения за рассмотрением трудового спора для отказа в удовлетворении иска ответчиком не заявлялись.
Согласно ст.144 ТК РФ система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Правительство РФ устанавливает базовые оклады, базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам, которые обеспечиваются государственными учреждениями субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются с учетом единого квалификационного справочника должностей и руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов и объединений работодателей.
Решением Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от 04 декабря 2009г.( протокол №10) были утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организации, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 год. Данные рекомендации должны учитываться трехсторонними комиссиями, образованными в субъектах РФ, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников бюджетной сферы в 2010г.( п.3).
Система оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы на всех уровнях формируется на основе единых принципов: а) размеры и условия оплаты труда не могут быть снижены или ухудшены по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными ТК РФ; б) установление в учреждениях бюджетной сферы систем оплаты труда, включая фиксированные размеры тарифных ставок за норму труда, а также доплат и надбавок компенсационного характер, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных; выплат стимулирующего характера, коллективными договорами, соглашениями и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права; г) обеспечение работодателем равной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров тарифных ставок, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также не допущение какой бы то ни было дискриминации -различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников(п.4)
Обязательными для применения на территории РФ являются нормы и условия оплаты труда, установленные ТК РФ, федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ : а) минимальный размер оплаты труда (Федеральным законом от 24 июня 2008г. №91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01 января 2009г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4330руб. в месяц.); б)включение в трудовой договор условий оплаты труда, в том числе размеров тарифных ставок за календарный месяц, а также выплат стимулирующего и компенсационного характера, размеры районных коэффициентов, д) Единый тарифно-квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (п.5).
Об изменении систем оплаты труда, введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за 2 месяца.
Виды выплат компенсационного и стимулирующего характера применяются в соответствии с перечнем вышеуказанных видов выплат, утвержденными министерством здравоохранения и социального развития РФ (подп.б) п.17).
При разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений органам государственной власти субъектов РФ не допускать изменения порядка регулирования продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы), в том числе замены понятия «ставка заработной платы» на понятие «должностной оклад», установление которого относится к полномочиям РФ (подп.а) п.18).
В соответствии со ст.54 Закона РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании» (с изм. от 27 декабря 2009г.) заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором. Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2008г. №521 было утверждено Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования, где п.64 закреплено, что образовательное учреждение самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливает заработную плату работникам, в том числе надбавки и доплаты к окладам, порядок и размеры их премирования (т.1 л.д.187-193).
Постановлением Правительства РФ от 05 августа 2008г. №583 (с изм. от 29 сентября 2008г.- далее постановление Правительства РФ №583) было утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений. В пункте третьем постановления было закреплено, что заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ ой же квалификации.
Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения должностей служащих к профессиональным квалификационным группам.
Системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих; государственных гарантий по оплате труда (п.2 постановления Правительства РФ №583).
Объем средств на выплаты стимулирующего характера должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, начиная с 01 января 2010г. (п.11 постановления Правительства РФ №583).
Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2007 №818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснении порядка установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» (с изм. от 19 декабря 2008г.) установлены виды вышеуказанных выплат : выплата за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы. Согласно Разъяснения выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда. Объем этих средств с 1 января 2010г. должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда. Данные выплаты устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.
Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2007г. №822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснении порядка установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» (с изм. от 19 декабря 2008г.) в перечне видов выплат компенсационного характера указаны выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, которые устанавливаются с учетом ст.149 ТК РФ.
Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008г. №216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» в соответствии со ст.144 ТК РФ в разделе «профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников» должность «преподаватель» отнесена к 4 квалификационному уровню.
Постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2008г. №172-п «О поэтапном введении отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений Омской области» было утверждено Положение об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетных учреждений Омской области (Приложение №1).
Приложением №2 постановления Правительства Омской области №172-п для министерства образования Омской области определен график перехода на отраслевую систему оплаты труда : до 01 апреля 2009г. в отношении 59 учреждений и до 01 июля 2009г. в отношении 71.
Вышеуказанные положения, имеющиеся в постановлении Правительства РФ №583, закреплены и в постановлении Правительства Омской области №172-п.
В пункте пятом постановления Правительства Омской области №172-п определен перечень компенсационных выплат, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а пункте шестом - перечень стимулирующих выплат работникам учреждения, которые устанавливаются с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качестве их работы.
Стимулирующие выплаты руководителям учреждений устанавливаются органами исполнительной власти Омской области с учетом результатов деятельности учреждения.
Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год за счет средств областного бюджета (п.8 постановления Правительства Омской области №172-п).
Приказом министерства образования Омской области от 10 ноября 2008г. №31 ( в ред. от 29 апреля 2009г.) было утверждено Примерное положение от отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных образовательных учреждений начального профессионального образования Омской области, находящихся в ведении министерства образования Омской области.
В разделе втором определены порядок и условия оплаты труда педагогических работников учреждений, где указано, что
-размеры окладов данной категории работников устанавливаются локальным нормативным правовым актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников (п.4),
-выплаты компенсационного характера разделом 8 (п.6);
- выплаты стимулирующего характера разделом 9 (п.7), где предусмотрены надбавка за интенсивность и напряженность труда, которая включает в себя проверку письменных работ обучающихся, классное руководство; надбавка за стаж работы по специальности педагогическим работника, премиальные выплаты, включающие в себя образцовое оформление учебного кабинета, активное участие в работе представительного органа работников учреждения.
Выплаты по районному коэффициенту являются обязательными.
В пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения устанавливаются выплаты стимулирующего характера.
Согласно п.5.17 Устава БОУ НПО «ПУ №» (в ред. №5, принятой 05 апреля 2010г.) система оплаты труда работников учреждения устанавливается коллективными договорами. Соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Коллективным договором, прошедшим уведомительную регистрацию 19 декабря 2008г., (раздел 6 «заработная плата») определено, что заработная плата работников учреждения определяется на основании Положения от отраслевой системе оплаты труда учреждения, разработанного в соответствии со ст.144 ТК РФ. Размеры ставок педагогических работников установлены на основании отнесения занимаемых должностей к профессиональным квалификационным группам. Размер ставки педагогическому работнику с учетом квалификационной категории устанавливается выше ставки, предусмотренной в Приложении №1 Положения. Выплаты компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются также вышеуказанным Положением.
Приказом директора БОУ НПО «ПУ №» №4 от 21 января 2009г. было утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников учреждения (т.1 л.д.23-39), где в разделе 7 определен порядок, размеры и условия установления выплат компенсационного характер для всех категорий работников, а разделом 8-выплат стимулирующего характера, к которым отнесена, надбавки за интенсивность и напряженность, включающая дополнительно заведование кабинетами.
Приэтом в п.32 закреплено, что при отсутствии или недостатке соответствующих финансовых средств руководитель учреждения вправе приостановить выплаты стимулирующие характера, уменьшить либо отменить, предупредив работника об этом в установленном законом порядке.
Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (с изм. от 18 августа 2008г.) определена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720ч в год - преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования (п.2).
Согласно приказа министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (п.2.1.,2.2, 2.3) выполнение педагогической работы преподавателями характеризуется наличием установленных норм времени (нормируемая часть рабочего времени) только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой. Другая часть педагогической работы, которая часами не конкретизирована, но вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, тарифно-квалификационными характеристиками, регулируется графиками и планами работы включает в себя :
-выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, с работой по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
- организацию им проведение методической, консультативной помощи родителям;
- периодические кратковременные дежурства в образовательных учреждениях в период образовательного процесса,
-выполнение дополнительно возложенных обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
Как было установлено, Лукоянов Н.И. с 03 февраля 2000г. по 30 сентября 2010г. работал в качестве преподавателя-организатора основ по безопасности и жизнедеятельности в БОУ НПО «ПУ №».
30 января 2009г. с ним был заключен работодателем трудовой договор №, вступивший в действие с 01 апреля 2009г., согласно которому были определены
- норма педагогической нагрузки в объеме не менее 720 ч в учебный год;
- виды дополнительной педагогической работы, непосредственно связанной с образовательным процессом, не входящих в круг основных обязанностей, числе которых указано заведование кабинетом.
Заработная плата установлена в виде
-ставки в размере 4 тыс. руб. за выполнение трудовых обязанностей;
- компенсационных выплат - районного коэффициента в размере 15%,
- выплат стимулирующего характера, установленных приказом директора № от 21 января 2009г. (л.д.11-16).
30 января 2009г. истец был предупрежден о введении отраслевой оплаты труда с 01 апреля 2010г. и дал согласие на работу в вышеуказанных условиях.
31 августа 2009г. Лукоянов Н.И. был предупрежден об отмене выплат за стаж работы с 01 ноября 2009г., не дав письменного согласия.
01 сентября 2009г. приказом №, 02 сентября 2010г. приказом № на него возложено и заведование кабинетом, которую он выполнял в соответствии с требованиями администрации учреждения, не имел каких-либо замечаний.
Данные обстоятельства сторонами признавались в судебном заседании, и подтверждаются вышеуказанными документами, а также должностной инструкцией заведующего кабинетом от 19 июля 2007г.
Выполнение работы как заведующим кабинетом подтверждается Положением о смотре конкурсе учебных кабинетов, протоколом заседания экспертной группы по подведению итогов осмотра-конкурса кабинетов от 18 ноября 2010г., планом работы по кабинету на 2009-2010г.
Доводы представителя 3-го лица на стороне ответчика, что приказ № закрепляет пространство и не влечет выполнения каких-либо обязанностей, связанных с трудовой функцией работника, являются не состоятельными, исходя из представленных ответчиком документов как доказательств.
С учетом позиции ответчика, высказанной в судебном заседании, доказательств, представленных истцом, свидетельствующих о выполнении работы по заведованию кабинетом в соответствии с предъявленными требованиями образовательным учреждением суд считает, что требования истца о взыскании данной доплаты в размере 10 процентов от оклада обоснованной.
Таким образом, задолженность по выплате данной надбавки работодателем составила за 10 месяцев (с 01 сентября 2009г. по 30 июня 2010г.) в сумме 4330руб. ( 433руб.х 10 месяцев).
Согласно ст.217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность создается службы охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник.
В силу ст.60-2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленного продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительная работы по другой профессии (должности) за дополнительную оплату.
В соответствии со ст.149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством.
Согласно ст.151 ТК РФ при совмещении должностей, определенного трудовым договором, работнику производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и объема дополнительной работы.
Данное положение трудового законодательства было закреплено подпункте 3 пункта 17, п.22 Положения, где данная надбавка определена в качестве компенсационной выплаты.
Приказом № от 26 марта 2009г. на преподавателя-организатора ОБЖ Лукоянова Н.И. была возложена обязанность инженера по охране труда.
В устной форме директором было сообщено о доплате в размере 40 процентов от его оклада, которая выплачивалась с 01апреля 2009г. по 31 августа 2009г.
С 01 сентября 2009г. по 30 ноября 2009г. размер доплаты работодателем в одностороннем порядке был уменьшен до 10 процентов без уведомления истца, а за декабрь 2009г. она не была выплачена, в связи с чем задолженность составила 5629руб.
Данные обстоятельства подтверждаются лицевым счетом Лукоянова Н.И. (л.д.17-26), протоколами заседания комиссии по назначению выплат стимулирующего характера за 2009г., справкой о начислении заработной платы с апреля по декабрь 2009г.
Об отнесении работы к должности специалиста по охране труда и не входящей в круг должностных обязанностей преподавателя, подтверждается должностными инструкциями преподавателя от 02 февраля 2010г., 03 сентября 2007г.
Доводы ответчика о выплате данной задолженности в декабре 2009г. противоречат его же утверждению в судебном заседании о выплате премий всем педработникам в декабре 2009г. в размере 4 тыс. каждому, в том числе и Лукоянову Н.И., доплата же за совмещение должностей не относится к выплатам стимулирующего характера.
Главой 8 Положения предусмотрена выплата стимулирующего характера только для педагогических работников за стаж по специальности. При наличии стажа свыше 20 лет надбавка определена в размере 20 процентов от оклада.
31 августа 2009г. работодателем было направлено извещение Лукоянову Н.И. об отмене выплаты за стаж работы с 01 ноября 2009г.
С 01 ноября 2009г. вышеуказанная доплата истцу не производилась ответчиком.
Таким образом, образовательным учреждением была нарушена определенная Положением ПУ № процедура приостановления, отмены, уменьшения выплат стимулирующего характера, которые в силу ст.57 ТК РФ являются существенными условиями трудового договора, поскольку в этой части какие-либо решения администрацией образовательного учреждения не принимались.
Задолженность по выплате, исходя из заявленных требований, при отсутствии возражений в части размера составила с 01 января 2010г. по 30 июня 2010г., за сентябрь 2010г. составила 866руб.х 7мес.=6062руб.
Согласно ст.385 ТК РФ при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере.
В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размер тарифной ставки, доплат, надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
Согласно ст.129 ТК РФ тарифные ставки, представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности за единицу времени либо за исполнение трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц; а равно базовые оклады, т.е. минимальные оклады, ставки заработной платы работников государственных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу; устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу вышеизложенного размер тарифной ставки педагогического работника определяющей его месячную заработную плату за учебную нагрузку, установленную законодательством в размере 720ч, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч.1 ст.133 ТК РФ без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Включение ответчиком в размер тарифной ставки надбавки - районного коэффициента за работу с местности с особыми климатическим условиями, предусмотренной ст.148 ТК РФ, является не законным, исходя из содержания данной надбавки, поскольку не связана с выполнением трудовых обязанностей.
Размер тарифной ставки преподавателя образовательным учреждением, установленный Положением ПУ № в виде 4тыс.руб., не соответствует вышеуказанным нормам федерального законодательства о минимальном размере оплаты труда. Указанные в трудовом договоре условие о выплатах стимулирующего характера со ссылкой на Положение и в зависимости от наличия фонда оплаты труда противоречат действующему законодательству ст.57 ТК РФ.
Таким образом, размер тарифной ставки педагогического работника должен составлять не менее 4330руб.
Задолженность по выплате тарифной ставки составила в сумме 5280руб. в период с 01 апреля 2009г. по 30 июня 2010г., сентябрь 2010г. (330руб. х 16 месяцев).
Выплаты стимулирующего характера являются составной частью системы оплаты труда и обеспечиваются финансовыми средствами в соответствии Постановлением Правительства РФ от 05 августа 2008г. №583, объем которых в фонде оплаты труда работников в 2010 году должен составлять не менее 30 процентов.
Из представленного штатного расписания и тарификационного списка, данных указанных в письменном отзыве ответчика следует, что в 2010году в учреждении объем данных выплат составили 5 процентов от фонда оплаты труда и был направлен на оплату труда работников вспомогательного и технического персонала до уровня минимального размера оплаты труда в виде премий за выполнение задания особой важности и сложности, что подтверждается приказами директора № за 2010г.
Доводы представителя 3-го лица на стороне ответчика, что данное положение распространяется на федеральные учреждения, не состоятельны, поскольку ставит в неравные условия работников одной сферы деятельности.
Учитывая, что тарифная ставка является вознаграждением за
преподавательскую (учебную) работу, что подтверждается ее размером, выполнение иной работы в рамках должностных обязанностей педагогического работника является дополнительной, т.к. осуществляется на основании приказов директора образовательного учреждения с указанием фамилии педагогического работника, с учетом особенностей предметов.
Учитывая, что работодателем не были приняты локальные нормативные правовые акты, в которых бы были определены критерии, позволяющих оценить результативность и качество работы преподавателя, а также их отсутствии в трудовом договоре у истца, что является нарушением требований Приказа министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2007 №818, Постановления Правительства Омской области от 15 октября 2008г. №172-п, суд определяет размеры вышеуказанных выплат исходя из указанных в Положении ПУ № и требований истца.
Расчет
Задолженность составила в сумме 21301руб., в том числе за
- заведование кабинета в сумме 4330руб.
- выполнение работы в качестве специалиста по охране труда 5629руб.,
- стаж работы 6062руб.,
- по тарифной ставке 5280руб.
районный коэффициент 15% - 3195руб.15коп. ( 15 % от 21301руб.)
начисленная заработная плата составила 24496руб.15коп. (21301руб. + 3195руб.15коп.)
налогооблагаемая база 24496руб.15коп.
НДФЛ 13 % составил 3184руб.50коп. (13% от 24496руб.15коп.)
Заработная плата, подлежащая выплате, - 21311руб.65коп. (24496руб.15коп.-3184руб.50коп.)
Согласно ст.150,151,1101,1110 ГК РФ, ст.237 ТК РФ судом определяется размер морального вреда, который подлежит взысканию с ответчика в связи с неправомерными действиями работодателя.
В соответствии со ст.88, 103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь ст.395 ТК РФ, ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с бюджетного образовательного учреждения Омской области начального профессионального образования «Профессиональное училище №» в пользу Лукоянов Н.И. заработную плату в сумме двадцать одна тысяча триста одиннадцать руб.65коп. (21311руб.65коп.), моральный вред в сумме одна тысяча рублей (1000руб.), всего двадцать две тысячи триста одиннадцать руб. 65коп. (22311руб.60коп.), в остальной части иска отказать.
Взыскать с БОУ НПО «ПУ №» государственную пошлину в сумме девятьсот тридцать девять руб. 30коп.(939руб.35коп.) в местный бюджет.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Большереченский районный суд в течение 10 дня со дня вынесения.
Судья Большереченского райсуда
Н.И. Тюрина
Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2010г.
Судья Большереченского райсуда
Н.И. Тюрина