дело №2-625/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Большереченский райнный суд Омской области
в составе председательствующего Тюриной Н.И.,
при секретаре Черненко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье
13 декабря 2010г.
гражданское дело по заявлению прокурора Большереченского района в интересах Панкратовой Т.А. - вдовы участника Великой Отечественной войны к администрации Большереченского муниципального района Омской области в лице главы администрации Большереченского муниципального района о признании незаконным отказа от 09 ноября 2010г. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов»,
УСТАНОВИЛ:
23 ноября 2010г. прокурор обратился в суд с вышеуказанным требованием, в обосновании которого указал, что прокуратурой Большереченского района Омской области по обращению Панкратовой Т.А. была проведена проверка исполнения администрацией Большереченского муниципального района Омской области федерального законодательства в части обеспечения жильем отдельных категорий граждан - участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета на основании Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред. Указа №30 от 09.01. 2010г. далее - Указ) предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семей умерших участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».
В ходе проведенной проверки было установлено, что Панкратова Т.А. согласно удостоверению серии В № 745945, выданному Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по Большереченскому району 12.04.2010, является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и соответственно имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В силу п.4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ей как члену семьи умершего участника Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем при признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей умерших участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от их имущественного положения.
09.11.2010 Панкратова Т.А., являющаяся вдовой умершего участника Великой Отечественной войны обратилась в Администрацию Большереченского муниципального района Омской области с заявлением о признании её нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма для реализации своего права на обеспечение жильем как вдовы умершего участника Великой Отечественной войны.
09.11.2010 Администрацией Большереченского муниципального района Омской области за исх. № 1389 в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Панкратовой Т.А. отказано на основании ст.53 Жилищного кодекса РФ, в связи с тем, что не истекло пяти лет со дня, когда заявителем были совершены действия, в результате которых она могла быть признана нуждающейся в жилом помещении. Отказ Администрации Большереченского муниципального района Омской области является незаконным.
02.10.2006 Панкратовой Т.А. была продана принадлежавшая ей на праве собственности <адрес>, состоящая из двух жилых комнат площадью 41,8 кв. м., находящаяся в многоквартирном жилом <адрес>.
Согласно справки Министерства социального обеспечения, выданной Панкратовой Т.А. 10.10.1996, последней бессрочно установлена вторая группа инвалидности. В силу возраста и состояния здоровья (справка МУЗ «Большереченская ЦРБ от 01.11.2010) Панкратова Т.А. была вынуждена переехать на постоянное место жительство к дочери Буяновой В.И. и стала проживать в жилом помещении общей площадью 57 кв.м., принадлежащем последней на праве собственности, совместно с ней, зятем - Скатовым Л.А. и внуком - Ш...
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, Панкратова Т.А. совершила сделку по отчуждению жилого помещения задолго до издания Указа в целях переезда к своим родственникам по причине невозможности осуществлять в силу возраста и состояния здоровья уход за собой. Указанные действия нельзя признать намерением Панкратовой Т.А. приобрести право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В связи с указанным, Панкратова Т.А., проживающая в жилом помещении члена семьи собственника жилого помещения и обеспеченная общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, имеет право на признание её нуждающейся в жилом помещении. Поэтому как вдова умершего участника Великой Отечественной войны имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения благоустроенным жильем.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.13 декабря 2010г. прокурор изменил свои требования и просил признать отказ администрации Большереченского района Омской области незаконным от 09 ноября 2010г. в отношении Панкратовой Т.А. о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст.53 ЖК РФ.
В судебном заседании прокурор поддержал свои требования с учетом представленных изменений.
В судебном заседании заинтересованное лицо Панкратова Т.А. пояснила, что в начале ноября 2010г. она обратилась в администрацию Большереченского муниципального района Омской области за консультацией о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдова умершего участника ВОВ. Ей был выдан перечень документов, необходимых для предоставления с заявлением. 09 ноября 2010г. она, имея часть документов, в том числе паспорт, в котором указаны сведения об ее регистрации с 1999 года, по предложению специалиста администрации Большереченского района Омской области, занимающегося приемом обращений, написала заявление о признании нуждающейся улучшении жилищных условий. Продолжая оставаться в здании администрации, ей через некоторое время специалистом был выдан отказ за подписью главы администрации Большереченского муниципального района Омской области.
Представитель администрации Большереченского муниципального района Гренц В.А. требования прокурора Большереченского района не признал по основаниям, указанным в отзыве №1535 от 10 декабря 2010г., согласно которому Панкратовой Т.А. письмом главы администрации Большереченского муниципального района Омской области от 09 ноября 2010г. №1389 были разъяснены положения ст.53 ЖК РФ. Согласно протокола жилищной комиссии по регулированию жилищных отношений от 09 ноября 2010г. было принято решение о направлении информации Панкратовой Т.А исходя из п.7 постановления Правительства Омской области от 26 июля 2006г. №99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» о недостаточности представленных документов для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на ст.53 ЖК РФ. Дополнительно пояснил, что ссылка на ст.53 ЖК РФ была сделана на основании сведений о регистрации Панкратовой Т.А. в нескольких жилых помещениях с 1999года, значащихся в паспорте.
Глава Большереченского муниципального района Омской области Майстепанов В.И. в судебное заседание не явился по неизвестным причинам.
Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора Большереченского района Омской области законными и обоснованными по следующим основаниям.
Со гласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных ли могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п.1, 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствие к их осуществлению. По правила главы 25 ГПК РФ могут быть оспорены действия (бездействия) органов местного самоуправления : представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в сфере социальной защиты, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Как было установлено судом, 09 ноября 2010г. обратилась с заявлением к прокурору Большереченского района в связи с нарушением ее прав в сфере жилищного законодательства как вдовы умершего участника Великой Отечественной войны.
Данное обстоятельство подтверждается заявлением Панкратовой Т.А. от 09 ноября 2010г. (л.д.6), удостоверением №745945 от 12 апреля 2010г.(л.д.14), согласно которому она пользуется льготами и преимуществами, установленными для родителей и жен погибших военнослужащих; справками МСЭК от 10 октября 1996г. о наличии у нее второй группы инвалидности и МУЗ «Большереченская ЦРБ» от 01 ноября 2010г. о нуждаемости в постоянном медицинском наблюдении (л.д.16-17).
Ст.40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права. Приэтом в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится жилищное законодательство (ст.72 Конституции РФ).
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред.Указа №30 от 09 января 2010г. далее - Указ) предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».
В силу п.4 ч. 1 ст. 21, 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изм. от 21 декабря 2009г.) меры социальной поддержки для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны предоставляются супруге погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка, нуждающихся в улучшении жилищных условий в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
В соответствии со ст.16 Закона Омской области от 28 декабря 2005г. №722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» решение о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимается органом местного самоуправления Омской области по месту жительства граждан.
Решением Большереченского муниципального района Омской области №202 от 29 ноября 2006г., вступившим в законную силу 22 декабря 2006г. (в ред. от 27 декабря 2006г.), было утверждено Положение о регулировании жилищных отношений в Большереченском муниципальном районе. Исходя из иных полномочий, определенных в статье 2 данного Положения, от имени администрации Большереченского муниципального района признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий возложено на Жилищную комиссию администрации Большереченского муниципального района, созданную распоряжением главы Большереченского муниципального района №10 от 09 февраля 2007г.
Полномочия в сфере обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями администраций Большереченского городского поселения, сельских поселений были переданы администрации Большереченского муниципального района на основании соглашений № 107, 291, 396, утвержденных решением Совета Большереченского муниципального района соответственно №182 от 25 октября 2006г., №291 от 28 ноября 2007г., от №396 от 26 ноября 2008г. исходя из ч.3 ст.4,5 Устава Большереченского муниципального района Омской области, принятого решением Совета народных депутатов муниципального образования «Большереченский район» Омской области от 07 июня 2005г. (в ред. от 29 октября 2008г.), 9.1 Положения об администрации Большереченского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета Большереченского муниципального района №296 от 28 ноября 2007г.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Данное положение применяется в случае отсутствия обстоятельств, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Данные положения ст.53 ЖК РФ распространяются на вышеуказанную категорию граждан.
Как было установлено судом, 09 ноября 2010г. Панкратова Т.А. обратилась с заявлением в администрацию Большереченского муниципального района Омской области с заявлением, в котором указала, что проживает в квартире дочери в составе ее семьи, нуждается в благоустроенной квартире как инвалид 2 группы (л.д.8).
09 ноября 2010г. в полученном ответе №1389 за подписью главы администрации Большереченского муниципального района Омской области Панкратовой Т.А. сообщается, что ее обращение комиссией по регулированию жилищных отношений рассмотрено и исходя из положений ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, и принимаются на учет в качестве нуждающихся не ранее чем через пять лет (л.д.7).
Вместе с тем судом признается указанное сообщение администрацией Большереченского муниципального района Омской области, врученное Панкратовой Т.А., как отказ в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст.53 ЖК РФ, который является незаконным.
Так из приложенных документов к заявлению Панкратовой Т.А. в администрацию Большереченского муниципального района следует, что в них отсутствуют сведения о принадлежности пяти жилых помещений, в которых Панкратова Т.А. была зарегистрирована и проживала с 1999 года.
Однако данные обстоятельства не свидетельствуют о принадлежности жилых помещений заявительнице, а привели к невозможности установления нуждаемости Панкратовой Т.А. в улучшении жилищных условий по иным основаниям, а именно, в силу п. 7 постановления Правительства Омской области №99-п от 26 июля 2006г. в связи с непредставлением всех необходимых документов, что подтверждается протоколом заседания жилищной комиссии по урегулированию жилищных правоотношений от 09 ноября 2010г. и признавалось в судебном заседании самой Панкратовой Т.А.
Процессуальные издержки в соответствии со ст.88,103, подп.19 п.1 ст.333.36 ГПК РФ не подлежат взысканию с администрации Большереченского муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194,198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ органов местного самоуправления - администрации Большереченского муниципального района Омской области в лице главы Большереченского муниципального района от 09 ноября 2010г. о признании нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, Панкратовой Т.А., 08 апреля 1940г.р., являющейся вдовой умершего участника Великой Отечественной войны на основании ст.53 ЖК РФ.
Решение может быть обжаловано в Омский облсуд через Большереченский райсуд в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья Большереченского райсуда
Н.И. Тюрина