Дело №2-87/2011 Определение о прекращении производства по делу по иску прокурора Большереченского района.



Дело №2-87/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Большереченский районный суд Омской области

в составе председательствующего Тюриной Н.И.,

при секретаре Черненко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье

21 февраля 2011г.

гражданское дело по исковому заявлению прокурора Большереченского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Большереченский детский сад «Солнышко» о признании незаконным бездействие по содержанию эксплуатируемых объектов и территории в соответствии с нормами по защите объектов от преступных посягательств и антитеррористической безопасности и возложении обязанности по установке по всему периметру сплошного ограждения, охранного освещения, по назначению ответственного за соблюдение антитеррористического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

22 декабря 2010г. прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями, указав, что прокуратурой Большереченского района Омской области была проведена проверка исполнения требований антитеррористического законодательства в деятельности МДОУ «Большереченский детский сад «Солнышко». В ходе проверки было выявлено, что МДОУ «Большереченский детский сад «Солнышко» осуществляет деятельность по присмотру, оздоровлению и воспитанию малолетних детей на возмездной основе по <адрес>

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы
государственной власти, органы местного самоуправления, должностные

лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию

Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2009 № 35-ФЗ

«О противодействии терроризму», противодействие терроризму - это

деятельность органов государственной власти и органов местногосамоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Одним из основополагающих принципов, противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет предупреждения терроризма.

В соответствии с п.п. 5.1.2.- 5.1.5. руководящего документа «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств» /далее РД 78.36.003-2002/, утвержденного Министром внутренних дел 06.11.2002, на объектах, охраняемых или подлежащих передаче под охрану подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел (далее - подразделения вневедомственной охраны) на территории Российской Федерации, к коим относится МДОУ «Малышок»,

- ограждение должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию, минуя контрольно-пропускной пункт (КПП) (при наличии такого); ограждение должно выполняться в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны.

Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток.

- согласно п.п. 10.1., 10.2. РД 78.36.003-2002, периметр территории, здания охраняемого объекта должен быть оборудован системой охранного освещения согласно ГОСТ 12.1.046-85. Охранное освещение должно обеспечивать необходимые условия видимости ограждения территории, периметра здания.

Однако в ходе обследования территории МДОУ«Большереченский детский сад «Солнышко» было установлено, что

-отсутствует сплошное ограждение по всему периметру территории, имеются промежутки в ограждении.

- частично по периметру ограждения и территории отсутствует освещение,

- не назначен ответственный за соблюдением антитеррористического законодательства.

Здание и помещения, эксплуатируемые МДОУ «Большереченский детский сад «Солнышко», являются объектами массового пребывания людей, большинство из которых несовершеннолетние, в связи с чем являются наиболее вероятными объектами актов террористической направленности. Имеющиеся на объектах нарушения норм по защите объектов от преступных посягательств и антитеррористической безопасности при возможном совершении террористических актов могут повлечь за собой значительное количество человеческих жертв среди несовершеннолетних. Таким образом, при осуществлении деятельности МДОУ «Большереченский детский сад «Солнышко» имеют место нарушения требований законодательства о противодействии терроризму.

В соответствии с положениями ст.45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов государства или муниципальных образований. В данном муниципальном дошкольном образовательном учреждении ежедневно находится не менее 200 человек, круг которых не является исчерпывающим.

Просил признать бездействие МДОУ «Большереченский детский сад «Солнышко» по содержанию эксплуатируемых объектов и территории в соответствии с нормами по защите объектов от преступных посягательств и антитеррористической безопасности и обязать образовательное учреждение установить по всему периметру сплошное ограждение, обеспечить по всему периметру учреждения исправное охранное освещение, а также назначить ответственного за соблюдение антитеррористического законодательства.

15 февраля 2011г. прокурором были изменены исковые требования в части обоснования выявленных нарушений, которые противоречат п.1 ч.2,3 ст.32 Закона РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании», поскольку к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции по защите жизни, здоровья, прав и свобод обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса несет образовательное учреждение. Согласно п.2.3.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2001г. №44, территории участка должна быть ограждена забором.

Просил признать бездействие МДОУ «Большереченский детский сад «Солнышко» по содержанию эксплуатируемых объектов и территории нормам Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2001г. №44; обязать ответчика установить по всему периметру сплошное ограждение, обеспечить по всему периметру учреждения исправное охранное освещение, а также назначить ответственного за соблюдение антитеррористического законодательства.

В судебном заседании прокурор Абулхаирова Р.С. отказался от заявленных требований в связи с добровольным их удовлетворением, в том числе и от признания бездействия незаконным.

Представитель 3-го лица на стороне истца - отдела вневедомственной охраны при ОВД по Большереченскому району в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без участия, в письменном отзыве от 02 февраля 2011г. поддержал требования прокурора, где указал, что во исполнения Плана совместных оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению диверсионно-террористических актов на территории Омской области УФСБ России по Омской области и УВД по Омской области от 01 ноября 2010г., указания УВО при УВД по Омской области от 08 ноября 2010г. №13/1958 в целях укрепления антитеррористической устойчивости объектов повышенной опасности с массовым пребыванием людей, к которым отнесены образовательные учреждения решением Протокола совместного заседания Совета безопасности Омской области и Оперативного штаба в Омской области от 08 декабря 2009г. №59, была проведена проверка МДОУ «Большереченский детский сад «Солнышко».

Согласно Руководящего документа РД 78.36.003-2002 МВД России данные объекты, включенные органами власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, классифицируются по подгруппе А1, где

-ограждение должно быть железобетонным, каменным, кирпичным или сплошным металлическим высотой не мене 2.5м в виде прямолинейных участков; не иметь проломов, исключать случайный проход людей, въезд транспорта;

-освещение должно быть оборудовано системой охранного освещения согласно ГОСТ 12.1.046-85, которое должно обеспечивать видимость территории, ее освещенность на уровне земли не менее 0.5лк в темное время суток в виде сплошной полосы шириной 3-4м. Светильники охранного освещения должны устанавливаться по периметру территории, но не выше ее ограждения. Охранное освещение в ночное время должно постоянного работать, его лампы должны быть защищены от механических повреждений.

Представитель ответчика МДОУ «Большереченский детский сад «Солнышко» в лице заведующей образовательным учреждением Алексеенок Г.А. в судебном заседании признала, что освещение и ограждения не соответствовала санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, т.к. частично ограждение территории отсутствует; над входом в пищеблоком и физиокабинет не горели лампы освещения на момент проверки. Ответственный за соблюдение антитеррористического законодательства был назначен приказом в сентябре 2010г., но данный документ на момент проверки не был предоставлен проверяющему лицу.

Представитель 3-го лица на стороне ответчика - администрации Большереченского муниципального района Омской области, комитета по управлению имуществом Гренц В.А. поддержал свои доводы, изложенные в отзывах от 16,18 февраля 2011г., где указал, что органы местного самоуправления в соответствии с ч.3 ст.5 Федерального закона от 06 марта 2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» осуществляют такое противодействие в пределах своих полномочий. Участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма отнесено к вопросам местного значения (п.7.1ч.1ст.14 и п.6.1ч.1ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ).

Проверка о соблюдении ответчиком санитарно- эпидемиологических правил и норм не проводилась, отдел вневедомственной охраны не является уполномоченным законом органом по ее проведению. Территория образовательного учреждения визуально соответствует требованиям санитарных норм, т.к. имеет ограждение высотой 1.5м с расположенным вдоль него зеленым насаждением; понятие охранное освещения отсутствует в данных нормах. Нарушения законодательства по противодействию терроризму у ответчика отсутствуют, т.к. санитарно-эпидемиологических правила и нормативы направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность.

Представитель 3-го лица на стороне ответчика-комитета по образованию администрации Большереченского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился по неизвестной причине, надлежащим образом был извещен о дне слушания дела.

Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав письменные материалы дела, суд в силу ст.39,173 ГПК РФ принимает отказ от иска истца, если такой отказ не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст.ст.45, 46 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, незапрещенными законом.

Решения и действия (бездействия) предприятий, организаций, их объединений могут быть обжалованы в суд.

Приэтом, к бездействию относятся коллегиальные и единоличные действия (бездействия), в результате которых : нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст.15 «Конституции РФ»).

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п.1 ч.2,3 ст.32 Закона РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции по защите жизни, здоровья, прав и свобод обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса несет образовательное учреждение.

Установленные государством Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность.

Согласно п.2.3.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2001г. №44» территория дошкольной организации по периметру должна иметь ограждение в виде забора высотой 1.5 м (п.3.1), наружное освещение электрическое не менее 10лк на уровне земли (п.3.3).

Как было установлено судом, на 23 ноября 2010г. на территории МДОУ «Большереченский детский сад «Солнышко» частично отсутствовало ограждение; над двумя входами в здание не горели лампы освещения.

Данные обстоятельства признавались ответчиком и подтверждаются актом проверки отдела вневедомственной охраны при ОВД по Большереченскому району от 23 ноября 2010г., от 19 января 2011г. (л.д.5).

Факт устранения данных нарушений стороны подтвердили в судебном заседании. Кроме того ответчиком был представлен приказа №138 от 01 сентября 2010г., согласно которому ответственным на решение вопросов обеспечения безопасности антитеррористической защищенности территории и здания МДОУ была назначена завхоз Акифьева Г.А.

Охрана данного образовательного учреждения осуществляется отделом вневедомственной охраны при ОВД по Большереченскому району на основании договора посредством тревожной сигнализации в виде сотового телефона.

Согласно п.»а» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся вопросы обеспечения общественной безопасности.

В силу ч.3 ст.5 Федерального закона от 06 марта 2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изм. от 28 декабря 2010г.) органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Деятельность по противодействию терроризму заключается в предупреждении терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма- подп.»а» п.4 ст.3 вышеназванного ФЗ).

В соответствии с п.7.1ч.1ст.14 и п.6.1ч.1ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм.от 29 ноября 2010г.) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма отнесено к вопросам местного значения поселения и муниципального района

Указом Президента РФ от 15 февраля 2006г. №116 «О мерах по противодействию терроризму» (с изм. от 08 октября 2010г.) в целях координации деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по профилактике терроризму были образованы Национальный антитеррористический комитет и антитеррористические комиссии в субъектах РФ. Положение об Антитеррористической комиссии в субъекте РФ было утверждено Национальным антитеррористическим комитетом 07 июля 2006г.

Министром внутренних дел Российской Федерации 06 ноября 2002г. был утвержден Руководящий документ РД 78.36.003-2002 МВД России «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств».

Требования, предъявляемые к образовательным учреждениям отделом вневедомственной охраны при ОВД по Большереченскому району, в рамках данного документа не правомерны, поскольку к объектам вневедомственной охраны субъекта и муниципального уровня образовательные учреждения отнесены не были согласно Перечня учреждений образования Омской области, утвержденного Протоколом совместного заседания Совета безопасности Омской области, антитеррористической комиссии Омской области и Оперативного штаба в Омской области №59 от 08 декабря 2009г.

Вместе с тем в 2010году министерством образования Омской области были разработаны Мероприятия по обеспечению безопасности образовательных учреждений и защиты от террористических проявлений, где указывается на наличие и целостности ограждения, отсутствие проходов через территорию; а также на наличие и работоспособность наружного освещения, исключающего скрытый подход к образовательному учреждению. Данные мероприятия согласуются с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2001г. №44. Таким образом, несоблюдение образовательными учреждениями вышеуказанных норм и правил в части ограждения территории и освещения можно рассматривать как не исполнение требований антитеррористического законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.3 Федерального закона от 06 марта 2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст.ст.39,173, 220,221, 224, 225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Прекратить производство по делу по иску прокурора Большереченскогого

района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Большереченский детский сад «Солнышко» о признании незаконным

бездействие по содержанию эксплуатируемых объектов и территории в соответствии с нормами по защите объектов от преступных посягательств и антитеррористической безопасности и возложении обязанности по установке по всему периметру сплошного ограждения, охранного освещения, по назначению ответственного за соблюдение антитеррористического законодательства, в связи с отказом прокурора от заявленных требований.

Определение может быть обжаловано в Омский облсуд через Большереченский райсуд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья Большереченского райсуда

Н.И. Тюрина

Мотивированное определение изготовлено 28 февраля 2011г.

Судья Большереченского райсуда

Н.И. Тюрина