Дело 2-316/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Большереченский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Шепелиной Е.В., при секретаре Яковлевой Н.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье, 17 мая 2011 года дело по иску Милькевич В.И. к администрации Большереченского муниципального района Омской области о признании права на льготу и взыскании задолженности в виде компенсации расходов по отоплению, УСТАНОВИЛ: Милькевич В.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Большереченского муниципального района Омской области о взыскании в её пользу компенсации расходов по оплате отопления жилой площади за 2009-2010 года в размере 13602 рубля 96 коп. В обоснование заявленных требований указала, что работает в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с апреля 1976 года по настоящее время. До 2009 года ей, как работнику <данные изъяты> предоставлялась компенсация расходов на оплату отопления. С 2009 года предоставление мер социальной поддержки прекратилось, что нарушает права истицы, т.к. она вынуждена самостоятельно производить оплату отопления в полном объёме. В судебном заседании Милькевич В.Н. исковые требования дополнила, прося также признать за ней право на получение компенсации расходов на оплату отопления в принадлежащей ей на праве собственности квартире <адрес>. Указала на то, что не желает взыскивать компенсацию расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Представитель ответчика - администрации Большереченского муниципального района Омской области Гренц В.А исковые требования не признал, поскольку правовые основания для обязания администрации осуществлять предоставление социальной поддержки работникам муниципальных <данные изъяты> учреждений отсутствуют, т.к. ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений не отнесено к вопросам местного значения и является отдельными государственными полномочиями, которые в настоящее время органам местного самоуправления не переданы и не обеспечены финансированием. Пункт 5 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан рассматривается в неразрывной связи с п. 28 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и противоречит нормам Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Кроме того, п. 5 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан не регулирует процедуру предоставления социальной поддержки, позволяя органам местного самоуправления самостоятельно определять виды социальной поддержки, процедуру и размер её предоставления, а также иные вопросы предоставления мер социальной поддержки. В настоящее время отсутствует нормативно-правовой акт о предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности на территории Большереченского района. В связи с чем требование о компенсации расходов на отопление жилого помещения является неправомерным. Более того, истец не мог делать расчёт компенсации на основании приостановленных Законом «Об областном бюджете» ст. 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, а ссылка истца на определение Верховного суда РФ от 28.10.2009 № 50-Г09-20 является не основательной, т.к. данное определение относится только к работникам государственных учреждений <данные изъяты> Омской области. Требование истицы о взыскании в её пользу государственной пошлины в размере 544 руб. является неправомерным, т.к. указанная сумма уплачивалась Милькевич В.Н. по делу, рассматриваемому в мировом суде. Пояснил, что в связи с отсутствием соответствующего нормативно-правого акта, регулирующего порядок, условия и размер предоставления мер социальной поддержки <данные изъяты>, у Милькевич В.Н. отсутствует право на получение мер социальной поддержки. Представитель третьего лица - Министерства финансов Омской области по доверенности Карасикова С.Г., будучи надлежащим образом извещённой о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия. В письменном отзыве исковые требования Милькевич В.Н. не признала, указав на отсутствие правовых оснований для обязания ответчика осуществлять предоставление социальной поддержки <данные изъяты>, т.к. ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» это не отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Признала, что ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и ст. 160 ЖК РФ установлено, что меры социальной поддержки <данные изъяты> работников муниципальных учреждений здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. В тоже время льготы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за счёт средств соответствующего местного бюджета не установлены, следовательно, и объём льгот не может быть определён. Финансирование дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан осуществляется при наличии возможностей и не является обязанностью субъекта РФ. Установленные Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан меры социальной поддержки работников муниципальных учреждений <данные изъяты> Омской области (далее по тексту Кодекс) являются не основными, а дополнительными, условия и порядок их предоставления (в т.ч. финансирование) устанавливаются субъектом РФ добровольно, исходя из его финансовых возможностей. В связи с чем подпунктом 2 п.1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2009 № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год» с 1 января по 31 декабря 2009 года, подпунктом 2 п.1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 № 1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» с 1 января по 31 декабря 2010 года и подпунктом 2 п.1 ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» с 1 января по 31 декабря 2011 года приостановлено действие статей 36 и 37 Кодекса. На основании чего ссылки истца на Кодекс в качестве основания для предоставления льгот и установления их размера работником муниципальных учреждений <данные изъяты> является несостоятельной. Кодекс является нормативным правовым актом Омской области и не устанавливает расходные обязательства муниципальных образований Омской области. Предоставление мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений <данные изъяты> до их установления органами местного самоуправления (до принятия нормативного правового акта), либо их предоставление в порядке, установленном субъектом РФ, противоречит действующему законодательству. Кроме того, Милькевич В.Н. не доказала, что ранее получала меры социальной поддержки. Полагает, что размер компенсации расходов по оплате отопления <данные изъяты> работникам может быть взыскан с Российской Федерации за счёт средств бюджета Российской Федерации. Представитель третьего лица - МУЗ «Большереченская ЦРБ» Коженкова В.В. исковые требования Милькевич В.Н. поддержала в полном объеме. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления»» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ. Частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 122-ФЗ, по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности. Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г. Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 года "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона). Согласно п.2,3 вышеуказанной статьи работникам и неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки в том числе, компенсация расходов на оплату отопления. Установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (с изменениями, введенными Законом Омской области от 18.12.2009г. №1212-ОЗ, вступившими в силу с 01.01.2010г.). До 01.01.2010г. компенсация на оплату отопления предоставлялась из расчета 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. - на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м. - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера), и не рассчитывалась путем деления общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц. Действие статьи 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010г. Законом Омской области от 29.12.2009г. № 1219-ОЗ (ред. от 03.02.2010). Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки регулируются ст. 37 названного Кодекса Омской области, действие которой приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года Законом Омской области от 24.11.2008 N 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 г.», а с 1 января по 31 декабря 2010г. приостановлено п.п.2 п.1 ст.15 Закона Омской области от 29.12.2009г. №1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010г.». Согласно п.п.3,4 ст.37 Закона Омской области от 04.07.2008г. №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений Омской области здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением неработающих пенсионеров, указанных в абзаце четвертом пункта 1 настоящей статьи). Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников, расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности. Кроме того, согласно определению Верховного суда РФ от 28.10.2009г. №50-Г09-20 признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст.16 Закона Омской области от 24.11.2008г. №1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009г.». Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 г. № 12-П и от 15.05.2006 г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Отсутствие финансирования не освобождает Администрацию Большереченского муниципального района от выполнения данной обязанности. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Милькевич В.Н. работает <данные изъяты>» с апреля 1976 года по настоящее время. До 2009 года Милькевич В.Н. выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, что подтверждается справками, выданными <данные изъяты> от 17.05.2011 и Комитетом финансов и контроля администрации Большереченского муниципального района Омской области от 16.05.2010 № <данные изъяты>. Впоследствии предоставление таких мер было прекращено в связи с приостановлением действия соответствующих положений Закона Омской области от 04.07.2008 года "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" в 2009-2010 годах. Согласно Уставу учредителем <данные изъяты> является администрация Большереченского муниципального района Омской области. Милькевич В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает с супругом по настоящее время в квартире, принадлежащей им на праве собственности, расположенной в <адрес>. Таким образом, Милькевич В.Н. работает и постоянно проживает в сельской местности. С 2009г. по настоящее время Милькевич В.Н. производила оплату услуг за отопление в полном объёме, задолженности по оплате коммунальных услуг (отопление) она не имеет, что подтверждается соответствующими справками <данные изъяты> и квитанциями. Согласно расчетов истца, сумма компенсации расходов на оплату отопления за спорный период должна составлять 13602 рубля 96 коп. Данный расчет за период с 01.01.2009г. по 31.12.2010г. подсчитан верно в соответствии со ст.36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (в редакции, действующей на указанный период времени), согласно которой компенсация расходов на оплату отопления предоставляется 21 кв.м. от общей площади жилого помещения семье из двух человек. Согласно квитанциям с 01.01.2009 по 01.10.2009 г. установлен тариф на отопление для населения в размере 23,21 руб., за ноябрь 2009 г. - 18,11 руб., за декабрь 2009 г. - 22,21 руб. Таким образом, компенсация расходов за 12 месяцев 2009 года составляет: (23,21 руб.х21 кв.м.х10 мес.)+(18,11 руб.х 21 кв.м.)+(22,41 руб.+21 кв.м.)=4874,1 руб.+380,31 руб.+470,61 руб.=5725,02 руб. За 2010г. расчет выглядит следующим образом: (38,35 руб.х21 кв.м.х3 мес.)+(29,01 руб.х21 кв.м.х 8 мес.)+(28,01 руб.х21 кв.м.х1 мес.)=2416,05 руб. + 4873,68 руб. + 588,21 руб.=7877,94 руб. Итого с 01.01.2009 по 31.12.2010 размер компенсации расходов на оплату отопления составляет 5725,02 руб.+7877,94 руб.=13602,96 руб. Доводы представителя администрации, изложенные в возражениях на заявление, суд не может принять во внимание, поскольку считает, что администрация Большереченского муниципального района Омской области без законных на то оснований не исполнила свою обязанность по установлению мер социальной поддержки <данные изъяты> работников, возложенную на них ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и пунктом 50 ст. 35 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. Факт того, что данные льготы не предоставлялись, поскольку субвенций из областного бюджета администрации Большереченского муниципального района не выделялось, суд также не принимает во внимание, поскольку бюджеты всех уровней самостоятельны, к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района. В данном случае Администрацией Большереченского муниципального района Омской области бюджет надлежащим образом сформирован не был, денежные средства на компенсацию указанных льгот не заложены в бюджет. Отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, а также факт отсутствия в муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав Милькевич В.Н. Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, истец правомерно предьявил иск, исходя из обьёма таких мер, установленных Законом Омской области. Довод представителя ответчика о неправомерности требований истца в части взыскания государственной пошлины, т.к. указанная сумма уплачивалась Милькевич В.Н. по делу, рассматриваемому в мировом суде, не основан на материалах дела и опровергается идентичностью реквизитов государственной пошлины, уплачиваемой мировому судье и в районный суд. Исследовав и оценив все доказательства в совокупности, и проанализировав нормы материального права, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Милькевич В.Н. Руководствуясь ст.ст.191,197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за <данные изъяты> работником <данные изъяты> Милькевич В.И. с 01.01.2009 года право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади. Взыскать с администрации Большереченского муниципального района Омской области в пользу Милькевич В.И. расходы по отоплению за период 2009 - 2010 годы в сумме 13602 рубля 96 копеек и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 544 рубля, итого 14146 рублей 96 копеек. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Шепелина Е.В. Мотивированное решение изготовлено 23.05.2011