Дело № 2-469/2011 Решение по заявлению прокурора Большереченского района в интересах неопределённого круга лиц.



Дело № 2-469/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Большереченский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Степанова В.Т.,

при секретаре Майер И.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье,

05 августа 2011 года

дело по заявлению прокурора Большереченского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Ингалинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области и обязании обратиться в администрацию Большереченского муниципального района для формирования земельного участка, занятого под кладбищем в д.Ростовка Большереченского района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Большереченского района Омской области обратился в Большереченский районный суд Омской области с заявлением к администрации Ингалинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области с вышеуказанными требованиями, указав, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что на территории Ингалинского сельского поселения в д.Ростовка расположено сельское кладбище, правоустанавливающих документов на которое не имеется, земельный участок под размещение места погребения всоответствии с требованиями законодательства не отведён, границы кладбища не определены, положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы на новое место погребения получено не было. Таким образом, администрация Ингалинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области не выполнила возложенную законодательством обязанность по организации территории места захоронения, отвечающего требованиям федерального законодательства.

На основании изложенного прокурор просил признать бездействие администрации Ингалинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области незаконным в части организации на территории поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также обратиться в администрацию Большереченского муниципального района для формирования земельного участка занятого под кладбищем, находящимся в д.Ростовка Большереченского района в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 01.09.2011 года.

В ходе судебного заседания и.о. прокурора Большереченского муниципального района Омской области Каземиров А.М. заявленные требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Ингалинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился по неизвестной причине, надлежащим образом был извещён о дне слушания дела судебной повесткой.

       Выслушав прокурора, изучив представленные доказательства. Суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим обстоятельствам.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту Закон) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Частью 1 ст. 4 Закона установлено, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения согласно части 3 указанной статьи возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из ч. 4 ст. 16 Закона, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению мест погребения регулируются статьей 16 Закона, а также постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 06.04.2003, которым утверждены санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и удержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03».

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, в д.Ростовка Ингалинского сельского поселения расположено сельское кладбище, которое правоустанавливающих документов не имеет, земельный участок под размещение места погребения в соответствии с требованиями законодательства не отводился.

Администрация Ингалинского сельского поселения была организована в 2006 году. Таким образом, с момента образования сельского поселения и до настоящего времени прошло более 5 лет. Суд считает данный срок достаточным для исполнения обязанностей, возложенных федеральным законодательством.

Статья 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учётом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Земельный участок под размещение места погребения в д.Ростовка Ингалинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области в соответствии с требованиями законодательства не отведён, положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы не получено.

Следовательно, в судебном заседании установлено, что администрация Ингалинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области не выполнила возложенную законодательством обязанность по организации на территории муниципального образования места захоронения, отвечающего требованиям федерального законодательства, чем нарушила права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Поскольку действиями администрации Ингалинского сельского поселения нарушаются права неопределенного круга лиц в области безопасности окружающей среды, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Учитывая выше изложенное, суднаходит требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Ингалинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области в части организации на территории поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства в период с 01.01.2006 года по 05 августа 2011 года.

Обязать администрацию Ингалинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области в срок до 01 сентября 2011 года обратиться в администрацию Большереченского муниципального района Омской области для формирования земельного участка занятого под кладбищем, находящимся в д.Ростовка Большереченского района Омской области в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Большереченский районный суд Омской области в течение 10 дней

Судья                                                                                  В.Т. Степанов.