№ 2-234/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Большереченский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Шепелиной Е.В., при секретаре Черненко Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье, 13 марта 2012 года дело по исковому заявлению прокурора Большереченского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации Большереченского муниципального района разработать паспорта противорадиационных укрытий в соответствии с требованиями Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», УСТАНОВИЛ: Прокурор Большереченского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Большереченского муниципального района, указав, что прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории Большереченского муниципального района расположено <данные изъяты> противорадиационных укрытий (ПРУ). При этом установлено, что паспорта ПРУ Большереченского муниципального района не соответствуют требованиям действующего законодательства. В связи с чем просил обязать ответчика разработать паспорта противорадиационных укрытий в соответствии с требованиями Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583. В судебном заседании помощник прокурора района Троян А.С. заявленные требования поддержала по изложенным основаниям. Представитель администрации Большереченского муниципального района Гренц В.А. заявленные требования не признал. Представитель заинтересованного лица - УНД ГУ МЧС по Омской области, будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, не просил рассмотреть дело без его участия. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма, в том числе террористических актов. Под террористическим актом указанным законом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. В соответствии со ст. 1 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Согласно ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 8 ФЗ N 28-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О гражданской обороне" предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Противорадиационные укрытия создаются для защиты: работников организаций, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время; населения городов и других населенных пунктов, не отнесенных к группам по гражданской обороне, а также населения, эвакуируемого из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, зон возможных сильных разрушений организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, и зон возможного катастрофического затопления. Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 предусмотрено, что органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. В соответствии с п. 1.2. Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 583 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) (приложение N 6), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации. Согласно Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 583 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО. Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО. Форма паспорта ПРУ предусмотрена Приложением № Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 583 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны". Сведения о наличии ЗС ГО представляются в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с устанавливаемым порядком. Инвентарные номера убежищам и противорадиационным укрытиям присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации. Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений. Согласно п. 3.1.1. Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 583 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" при режиме повседневной деятельности ЗС ГО должны использоваться для нужд организаций, а также для обслуживания населения по решению руководителей (НГО) объектов экономики или органов местного самоуправления по согласованию (заключению) с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Несоблюдение вышеуказанных требований влечет существенное снижение уровня антитеррористической защищенности объекта и в случае совершения в помещении данного объекта преступления террористической направленности может повлечь значительное увеличение количество пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба. Поскольку отсутствие паспортов ПРУ, их ненадлежащее содержание указывает на недостаточность мероприятий по подготовке к защите и по защите неопределенного круга лиц, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то имеются основания для обращения прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Как установлено судом, на территории Большереченского муниципального района расположено <данные изъяты> противорадиационных укрытий (ПРУ). При этом паспорта ПРУ Большереченского муниципального района не соответствуют требованиям действующего законодательства. Доказательств, опровергающих данные сведения, Администрацией Большереченского муниципального района суду не представлено. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, вне зависимости от состояния здоровья, возраста, недееспособности и других причин, если основанием для такого обращения послужили обращения к прокурору граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений. Учитывая изложенное, требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию Большереченского муниципального района Омской области разработать в соответствии с требованиями Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» паспорта на следующие противорадиационные укрытия: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Большереченский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Шепелина Е.В. Мотивированное решение изготовлено 19.03.2012