Дело № 2-224/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Большереченский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Шепелиной Е.В.,
при секретаре Малининой Т.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье,
29 марта 2012 года
дело по иску Сидорова Е.В. к ГУ УПФ РФ в Большереченском районе Омской области о признании права на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Сидоров Е.В. обратился в суд с иском о назначении пенсии в связи с наличием <данные изъяты>, ссылаясь на отказ государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Большереченском районе (далее по тексту решения - ГУ УПФ РФ) в назначении такой пенсии по тем основаниям, что наименование учреждения «<данные изъяты>» (далее по тексту решения РТМО) не относится к наименованиям учреждений, утвержденных постановлением № 1066 от 22.09.1999 г. Правительства РФ, а также в связи с тем, что из специального стажа исключили периоды прохождения курсов с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает отказ ГУ УПФ РФ необоснованным, ссылаясь на выполнение <данные изъяты> и иной деятельности в соответствии с наименованием указанной должности. В спорные периоды он занимался <данные изъяты>.
Просит признать недействительным протокол № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по рассмотрению вопроса реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Большереченском районе Омской области в части исключения из специального стажа спорных периодов,
обязать включить в стаж <данные изъяты> указанные периоды работы и признать за ним право на пенсию с момента обращения.
В судебном заседании Сидоров Е.В. исковые требования поддержал, пояснив, что в настоящее время он осуществляет <данные изъяты> деятельность в <данные изъяты>
Представитель государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Большереченском районе Шевелёва И.В. иск не признала, указав, что соответствие наименования учреждения определяется по перечню, содержащемуся в Номенклатуре учреждений <данные изъяты>, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №, где РТМО не указано. Кроме того, исключительное право установления тождества учреждений принадлежит Министерству здравоохранения и социального развития РФ. Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан специальный стаж истца составляет <данные изъяты> мес. 13 дней, исчисленный с учетом содержания постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, и 21 го<адрес> мес. С учётом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2002 № 2-П. Курсы с отрывом от производства не были включены в специальный стаж истца как не предусмотренные Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федерального закона от 17.12.2001 г. (в редакции федерального закона № 319-ФЗ от 30.12.2008 г.) (аналогичное содержание до 20.01.2009 г. имел п/п. 11 п. 1 ст. 28 приведенного закона) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 названного закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением № 781 Правительства РФ от 29 октября 2002 г. утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно названного Списка право на досрочное назначение пенсии имеют медицинская сестра стерилизационной в больницах всех наименований (п. 1).
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" утвержден список, согласно которому право на пенсию имеют медицинская сестра стерилизационной, в больницах: районная; центральная (районная) (п. 1).
Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 (применяемый в силу п. 3 вышеназванного Постановления) утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Согласно приведенному списку такое право распространяется на средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности (п. 1).
Как следует из пояснений истца, а также подтверждается материалами дела: трудовой книжкой; протоколом от 30.12.2012 г. № 521, составленным ответчиком; справкой муниципального учреждения здравоохранения «Большереченская центральная районная больница» от 30.12.2011 № 01-9/1616 и справок муниципального учреждения здравоохранения «Шербакульская центральная районная больница» истец осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в муниципальных учреждениях здравоохранения в должности врача анестезиолога-реаниматолога.
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются в.порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список).
Из Устава МУЗ «<данные изъяты>» видно, что
его учредителем является администрация <адрес>, в подчинении которой находится учреждение.
Из п. 5 раздела II Устава РТМО от 01.04.1999 г. следует, что целью и предметом деятельности учреждения является оказание в полном объеме неотложной и плановой медицинской помощи населению <адрес>. Следовательно, совокупность исследованных доказательств подтверждает обстоятельства осуществления истцом <данные изъяты>.
Нельзя согласиться с доводами ответчика об исключении из специального стажа периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном учреждении здравоохранения «<данные изъяты>» по следующим основаниям.
Из пунктов 5, 6 Устава <данные изъяты> следует, что целью и предметом деятельности учреждения является <данные изъяты>. Измененное наименование учреждения - РТМО на <данные изъяты> где и осуществлял трудовую деятельность истец, - соответствует утвержденными постановлениями Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г. и №_781 от 29.10.2002 г. спискам должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим <данные изъяты>. Истец, несмотря на изменение наименования учреждения, выполнял ту же работу (правовая позиция, выраженная в п. 3 определении Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 г. № 81-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга о проверке конституционности положения п/п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»»).
Как таковое изменение нормативно-правовым актом наименования учреждения не может являться основанием для отказа о включении спорного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж <данные изъяты>.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39); в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).
Из приведенных положений вытекает запрет придания обратной силы закону,
ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую
систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам
возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (правовая позиция
Конституционного Суда РФ, отраженная в п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российское Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан").
Таким образом, сами по себе обстоятельства признания утратившими силу решений Правительства от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не означают утрату права истца на назначение пенсии в соответствии с наименованиями учреждения, указанном в упомянутом решении.
Кроме того, пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений. Это положение содержалось и в ранее принятом Постановлении Минтруда РФ от 14 мая 2001 г. N 38 "О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", периодов работы в территориальных медицинских объединениях". Из п. 3 Устава <данные изъяты>» следует, что в состав включена <данные изъяты> где осуществлял трудовые функции истец. Постановлением Главы администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ РТМО в соответствии с постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ переименовано в <данные изъяты>
Таким образом, выполняемая истцом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> подлежит включению в специальный стаж для назначения пенсии по выслуге лет.
Кроме того, в специальный стаж истца для назначения пенсии по выслуге лет подлежат периоды курсов повышения квалификации (курсов с отрывом от производства) по следующим основаниям.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Пунктом 21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24.06.1974 г. № 148 «Об оплачиваемых отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике. При этом в рассматриваемых рекомендациях термин «оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определённый период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий. Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397 утверждено Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», в соответствии с которым в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации – обязательное условие выполнения работы.
Из пояснений истца, данных справок, уточняющих льготный характер работы, также следует, что периоды курсов повышения квалификации являются периодами работы с оплатой 100%.
При этом ответчик не представил суду доказательств, опровергающих полную занятость истца в спорные периоды.
Страховой стаж истца составляет <данные изъяты>.
В соответствии с п. 5 Правил
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Поскольку истец проработал в сельской местности, то его специальный стаж с учетом льготного порядка исчисления составляет <данные изъяты>
Исковые требования по назначению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению в связи с тем, что пунктами 1 и 2 ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 года № 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Истец обратился в ГУ УПФ ДД.ММ.ГГГГ, имея право на пенсию в связи <данные изъяты> при выслуге <данные изъяты> лет. Следовательно, иск подлежит удовлетворению с даты обращения.
Учитывая, что пенсионным законодательством не предусмотрено включение спорных периодов в стаж лечебной деятельности, исковые требования подлежат удовлетворению без признания незаконным протокола заседания комиссии ГУ УПФ РФ в Большереченском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому было отказано в назначении пенсии.
Руководствуясь ст.ст.191,197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сидорова Е.В. удовлетворить частично.
Обязать ГУ УПФ РФ в Большереченском районе включить в стаж <данные изъяты> граждан Сидорова Е.В. периоды работы:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
Признать за Сидоровым Е.В. право на досрочное назначение пенсии и назначить Сидорову Е.В. пенсию с момента обращения - с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Сидорову Е.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Большереченский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Судья Шепелина Е.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 05.04.2012