Дело № 2-230/2012.Решение по исковому заявлению прокурора в интересах Скрибуновой И.А.



Дело 2-230/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Большеречье 30 марта 2012 года

    Большереченский районный суд Омской области

    в составе председательствующего Шепелиной Е.В.,

    при секретаре Малининой Т.М.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Большереченского района Омской области в интересах Скрибуновой И.А. о признании незаконным бездействия администрации Большереченского муниципального района Омской области и обязании администрации Большереченского муниципального района Омской области предоставления мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и электроэнергии для освещения жилого помещения,

установил:

Прокурор Большереченского района Омской области в интересах Скрибуновой И.А. обратился в суд с иском к администрации Большереченского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившемся в непредоставлении мер социальной поддержки <данные изъяты> в виде права на получение компенсации расходов по оплате жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязании администрации Большереченского муниципального района Омской области предоставить указанные меры социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указал, что Скрибунова И.А. является работником <данные изъяты>», но с 2009 года ей меры социальной поддержки не предоставляются, что нарушает её права.

В судебном заседании прокурора Косачева Я.В. заявленные требования поддержала по изложенным основаниям.

Скрибунова И.А., исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Большереченского муниципального района Омской области Шпак Е.П. требования прокурора не признала, поскольку правовых оснований для обязания администрации осуществлять предоставление социальной поддержки работникам муниципальных медицинских учреждений отсутствуют, т.к. ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений не отнесено к вопросам местного значения и является отдельными государственными полномочиями, которые в настоящее время органам местного самоуправления не переданы и не обеспечены финансированием. Органы местного самоуправления вправе, а не обязаны использовать собственные финансовые средства. Указала также, что субвенция бюджетам муниципальных районов Омской области на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Законом Омской области «Об областном бюджете на 2009-2011 год» для работников здравоохранения не предусмотрена. Кроме того, отсутствует нормативно-правовой акт о предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности на территории Большереченского района, в связи с чем производство по данному делу также подлежит прекращению на основании абзаца 1 ст. 220 ГПК РФ. Ссылку заявителя на определение Верховного суда РФ от 28.10.2009 № 50-Г09-20 считает не относящейся к данному делу, т.к. Верховным судом РФ были признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения п. 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год» в отношении работников государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Кроме того, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 с 1.01.2012 признаны утратившими силу, а Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», вступивший в силу с 1.01.2012, предоставляет органам местного самоуправления право, а не обязанность устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам. На основании Устава Большереченского муниципального района нормативные правовые акты, предусматривающие осуществление расходов из средств местного бюджета, принимаются решением Совета Большереченского муниципального района, а не администрации Большереченского муниципального района. К спорным правоотношениям просила применить срок исковой давности.

Представитель третьего лица <данные изъяты>», будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, не просил рассмотреть дело без его участия.

Представители третьих лиц – Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Омской области и Министерства финансов Омской области, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, не просили рассмотреть дело без их участия.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Большереченского района требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления»» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ.

Частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 122-ФЗ, по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 года "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).

Согласно п.2,3 вышеуказанной статьи работникам и неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки в том числе, компенсация расходов на оплату отопления. Установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (с изменениями, введенными Законом Омской области от 18.12.2009г. №1212-ОЗ, вступившими в силу с 01.01.2010г.). До 01.01.2010г. компенсация на оплату отопления предоставлялась из расчета 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. – на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м. – на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера), и не рассчитывалась путем деления общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц.

Законом Омской области от 9 декабря 2010 г. N 1313-ОЗ действие статьи 36 названного Кодекса Омской области приостановлено с 1 января по 31 декабря 2011 г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Действие статьи 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010г. Законом Омской области от 29.12.2009г. №1219-ОЗ (ред. от 03.02.2010).

Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки регулируются ст. 37 названного Кодекса Омской области, действие которой приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года Законом Омской области от 24.11.2008 N 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 г.», а с 1 января по 31 декабря 2010г. приостановлено п.п.2 п.1 ст.15 Закона Омской области от 29.12.2009г. №1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010г.».

    Согласно п.п.3,4 ст.37 Закона Омской области от 04.07.2008г. №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений Омской области здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением неработающих пенсионеров, указанных в абзаце четвертом пункта 1 настоящей статьи).

Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

    Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников, расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.

Кроме того, согласно определению Верховного суда РФ от 28.10.2009г. №50-Г09-20 признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст.16 Закона Омской области от 24.11.2008г. №1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009г.».

В соответствии с постановлением Пленума ВС РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 г. № 12-П и от 15.05.2006 г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Отсутствие финансирования не освобождает Администрацию Большереченского муниципального района от выполнения данной обязанности, в связи с чем довод жалобы в указанной части не может быть принят во внимание, поскольку суд разрешил спор в рамках публичных правоотношений, применил специальный закон, его регулирующий.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Скрибунова И.А. работает в должности <данные изъяты> года по настоящее время.

До 2009 года Скрибуновой И.А. выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения. Впоследствии предоставление таких мер было прекращено в связи с приостановлением действия соответствующих положений этого нормативного акта в 2009-2010 годах. Указанные обстоятельства подтверждаются обращением коллектива МУЗ «Большереченская ЦРБ» от 07.06.2010, ответом администрации Большереченского муниципального района Омской области на указанное обращение от 18.06.2010 № 749, ответом на запрос МУЗ «Большереченская ЦРБ» от 01.09.2011 № 01-9/1051.

Согласно Уставу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учредителем <данные изъяты> являлась администрация Большереченского муниципального района Омской области.

Скрибунова И.А. зарегистрирована и проживает по настоящее время по адресу р.<адрес>1.

Таким образом, Скрибунова И.А. работает и постоянно проживает в сельской местности, задолженности по оплате за отопление не имеет.

Доводы представителя администрации, изложенные в возражениях на заявление, суд не может принять во внимание, поскольку считает, что именно администрация Большереченского муниципального района Омской области без законных на то оснований не исполнила свою обязанность по установлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, возложенную на них в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и пунктом 50 ст. 35 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.

Факт того, что данные льготы не предоставлялись, поскольку субвенций из областного бюджета администрации Большереченского муниципального района не выделялось, суд также не принимает во внимание, поскольку бюджеты всех уровней самостоятельны, к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района. В данном случае Администрацией Большереченского муниципального района Омской области бюджет надлежащим образом сформирован не был, денежные средства на компенсацию указанных льгот не заложены в бюджет.

Отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, а также факт отсутствия в муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав Скрибуновой И.А.

Суд признаёт неосновательной ссылку ответчика на вступление с 1.01.2012 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», на основании чего Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 с 1.01.2012 признаны утратившими силу, т.к. к спорному периоду правоотношений Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» не применим.

В тоже время в соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

На основании ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В силу ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке.

Прокурор в интересах Скрибуновой И.А. обратился в суд с данным иском ДД.ММ.ГГГГ.

Исследовав и оценив все доказательства в совокупности, и проанализировав нормы материального права, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания права на предоставление мер социальной поддержки Скрибуновой И.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения с учётом применения срока исковой давности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и о возложении на администрацию Большереченского муниципального района Омской области обязанности по предоставлению мер социальной поддержки Скрибуновой И.А.

Согласно ст. 45 ГПК РФ обращение прокурора в защиту прав и законных интересов Скрибуновой И.А. суд признаёт законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

    Исковые требования прокурора Большереченского района Омской области в интересах Скрибуновой И.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Большереченского муниципального района Омской области, выразившееся в непредоставлении мер социальной поддержки Скрибуновой И.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Большереченского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки <данные изъяты> Скрибуновой И.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Большереченский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья     Шепелина Е.В.

Мотивированное решение изготовлено 04.04.2012