Дело № 2-487/2012.Решение по заявлению прокурора о признании противоречащим закону решения Совета Ингалинского сельского поселения.



Дело № 2-487/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

Большереченский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Шепелиной Е.В.,

при секретаре Черненко Н.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье,

08 июня 2012 года

дело по заявлению прокурора Большереченского района Омской области о признании противоречащим закону решения Совета Ингалинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил землепользования и застройки сельского поселения»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Большереченского района Омской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону решения Совета Ингалинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил землепользования и застройки сельского поселения» и признании недействующим с момента вынесения судом решения.

В обоснование заявленных требований указал, что ревизия данного документа, проведенная прокуратурой, показала, что Правила не в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства, в связи с чем, подлежат изменению.

В судебном заседании помощник прокурора Косачева Я.В. заявленные требования поддержала по изложенным основаниям.

Представитель Совета Ингалинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области, о месте и времени слушания дела был должным образом извещен, просил дело рассмотреть без его участия.

Согласно Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" Федеральный закон от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" признан утратившим силу.

Вместе с тем, п. 1 ст. 74 Правил землепользования и застройки содержит ссылку на указанный закон и устанавливает, что в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ земли государственной собственности на территории сельского поселения подлежат разграничению на собственность РФ, собственность Омской области и муниципальную собственность Ингалинского сельского поселения, за исключением земельных участков, находящихся в частной собственности.

Существование данной нормы фактически относит собственность субъектов РФ и муниципальных образований к государственной, что не соответствуют действительности, поскольку, Земельный кодекс Российской Федерации четко разграничивает указанные виды собственности.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 243-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ). В соответствии с новой редакцией данной статьи разрешением на строительство является документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проект; планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществляв строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Вместе с тем, п. 1 ст. 99 Правил землепользования и застройки установлено, что разрешением на строительство является документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществлять застройку) земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории.

Таким образом, данное понятие не соответствует понятию, определенному федеральным законодательством.

Кроме того, согласно положениям ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 36, "Земельного кодекса Российской Федерации" граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружение расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участке имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружение Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно п. 3 ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственно или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом Правила землепользования и застройки Ингалинского сельского поселения не предусматривают права граждан и юридических лиц на приобретен г.земельных участков под зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в их собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении.

В соответствии с п. 20, 21 Градостроительного кодекса РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления, (в ред. Федерального закона от 22.11.2010 N 305-ФЗ)

Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи.

При этом, п. 15 ст. 99 Правил землепользования и застройки установлено, что срок действия разрешения на строительство может быть продлен по заявлению застройщика, без указания на лиц, наделенных полномочиями в данной сфере.

Пункт 20 ст. 99 Правил землепользования и застройки предусматривает, что срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, при этом не указывается на предусмотренные федеральным законодательством ограничения.

В соответствии со ст. 6. Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» к мерам по профилактике коррупции относится антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно пп. «а», «в» п. 3. Постановления Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц)

Вышеуказанные нормы могут вызвать коррупционные проявления, в соответствии с п.п. «а», «в» п. 3 "Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96, и являются коррупционными факторами.

Таким образом, вышеуказанные пункты Правил землепользования и застройки противоречат Конституции РФ, федеральному законодательству РФ, в связи с чем подлежит изменению и приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Данная позиция прокурором района доводилась до сведения Совета Ингалинского сельского поселения Большереченского муниципального района в форме протеста прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ проведены очередные сессии Совета Ингалинского сельского поселения Большереченского муниципального района, однако в нарушена ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» протест рассмотрен не был.

В силу ч. 1, 4 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции, в случае если нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются права и свободы граждан, организаций, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акт)' имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).

Согласно ст. 45 ГПК РФ, обращение прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации суд признает законным и обоснованным.

С учетом вышеизложенного, настоящее обращение прокурора в суд обусловлено соблюдением части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, то есть в интересах Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191,197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    

Исковые требования прокурора Большереченского района Омской области удовлетворить.

Признать:

- Пункт <данные изъяты> Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Совета Ингалинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , в части указания Федерального закона от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и разграничения земель государственной собственности на территории сельского поселения на собственность РФ, собственность Омской области и муниципальную собственность Ингалинского сельского поселения, за исключением земельных участков, находящихся в частной собственности;

- Пункт <данные изъяты> Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Совета Ингалинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , в части установления, что разрешением на строительство является документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществлять застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории;

- Пункт <данные изъяты> Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Совета Ингалинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , устанавливающий возможность продления срока действия разрешения на строительство по заявлению застройщика, без указания на лиц, наделенных полномочиями в данной сфере;

- Пункт <данные изъяты> Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Совета Ингалинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , предусматривающий, что срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется и не устанавливающий предусмотренных федеральным законодательством ограничений;

противоречащими действующему законодательству и недействующими с момента вынесения судом решения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Большереченский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                             Е.В. Шепелина