Дело № 2-474/2012.Решение по заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района.



Дело № 2-474/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

Большереченский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Шепелиной Е.В.,

при секретаре Черненко Н.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье,

19 июня 2012 года

дело по заявлению прокурора Большереченского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области о признании незаконным действия по перекрытию проезжих частей в <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Большереченского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области о признании незаконным действия по перекрытию проезжих частей в <данные изъяты>. В обоснование заявленных требований указал, что в нарушение норм Федеральных законов «О безопасности дорожного движения», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а также требований правил пожарной безопасности установлены перекрытия подъездов на дворовые территории многоквартирных жилых домов в <адрес> между домами , по <адрес> между домами , жилого <адрес> в <адрес>.

На основании изложенного просил суд признать незаконным перекрытие улиц в <адрес> Большереченского района Омской области и обязать Администрацию Большереченского городского поселения незамедлительно убрать бетонные блоки во дворах многоквартирных жилых домов в <адрес> Омской области по ул. <адрес> между домами , по <адрес> между домами , а также освободить проезд во двор жилого <адрес> в <адрес> Омской области.

В ходе судебного разбирательства по делу прокурор заявленные требования уточнил, прося признать незаконным перекрытие улиц в <адрес> Большереченского района Омской области и обязать Администрацию Большереченского городского поселения незамедлительно убрать бетонные блоки по <адрес> между домами , по <адрес> между домами , а также освободить проезд во двор жилого <адрес> в <адрес>.

Прокурор Полтавский К.А. заявленные требования поддержал, указав, что Администрация Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области является надлежащим ответчиком по делу в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Представитель Администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области по доверенности Домаренок Т.А. против удовлетворения заявленных требований возражала, считая Администрацию Большереченского городского поселения ненадлежащим ответчиком. Блоки были установлены не по инициативе Администрации Большереченского городского поселения. Спорные участки придомовых территорий не являются собственностью Большереченского городского поселения.

И.о. директора ООО «Большереченский ЖКС» Ф. против удовлетворения заявленных требований возражал, также считая ООО «Большереченский ЖКС» ненадлежащим ответчиком. Блоки установлены не по инициативе ООО «Большереченский ЖКС».

Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, директор КОУ НПО «ПУ-12» С. заявленные требования также не признала, пояснив, что блоки по <адрес> между домами лежат за границей территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности КОУ НПО «ПУ-12».

Представители ТСЖ «<данные изъяты>» и ТСЖ «<данные изъяты>», будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, не просили рассмотреть дело без их участия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасности дорожного движения" временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно требованиям п. 5,8 и 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся в том числе:

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Аналогичные нормы закреплены в п. 1.5.,1.8. и 1.9. Устава Большереченского городского поселения.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установление порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Статья 13 вышеуказанного закона, закрепляющая полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, не предусматривает проведение данных мероприятий.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что временные ограничение или прекращение движения, транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться:

1)    при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог;

2)    в период возникновения неблагоприятных природно-климатических
условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

3)    в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, а в отношений автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения,
в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, законами субъектов Российской Федерации.

Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, за исключением случаев использования платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог и случаев временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1.2. Правил дорожного движения РФ, утверждённых постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, установлено понятие "Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Пунктом 1.5. вышеуказанных Правил предусмотрен запрет повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.

В соответствии с п. 11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

На основании п. 23 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны.

На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.

Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований на территории Большереченского городского поселения установлены перекрытия подъездов к многоквартирным жилым домам.

Так, во дворах многоквартирных жилых домов по <адрес>, а также по <адрес>, установлены железобетонные блоки, во дворе многоквартирного жилого дома по <адрес> вкопан металлический столб, что подтверждается информацией отделения ГПН Большереченского района от ДД.ММ.ГГГГ и фотографиями.

Специалист – заместитель начальника отдела НД Большереченского района УНД ГУ МЧС России по Омской области Ромов В.А. пояснил, что блокирование ограничивает свободный проезд пожарных машин, что противоречит п. 23 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

По информации ОГИБДД полиции МО МВД России «Большереченский» от ДД.ММ.ГГГГ бетонные блоки во дворах многоквартирных жилых домов в <адрес> между домами , по <адрес> между домами , а также искусственное сооружение во дворе жилого <адрес> в <адрес> установлены в нарушение п. 3 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требование к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Специалист – начальник ПТО филиала «Большеречьемежрайгаз» ОАО «Омскоблгаз» С1. пояснил, что между домами по <адрес> и , по <адрес> и проезд автотранспорта не наносит ущерб газовым сетям.

Администрацией Большереченского городского поселения не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что блокирование прилегающих территорий во дворах многоквартирных жилых домов в р.<адрес> между домами , по <адрес> между домами , а также проезда во двор жилого <адрес> в р.<адрес> осуществлено в соответствии с нормативными актами, на основе проектов, схем и иной документации, утверждённых в установленном порядке.

Доказательств того, что блокирование прилегающих территорий согласовывалось с дорожными органами и ГИБДД, суду представлено не было.

Довод представителя Администрации Большереченского городского поселения Домаренок Т.А. о том, что в силу п. 3.6.4. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» надлежащим ответчиком по делу является ООО «Большереченский ЖКС» не принимается судом во внимание, т.к. во дворах многоквартирных жилых домов в р.<адрес> между домами , по <адрес> между домами , а также во дворе жилого <адрес> в р.<адрес> отсутствуют источники пожарного водоснабжения (пожарные гидранты и водоемы).

В силу того, что в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности (п.6 ч.2 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), судом также не принимается во внимание довод представителя Администрации Большереченского городского поселения о том, что спорные участки территорий не относятся к муниципальной собственности поселения.

Доказательств принадлежности кому-либо блокированных спорных территорий суду не представлено и опровергается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, пояснениями директора КОУ НПО «ПУ-12» С., а также свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии .

В соответствии с п.1.2. Правил дорожного движения РФ суд признаёт спорные участки прилегающими территориями, которые не предназначены для сквозного движения транспортных средств, что допускает проезд пожарной техники и иных транспортных средств.

В тоже время прокурором не представлено суду достоверных доказательств того, что перекрытие (блокирование) прилегающих территорий во дворах многоквартирных жилых домов в р.<адрес> между домами , по <адрес> между домами , а также проезда во двор жилого <адрес> в р.<адрес> было произведено по инициативе Администрации Большереченского городского поселения, в связи с чем требования прокурора в части признания незаконным перекрытия улиц в р.<адрес> Большереченского района Омской области удовлетворению не подлежат.

Обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено тем, что при возникновении чрезвычайных ситуаций время следования специальной техники к месту происшествия существенно возрастает, что угрожает безопасности жителей <адрес>.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

На основании ст. 212 ГПК РФ заявление прокурора об обращении к немедленному исполнению решения в целях сохранения жизни и здоровья населения является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    

Исковые требования прокурора Большереченского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить частично.

    Обязать администрацию Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области убрать бетонные блоки во дворах многоквартирных жилых домов в р.<адрес> между домами , по <адрес> между домами , а также освободить проезд во двор жилого <адрес> в <адрес> Омской области.

    В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Большереченский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Судья                         Шепелина Е.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.06.2012