Дело № 2-718/2012 Решение о признании незаконным бездействия администрации большереченского городского поселения в части ненадлежащего содержания дорог и обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.



Дело № 2-718/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

р.п. Большеречье                             23 августа 2012 года

Большереченский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Андреевой Н.Ю.,

при секретаре Черненко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье 23 августа 2012 года гражданское дело по заявлению прокурора Большереченского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия администрации Большереченского городского поселения в части ненадлежащего содержания дорог и обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Большереченского района обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что в ходе проведения 09.08.2012 проверки содержания улично-дорожной сети в р.п. Большеречье установлено, что проезжая часть улицы Красноармейская р.п. Большеречье с асфальтовым покрытием не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93. Так, на пересечении улиц Советов и Красноармейская р.п. Большеречье, с правой стороны от начала ул. Красноармейская имеется неровность покрытия длиной 7,5 метров и шириной 4 метра; в районе дома № 14 по ул. Красноармейская неровное покрытие с правой стороны длиной 26 метров и шириной 3 метра; в районе дома № 16 – просадка проезжей части по всей ширине проезжей части; в районе домов № 35 – 44 обочины занижены на 8 – 10 см. по отношению к уровню дорожного полотна по всей длине проезжей части; в районе дома № 42 на пересечении с въездом на прилегающую придомовую территорию обочина занижена на 8 – 13 см. по отношению к уровню дорожного полотна по всей длине проезжей части; обочина занижена на 8 – 12 см. по отношению к уровню дорожного полотна по всей длине проезжей части на пересечении с въездом на прилегающую придомовую территорию в районе дома № 2 по ул. Мира; в районе дома № 37 на пересечении с ул. Промышленная отсутствует дорожный знак «Главная дорога»; в нарушение требований ГОСТ на ул. Красноармейская установлено единичное освещение, отсутствуют дождеприемники; отсутствуют тротуары на пересечении ул. Палтусова – а/д Омск-Тара. Обязанность по содержанию дорог общего пользования в границах населенных пунктов законодательством отнесена к компетенции органа местного самоуправления, которым в данном случае является администрация Большереченского городского поселения. Просит признать незаконным бездействие администрации Большереченского городского поселения Омской области в части исполнения обязанности по надлежащему содержанию дорог в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 в период с июня 2012 года по настоящее время и обязать администрацию поселения в срок до 01.10.2012 устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно, обеспечить ровность дорожного покрытия по ул. Красноармейская, устранить просадку проезжей части, занижения обочин по отношению к уровню дорожного полотна, установить необходимые дорожные знаки, а также оборудовать проезжую часть дождеприемниками и освещением в соответствии с ГОСТ Р 50597-93.

    В судебном заседании представитель прокуратуры Большереченского района Полтавский К.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

И.о. главы администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области Кесслер А.А. в судебном заседании требования признал частично, пояснив, что неровность дорожного покрытия по ул. Красноармейская, просадка проезжей части, занижение обочин, отсутствие дорожных знаков «главная дорога» на пересечении с ул. Промышленная обусловлены недостаточностью финансовых средств в бюджете администрации Большереченского городского поселения. Не согласен с требованием прокурора о необходимости оборудовать проезжую часть ул. Красноармейская дождеприемниками, поскольку они должны быть там, где имеются бордюры, там должна быть ливневая канализация. Улица Красноармейская не нуждается в оттоке воды, так как вода стекает на обочины дороги, необходимости в оборудовании дождеприемников нет. Также не согласен с требованием об оборудовании проезжей части улицы освещением, поскольку на ул. Красноармейская установлено около 18 светильников, которые находятся в рабочем состоянии. Освещение включается. Освещение отсутствует только на повороте на ул. Озерная, так как 21.08.2012 был сбит один фонарный столб, в результате чего были порваны линии электропередач, в связи с чем на расстоянии около 200 – 300 метров освещения нет. К 01 сентября 2012 года все будет сделано, все светильники будут гореть.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста и.о. государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Большереченский» Кинжибаев К.К. пояснил, что на улице Красноармейская имеются неровности дорожного полотна, просадки. Возле дома № 12 по ул. Красноармейская год назад проводились работы на дороге, было повреждено дорожное полотно, асфальт не восстановили, в результате осталась неровность около 15 метров. В районе дома № 14 также имеются выбоины, в районе дома № 16 просел асфальт. Отсутствуют два дорожных знака «Главная дорога» на пересечении ул. Красноармейская с ул. Промышленная. Освещение на ул. Красноармейская является частичным, только возле магазина «Гор», расположенного возле дома № 36, и у автовокзала, возможно, это связано с экономией электричества. При наличии у дороги бордюров обязательна установка дождеприемников. Если бордюров нет, должны быть приведены в соответствие с ГОСТом обочины.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. 1.5. ст. 4 Устава Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Большереченского городского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон) задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 2 указанного Закона дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права 55-АА 584871 от 16.03.2012 поселковая дорога 52-203-551 ОП МП 3, протяженностью 1580 м., с инвентарным номером 90000063, от дома № 1 по ул. Красноармейская до автомобильной дороги «Омск-Тара» в западном направлении является собственностью Большереченского городского поселения, в связи с чем Большереченское городское поселение, как собственник, несет бремя содержания указанного имущества.

Статьей 12 Закона установлено, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в введении которого находятся дороги.

На основании п.п. 3.1.1 государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ № 221 от 11.10.1993 (далее – ГОСТ), покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Согласно п.п. 3.2.1 указанного ГОСТа обочины, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см.

Как установлено в судебном заседании и следует из акта выявленных недостатков в содержании дорог от 09.08.2012, на пересечении улиц Советов и Красноармейская р.п. Большеречье, с правой стороны от начала ул. Красноармейская имеется неровность покрытия длиной 7,5 метров и шириной 4 метра; в районе дома № 14 по ул. Красноармейская, с правой стороны, неровное покрытие длиной 26 метров и шириной 3 метра; в районе дома № 16 имеется просадка проезжей части по всей ширине проезжей части; в районе домов № 35 – 44 обочины занижены на 8 – 10 см. по отношению к уровню дорожного полотна по всей длине проезжей части; в районе дома № 42 на пересечении с въездом на прилегающую придомовую территорию обочина занижена на 8 – 13 см. по отношению к уровню дорожного полотна по всей длине проезжей части; обочина занижена на 8 – 12 см. по отношению к уровню дорожного полотна по всей длине проезжей части на пересечении с въездом на прилегающую придомовую территорию в районе дома № 2 по ул. Мира.

Кроме того, пунктом 4.1.1 вышеназванного ГОСТа установлено, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст применение ГОСТа 23457 в РФ прекращено с 01.01.2006, введен в действие ГОСТ Р 52289-2004.

Согласно пункту 5.3.2 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст, в населенных пунктах знак 2.1 "Главная дорога" устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге.

Согласно дислокации дорожных знаков и разметки р.п. Большеречье Большереченского района Омской области на пересечении улиц Красноармейская и Промышленная должно быть установлено два дорожных знака 2.1 «Главная дорога» по обе стороны ул. Красноармейская.

Вместе с тем, согласно показаний и.о. государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Большереченский» Кинжибаева К.К. и акта выявленных недостатков в содержании дорог от 09.08.2012 на пересечении улиц Красноармейская и Промышленная, в районе дома № 37 по ул. Красноармейская, указанные дорожные знаки отсутствуют, что не отрицалось в судебном заседании представителем администрации Большереченского городского поселения.

На основании вышеизложенного, суд находит требования прокурора к администрации Большереченского городского поселения об обеспечении ровности дорожного покрытия по улице Красноармейская, устранении просадки проезжей части, занижения обочин, установке дорожных знаков обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу пунктов 4.6.1 и 4.6.5 вышеуказанного ГОСТа включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

Из показаний допрошенного в судебном заседании представителя администрации Большереченского городского поселения Кесслера А.А., подтвержденных в судебном заседании представителем ОГИБД МО МВД России «Большереченский» Кинжибаевым К.К., следует, что улица Красноармейская р.п. Большеречье оборудована фонарными столбами. При этом, согласно пояснений Кинжибаева К.К. в темное время суток освещение на улице Красноармейская р.п. Большеречье отсутствует.

Доказательств освещения улицы Красноармейская в темное время суток представителем администрации Большереченского городского поселения Кесслером А.А. в судебном заседании не представлено. При этом, сам Кесслер А.А. не отрицал, что 21.08.2012 в результате повреждения фонарного столба произошел порыв линий электропередач, в связи с чем на расстоянии около 200 – 300 метров освещение отсутствует и до настоящего времени не восстановлено, тогда как в силу вышеприведенных норм закона данная неисправность должна устраняться немедленно после обнаружения.

При указанных обстоятельствах суд находит требование прокурора об оборудовании проезжей части улицы Красноармейская освещением в соответствии с требованиями ГОСТа, который предусматривает включение в темное время суток наружных осветительных установок, также обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Между тем, прокурором в судебном заседании не представлено доказательств наличия у администрации Большереченского городского поселения установленной законом обязанности оборудовать проезжую часть улицы Красноармейская дождеприемниками. При этом, представитель ОГИБД МО МВД России «Большереченский» Кинжибаев К.К. в судебном заседании подтвердил необязательность дождеприемников при наличии у дороги обочины. Данный вывод следует также из анализа пункта 3.2.1. ГОСТа Р 50597-93. В связи с этим, суд не находит оснований для удовлетворения данного требования прокурора.

Таким образом, непринятие администрацией Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области мер к надлежащему содержанию дорог в р.п. Большеречье не соответствует требованиям закона и нарушает основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, в частности приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Невыполнение администрацией Большереченского городского поселения Омской области обязанностей по несению бремени содержания принадлежащего ему имущества влечет уничтожение данного имущества, что нарушает права граждан, общества и государства.

Ссылка представителя администрации Большереченского городского поселения Кесслера А.А. на отсутствие финансовых средств на устранение недостатков дорожного полотна не может являться уважительной причиной освобождения администрации Большереченского городского поселения от исполнения возложенных на нее обязанностей, поскольку действие федеральных законов и иных норм права, а также обязанности физических и юридических лиц, органов публичной власти выполнять данные законы, не могут быть обусловлены недостаточностью финансовых ресурсов у субъектов права.

Наличие вышеизложенных недостатков в содержании дорожного полотна по ул. Красноармейская р.п. Большеречье подтверждается актом выявленных недостатков от 09 августа 2012 года. Доказательств бездействия администрации Большереченского городского поселения ранее указанной даты в судебном заседании не представлено. Позицию представителя прокуратуры Большереченского района о необходимости определения периода бездействия с июня 2012 года, когда размещался заказ на устранение дефектов дорожного полотна по ул. Красноармейская р.п. Большеречье, суд находит несостоятельной и ничем не подтвержденной в судебном заседании.

Исходя из изложенного, суд считает необходимым определить начало периода бездействия администрации Большереченского городского поселения с 09 августа 2012 года.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, суд расценивает бездействие администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области в части исполнения обязанности по надлежащему содержанию дороги по улице Красноармейская в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 в период с 09.08.2012 по настоящее время как незаконное, в связи с чем требования прокурора об устранении нарушений в виде возложения такой обязанности на администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области обоснованны.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-198, п. 2 ст. 245, ст. 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Большереченского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия администрации Большереченского городского поселения в части ненадлежащего содержания дорог и обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области в части исполнения обязанности по надлежащему содержанию дорог в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 в период с 09 по 23 августа 2012 года.

Обязать администрацию Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области в срок до 01 ноября 2012 года устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно, обеспечить ровность дорожного покрытия, устранить просадку проезжей части, занижение обочин по отношению к уровню дорожного полотна по ул. Красноармейская р.п. Большеречье Большереченского района Омской области, установить необходимые дорожные знаки на пересечении улицы Красноармейская с улицей Промышленная р.п. Большеречье Большереченского района Омской области, а также оборудовать проезжую часть ул. Красноармейская р.п. Большеречье Большереченского района Омской области освещением в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, позволяющим включать наружные осветительные установки в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Большереченский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Ю. Андреева

Решение в окончательной форме изготовлено 28.08.2012