Дело № 5-105/2012
Большереченский районный суд Омской области
646670, р.п. Большеречье, ул. Советов 65
Постановление
по делу об административном правонарушении
р.п. Большеречье 05 октября 2012 года
Судья Большереченского районного суда Омской области Андреева Н.Ю.,
при секретаре Черненко Н.В.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Аква», зарегистрированного ИФНС № 9 по Омской области <данные изъяты>, руководитель ФИО1, сведения о привлечении к административной ответственности в материалах дела отсутствуют, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ,
установил:
31 августа 2012 года в 10 часов 00 минут ООО «Аква», расположенное по адресу: <адрес>, нарушило санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а именно: 1) не соблюдается кратность исследований воды в рамках программы производственного контроля (в текущем году только в апреле 2012 года исследовано 6 проб водопроводной воды – только из водоисточников: по 2 пробы из скважин по <адрес> и <адрес>, 2- д. Гущино, 2 – д. Кирсановка, контроль качества водопроводной сети в разводящих сетях не проводился, при нормативе исследований их из скважин ежеквартально по микробиологическим, органолептическим, обобщенным показателям; в разводящей сети – не менее 2 проб в месяц по микробиологическим и органолептическим показателям); 2) своевременно не устраняются технические нарушения, которые могут негативно повлиять на качество воды, в частности, в с. Шипицыно 1 типовая колонка заменена на вывод шланговых соединений, информация об аварийных ситуациях на водопроводных сетях не сообщается в санитарную службу (данные фиксируются в журнале учета аварийных ситуаций); 3) проба воды из головных сооружений по <адрес> не отвечает гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям (ОКБ, ТКБ), мутности – протокол № 1949 от 05.08.2012, проба воды из колонки по <адрес>, не отвечает гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям (ОКБ, ТКБ), санитарно-химическим показателям - мутности, хлоридам, нитратам, аммонийному азоту, нитратам, цветности – протокол № 1950 от 05.08.2012, экспертное заключение от 31.08.2012 № 238 КГ/адм/лаб; 4) не оборудованы надскважинные павильоны в водоразборных скважинах с. Шипицыно, территории зон санитарной охраны не спланированы, скважины огорожены без учета требований к размерам поясов зон санитарной охраны.
В судебное заседание представитель правонарушителя ООО «Аква», будучи надлежащим образом уведомленным о дне рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки не известил, об отложении дела не просил.
Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Саргатском районе, по доверенности, Мубаракшина И.В. в судебном заседании подтвердила обоснованность составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Аква», просила привлечь ООО «Аква» к административной ответственности.
Выслушав представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Саргатском районе, изучив материалы дела об административном правонарушении: определение № 199/б/12 от 07.09.2012 о передаче протокола и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности; протокол об административном правонарушении № 247Б от 06.09.2012; объяснение директора ООО «Аква» Зайцева Г.А.; определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 02.08.2012; определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 02.08.2012; определение о назначении экспертизы качества воды от 02.08.2012; протокол осмотра принадлежащих ООО «Аква» водопроводных сетей, согласно которому скважины не имеют надскважинных павильонов, территории зон санитарной охраны скважин не спланированы, огораживание скважин проведено без учета требований к размерам первых поясов зон санитарной охраны (занижено расстояние от скважин до изгороди); 1 типовая водоразборная колонка на водопроводных сетях отсутствует, заменены на выводы шланговых соединений; объяснение директора ООО «Аква» от 02.08.2012; экспертное заключение по результатам лабораторных исследований от 31.08.2012 № 238 КГ/адм/лаб, из которого следует неудовлетворительное качество проб воды, отобранных 02.08.2012 из головных сооружений по <адрес>, водопроводной колонки по <адрес>, по микробиологическим показателям (ОКБ, ТКБ), мутности, свидетельствующие о возможности кратковременного эпизода загрязнения воды вирусами; протоколы испытаний от 04.08.2012 № 1936 и № 1937, согласно которым питьевая вода из водонапорной башни, расположенной по <адрес>, и водопроводной колонки по <адрес>, содержат общие колиформные и термотолерантные колиформные бактерии в количестве 10 и 17 КОЕ в 100 мл. (соответственно), при допустимой величине, не допускающей наличие КОЕ в воде; журнал учета аварийных ситуаций; учредительные документы ООО «Аква» и иные материалы дела, суд находит, что действия ООО «Аква» обоснованно квалифицированы по ст. 6.5. КоАП РФ - по признаку нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно ст. 18 указанного Закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 19 названного Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Частью 3 статьи 39 вышеуказанного Закона установлена обязательность соблюдения санитарных правил для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 2.5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24 (далее – СанПиН), при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр Госсанэпиднадзора. Юридическое лицо, осуществляющее производственный контроль качества питьевой воды, также обязано немедленно информировать центр госсанэпиднадзора о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам.
Пунктом 3.1. и 3.2. указанных СанПиН установлено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В силу пункта 3.3. СанПиН безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, согласно которым в 100 мл. воды термотолерантные колиформные бактерии и общие колиформные бактерии должны отсутствовать.
Из содержания пунктов 4.2., 4.3., 4.5. СаиПиН следует, что производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе, в соответствии с которой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети: из скважин - ежеквартально (по сезонам года) по микробиологическим, органолептическим, обобщенным показателям; в разводящих сетях – не менее 2 проб в месяц по микробиологическим и органолептическим показателям.
Согласно пунктов 1.4, 3.2.1.1., 3.2.1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, согласно Устава ООО «Аква» видами деятельности Общества являются: оказание услуг населению по снабжению водой; сбор, очистка и распределение воды; прокладка, содержание и ремонт водопроводов.
ООО «Аква» осуществляет обеспечение населения Шипицынского сельского поселения питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением с нарушением вышеприведенных санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.
Таким образом, действия ООО «Аква» правильно квалифицированы по ст. 6.5. КоАП РФ - по признаку нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «Аква», предусмотренных ч. 1 ст. 4.2. и ч. 1 ст. 4.3. КоАП РФ, суд по делу не усматривает.
При назначении административного наказания суд также учитывает характер и обстоятельства совершения правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 3.12. КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьёй только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Суд признаёт, что в данной ситуации менее строгий вид административного наказания – административный штраф сможет обеспечить достижение целей административного наказания ООО «Аква», поскольку, как следует из пояснений представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Саргатском районе Мубаракшиной И.В., в настоящее время угрозы для здоровья жителей Шипицынского сельского поселения нет, а административное приостановление деятельности ООО «Аква» может повлечь приостановление водоснабжения населения с. Шипицыно, что недопустимо.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 ч.1 п. 1 и 29.10 ч.1 КоАП РФ, судья
постановил:
Общество с ограниченной ответственностью «Аква» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит зачислению на счёт получателя УФК по Омской области (Управление Роспотребнадзора по Омской области), <данные изъяты>.
Постановление одновременно является исполнительным документом.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Судья Н.Ю. Андреева