Решение по иску Видяевой В.А. о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения



Дело № 2-174/2011                                                                                                                         

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

        с. Большое Игнатово                                                    20 декабря 2011 года                                                       

        Большеигнатовский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Вершинина М.Б., с участием истицы Видяевой В.А., представителя истицы, действующей на основании п.6 ст.53 ГПК РФ ФИО1., представителя ответчика - Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия» Левщановой И.А., действующей на основании доверенности, при секретаре судебного заседания Марюшкиной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Видяевой Валентины Алексеевны к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия» о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,

установил:

        Видяева В.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия» о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В обоснование иска указала, что 26.05.2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. По мнению ответчика, ее стаж на дату обращения составил 24 года 6 месяцев 13 дней). В специальный стаж в календарном исчислении включен (кроме прочих периодов, которые не оспариваются) отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 17.01.1990 года по 15.01.1992 года.

С данным решением она не согласна и просит суд признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ в части включения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 17.01.1990 года по 15.01.1992 года. Обязать ответчика данный период включить в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении один год работы за один год и три месяца. Обязать ответчика назначить ей пенсию с 26.05.2011 года, а также взыскать возврат госпошлины.

В судебном заседании истица Видяева В.А. исковые требования, поддержала полностью, по основаниям изложенным в исковом заявлении, просила суд иск удовлетворить.

        Представитель истицы ФИО1. в судебном заседании исковые требования истицы доверителя также поддержала дополнительно объяснив, что на момент обращения истицы в ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе РМ», с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, специальный стаж истицы составил более 25 лет.

       Представитель Государственного Учреждения - «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия» Левщанова И.А. иск не признала. Считает решение ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе РМ» обоснованным и отказ истице в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы - 25 лет законным. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

        Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает исковые требования Видяевой В.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

        Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, законодатель на федеральном уровне определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод граждан гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав всех лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности, независимо от возраста.

Судом установлено, что 26.05.2011 года Видяева В.А. обратилась в ГУ - «Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе РМ» с заявлением о назначении трудовой пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья в сельской местности и поселках городского типа в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по причине отсутствия требуемого специального стажа (на день обращения у Видяевой В.А. установлено 24 года 06 мес. 13 дней специального стажа).

Суд считает отказ Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия» в назначении Видяевой В.А. досрочной трудовой пенсии по старости за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 названной нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 №449) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;

б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом, льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Решением ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе РМ» от ДД.ММ.ГГГГ истице в специальный стаж в календарном исчислении включен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 17.01.1990 года по 15.01.1992 года.

Суд считает, что ответчиком - ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе РМ» отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в указанный период истице Видяевой В.А. подлежит зачету в льготном исчислении стажа работы (как один год работы за один год и три месяца) по следующим основаниям.

         В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального Закона №173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

До принятия Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, действовали Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» и Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет». Пунктом 2 данного Постановления от 06.09.1991 г. № 464 было предусмотрено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год 3 месяца.

Исходя из смысла приведенной нормы, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 17.01.1990 года по 15.01.1992 года в период работы истицы медсестрой тубкабинета Большеигнатовской районной больницы, находящейся в сельской местности, должны быть засчитаны с применением льготного порядка (один год за один год и 3 месяца).

        Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В соответствии с п. 5 этих же Правил в стаж также включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных отпусков, включая дополнительные.

        В соответствии со ст. 165 КЗоТ РСФСР женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью пятьдесят шесть календарных дней до родов и пятьдесят шесть календарных дней после родов с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию.

        Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР женщине по ее заявлению предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

        Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» в целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.

          Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06 июля 1982 года № 156/10-30 утверждено разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет» в соответствии с которым время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

       Согласно Постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС № 677 от 22 августа 1989 года «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличена до достижения ребенком возраста трех лет. Здесь же указано, что дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

        Из смысла пункта 7 Постановления Госкомтруда ССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11 следует, что во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время отпуска по уходу за ребенком учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены отпуска.

        Из свидетельства о рождении серии следует, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>, и в графе родители его матерью записана - Видяева Валентина Алексеевна (л.д.11).

        В периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет истица была временно нетрудоспособна, получала пособие по государственному социальному страхованию, что является гарантией продолжения трудовых отношений.        

Из записей трудовой книжки следует, и не оспаривается ответчиком, что в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 17.01.1990 года по 15.01.1992 года истица занимала должность медсестры тубкабинета Большеигнатовской райбольницы (л.д.9-10).

Муниципальное учреждение здравоохранения «Большеигнатовская ЦРБ» является медицинским учреждением и находится в сельской местности в селе Большое Игнатово. Согласно статье 1 Закона Республики Мордовия от 01.12.2004 года № 96-З «Об установлении границ муниципальных образований Большеигнатовского муниципального района, Большеигнатовского муниципального района и наделения их статусом сельского поселения и муниципального района» (с изменениями от 12.03.2010 года), где установлены границы в соответствии с их картографическим описанием и муниципальное образование Большеигнатовского муниципального района - Большеигнатовское сельское поселение с административным центром в селе Большое Игнатово наделено статусом сельского поселения.        

Таким образом, суд пришел к выводу, что спорный период подлежит исчислению в льготном порядке как один год работы за один год и три месяца.

На момент обращения в ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия 26.05.2011 года специальный стаж Видяевой В.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, с учетом зачтенных пенсионным органом периодов её работы (24 года 6 месяцев 13 дней) и включаемого судом периода (в льготном исчислении) составляет более 25 лет.

Оценивая имеющиеся по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что решение ответчика, в части отказа истице в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа на день обращения, является незаконным.

В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку специальный стаж истицы с учетом включенного периода составляет на дату обращения её с заявлением о назначении пенсии в ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе РМ» свыше 25 лет, суд считает необходимым обязать ответчика назначить Видяевой В.А. пенсию с даты обращения в пенсионный орган, то есть с 26.05.2011 года.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В связи с этим с ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу истицы подлежит взыскание уплаченной ей при подаче искового заявления государственной пошлины.

        На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

        исковые требования Видяевой Валентины Алексеевны к Государственному учреждению - «Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия» о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, удовлетворить.

Решение Государственного учреждения - «Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Видяевой Валентине Алексеевне в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признать частично незаконным.

        Обязать Государственное Учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия» включить Видяевой Валентине Алексеевне в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 17.01.1990 года по 15.01.1992 года в льготном исчислении один год работы за один год и 3 месяца.

        Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия» назначить Видяевой Валентине Алексеевне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 26.05.2011 года.

       Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Видяевой Валентины Алексеевны в качестве возврата государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.

       Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня принятия судом решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Большеигнатовский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий     М.Б. Вершинин

Решение в окончательной форме вынесено 21.12.2011 года.