Дело № 2-54/2012 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Большое Игнатово 19 апреля 2012 года Большеигнатовский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Вершинина М.Б., с участием заместителя прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия Сарайкина А.И., Карповой М.А., представителя ответчика - администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия Киреевой Т.М., действующей на основании доверенности, при секретаре судебного заседания Нораевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов Карповой (Савельевой) М.А. к администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения, установил: Прокурор Большеигнатовского района Республики Мордовия обратился в суд в интересах Карповой М.А. с иском к администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения. В обоснование иска указал, что прокуратурой Большеигнатовского района Республики Мордовия проводилась проверка соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При проверке было установлено, что Карпова М.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решениями Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 00.00.0000. и от 00.00.0000. ее мать и отец в отношении дочери лишены родительских прав. В 2010 году Карпова М.А. окончила <данные изъяты> После окончания обучения в указанном образовательном учреждении Карпова М.А. не была обеспечена жильем. Свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии ей не выдавалось. Постановлением Главы администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия от 00.00.0000. № Карпова М.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в очередь на улучшение жилищных условий. В настоящее время Карпова М.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, а фактически она проживает по адресу: <адрес> Прокурор считает, что Карпова М.А. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Жилищное законодательство не признает основанием к отказу в иске наличие списка лиц - внеочередников, обладающих аналогичной льготой и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями. Все они имеют одинаковую юридическую возможность на внеочередное получение жилого помещения. Эта возможность (субъективное право) возникает с момента принятия на учет и по их требованию должна быть реализована. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий. Просит суд обязать администрацию Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Карпову М.А. по месту жительства вне очереди жилой площадью не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека. Взыскать с ответчика в местный бюджет государственную пошлину. В судебном заседании заместитель прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия Сарайкин А.И. исковые требования поддержал по тем основаниям, что указанны в иске, дополнительно пояснил, что требования прокурора ответчиком должны быть исполнены в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда. В судебном заседании КарповаМ.А. исковые требования прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия, заявленные в её интересах поддержала, просила суд их удовлетворить. Представитель ответчика - юрисконсульт администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия Киреева Т.М, в судебном заседании не оспаривая законность исковых требований прокурора, указала на отсутствие денежных средств в бюджете района. Министерство образования Республики Мордовия, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика о времени и месте рассмотрения дела было извещено своевременно и надлежащим образом, представило письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя. Одновременно сообщает, что по данным, представленным администрацией Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия Карпова М.А. состоит на учете нуждающихся в обеспечении жильем, так как в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Карпова М.А. приобрела право на обеспечение жилым помещением. Согласно статье 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания. Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд считает, исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно статье 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 вышеназванного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Статьями 6 и 10 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями: 1) учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; 3) предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма (далее - государственные полномочия). Финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия. В соответствии со статьей 5 вышеназванного Закона норма предоставления общей площади жилого помещения составляет 33 квадратных метра. Из свидетельства о рождении следует, что Савельева М.А. родилась 00.00.0000. в <адрес> Матерью и отцом записаны ФИО1 и ФИО2, соответственно (л.д.5). Решением Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 00.00.0000. ФИО1 лишена родительских прав в отношении дочери - Савельевой М.А., 00.00.0000. года рождения (л.д.6,7). Согласно решению Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 00.00.0000. ФИО2 лишен родительских прав в отношении дочери - Савельевой М.А., 00.00.0000. года рождения (л.д.8,9). Из протокола заседания жилищной комиссии при администрации Большеигнатовского муниципального района №20 от 22.03.2008 года следует, что Савельева М.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в очередь на получение жилой площади (л.д.10). Постановлением главы администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия от 16.04.2008 года № 97 утверждено решение жилищной комиссии о постановке Савельевой на очередь на улучшение жилищных условий (л.д.27). Из справки № 55 от 11.03.2012 года, выданной жилищной комиссией администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия следует, что Карпова (Савельева) М.А. 00.00.0000. года рождения, действительно состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 22.03.2008 года и не являлась получательницей свидетельства о предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий на территории Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия (л.д.23). Из свидетельства о заключении брака №, выданного 00.00.0000. следует, что Савельева М.А. и ФИО3 заключили брак 00.00.0000. после чего жене присвоена фамилия Карпова (л.д.14). Согласно паспорту №, Карпова М.А., 00.00.0000. года рождения зарегистрирована по адресу: <адрес>. (л.д.4). Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 14 марта 2012 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах ФКарповой М.А., 00.00.0000. года рождения на объекты недвижимого имущества (л.д.24). Из справки, выданной ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» филиал по Республике Мордовия Большеигнатовского производственного участка от 11.03.2012 № 31 следует, что Карпова (Савельева) М.А., зарегистрированной жилой недвижимости по Большеигнатовскому району Республики Мордовия не имеет, сделок по отчуждению жилья за последние пять лет, зарегистрированных по Большеигнатовскому району Республики Мордовия нет (л.д.18). На основании установленных обстоятельств по делу суд приходит к выводу, что Карпова (Савельева) М.А. 00.00.0000. года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании образовательного учреждения закрепленного жилого помещения не имеет, то есть имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, установленном вышеназванными нормами права. Таким образом, суд считает, что исследованными в ходе судебного заседания доказательствами доводы прокурора района нашли свое подтверждение и поэтому имеются все основания для удовлетворения искового требования об обязании администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия предоставления ей жилого помещения. В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, администрация Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия освобождается от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов Карповой (Савельевой) М.А. к администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения удовлетворить. Обязать администрацию Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить Карпову (Савельеву) М.А. 00.00.0000. года рождения по месту жительства вне очереди жилой площадью не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его принятия, через Большеигнатовский районный суд Республики Мордовия. Судья М.Б. Вершинин