Дело № 2-108/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Большое Игнатово 15 июня 2012 г. Большеигнатовский районный суд Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Максимова В.А., при секретаре судебного заседания Тутуркиной А.А., с участием истицы Абушевой Е.И., представителя истца Шукшиной И.А., представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия Левщановой И.А., действующей на основании доверенности № 1 от 10.01.2012 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абушевой Е.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, УСТАНОВИЛ: Абушева Е.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, обосновав исковые требования тем, что 10.04.2012 г. она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением ответчика № 54 от 17.04.2012г. ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы 25 лет (по мнению ответчика, стаж на дату обращения 10.04.2012 г. составил 24 года 3 месяца 14 дней). В специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев включен (кроме прочих периодов, которые она не оспаривает) период работы в должности медицинской сестры хирургического отделения <данные изъяты> с 02.06.1992 г. по 15.06.1995 г. С данным решением она не согласна по следующим основаниям: В данный период ее работы (до 01.11.1999 года) действовало постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», пунктом 2 которого установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров... - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. Кроме того, пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено «Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 1 год работы в сельской местностиили поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке». Ответчик применил к данному периоду работы льготное исчисление стажа за работу в отделении хирургического профиля стационара один год работы за один год и 6 месяцев. Но почему-то не засчитал ей оспариваемые периоды работы ещё дополнительно в льготном исчислении один год работы за один год и 3 месяца как за работу в сельской местности. Хотя <данные изъяты> находится на территории села <данные изъяты> и обслуживает сельское население. Просит признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия № 54 от 17.04.2012г. в части включения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев периода работы с 02.06.1992г. по 15.06.1995г. в должности медицинской сестры хирургического отделения <данные изъяты>; обязать ответчика период работы с 02.06.1992г. по 15.06.1995г. в должности медицинской сестры хирургического отделения <данные изъяты> включить в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев и ещё дополнительно один год работы за один год и 3 месяца; обязать ответчика назначить ей пенсию с 10.04.2012г.; взыскать с ответчика в ее пользу возврат государственной пошлины в размере 200 рублей. В судебном заседании истица Абушева Е.И. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить. Представитель истца Шукшина И.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия № 54 от 17.04.2012 г. Абушевой Е.И. неправомерно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, из-за отсутствия специального стажа работы 25 лет. Период работы Абушевой Е.И. с 00.00.0000 по 00.00.0000 в качестве медсестры в хирургическом отделении <данные изъяты> на основании п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 засчитан в специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один год шесть месяцев. Но ответчиком не включил в специальный стаж работы данный период работы в льготном исчислении, один год работы за один год и три месяца, как за работу в сельской местности. Хотя <данные изъяты> находится на территории села <данные изъяты>, которое относится к сельской местности, и обслуживает сельское население. Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия Левщанова И.А. исковые требования не признала. Суду пояснила, что работа Абушевой Е.И. с 02.06.1992 г. по 15.06.1995 г. в качестве медсестры в хирургическом отделении <данные изъяты> при подсчете специального стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, исчислена как 1 год работы за 1 год 6 месяцев. Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 предусмотрено, что работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 не предусмотрено сложение двух льгот. Следовательно, льготное исчисление стажа возможно только по одному основанию, поэтому период работы Абушевой Е.И. с 02.06.1992 г. по 15.06.1995 г. подлежит зачету в стаж только с применением правил абзаца 3 пункта 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшего в спорный период. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии со ст.19 Конституции РФ, равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Согласно п. 1 п.п. 20 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы. В силу Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет медицинских работников, может производиться по условиям и нормам, установленным в нормативных актах, действовавшим до вступления в силу Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предполагает возможность при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применять порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, действовавший до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» N 340-1 от 20.11.90 г. (утратил силу с 01.01.2002 г.) было определено, что пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, включает врачей и средний медицинский персонал лечебно - профилактических учреждений независимо от наименования должности. В ст.1 Закона Республики Мордовия от 1 декабря 2004 г. N 96-З «Об установлении границ муниципальных образований Большеигнатовского муниципального района, Большеигнатовского муниципального района и наделении их статусом сельского поселения и муниципального района» муниципальное образование Большеигнатовского муниципального района - Большеигнатовское сельское поселение с административным центром в селе Большое Игнатово наделено статусом сельского поселения. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 01 марта 2010 г. № 73 «Об утверждении перечня населенных пунктов на территории Республики Мордовия, относящихся к сельской местности» установлено, что к сельской местности на территории Республики Мордовия относятся все населенные пункты сельских поселений. Из трудовой книжки серии № на имя Абушевой Е.И. следует, что она 02.06.1992 г. принята медсестрой хирургического отделения <данные изъяты>; 10.03.1998 г. переведена дезинфектором райбольницы (л.д.5-6). Из решения № 54 от 17.04.2012 г. ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском районе РМ следует, что специальный стаж заявителя Абушевой Е.И. по состоянию на 10.04.2012 г. составил 24 года 3 месяца 14 дней. В специальный стаж включены периоды работы с 27.03.1988 г. по 02.10.1988 г. (за 1 год работы как 1 год и 3 месяца); с 11.10.1988 г. по 31.03.1989 г. (за 1 год работы как 1 год и 3 месяца); с 01.05.1989 г. по 21.07.1989 г. (за 1 год работы как 1 год и 3 месяца); с 22.07.1989 г. по 10.11.1989 г. (в календарном исчислении); с 11.11.1989 г. по 12.02.1992 г. (за 1 год работы как 1 год и 3 месяца); с 13.02.1992 г. по 24.03.1992 г. (за 1 год работы как 1 год и 3 месяца); с 02.06.1992 г. по 15.06.1995 г. (за 1 год работы как 1 год и 6 месяца); с 16.06.1995 г. по 02.11.1995 г. (в календарном исчислении); с 10.03.1998 г. по 29.03.1998 г. (за 1 год работы как 1 год и 3 месяца); с 04.04.1998 г. по 31.10.1999 г. (за 1 год работы как 1 год и 3 месяца); с 01.11.1999 г. по 10.04.2012 г.(в календарном исчислении) (л.д.8-10). В судебном заседании установлено, что ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском районе РМ правомерно зачло в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период работы Абушевой Е.И. с 02.06.1992 г. по 15.06.1995 г. в должности медицинской сестры хирургического отделения <данные изъяты> как один год работы за один год и 6 месяцев. Однако, абз. 2 п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшего в спорный период, предусматривалось исчисление выслуги указанным в Списке работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, один год работы в сельской местности считать за один год и 3 месяца. <данные изъяты>, в которой работает Абушева Е.И., расположена в <данные изъяты>, которое имеет статус сельского поселения. Поэтому спорный период работы истицы Абушевой Е.И. с 02.06.1992 г. по 15.06.1995 г. в качестве медсестры хирургического отделения Большеигнатовской центральной районной больницы подлежит исчислению с применением обоих вышеуказанных льгот: за работу в сельской местности и за работу в должности медсестры хирургического отделения, то есть как один год работы за один год девять месяцев. На момент обращения Абушевой Е.И. 10.04.2012 года с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, она имеет необходимый специальный стаж в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья в учреждениях здравоохранения превышающий 25 лет, что является основанием к признанию за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья в учреждениях здравоохранения. В связи с этим, суд считает необходимым признать решение Управления Пенсионного фонда России в Большеигнатовском районе Республики Мордовия № 54 от 17.04.2012 года об отказе Абушевой Е.И. в назначении досрочной пенсии по старости, незаконным. Доводы представителя ответчика Левщановой И.А. о том, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 не предусмотрено сложение двух льгот являются несостоятельными. Российское законодательство направлено на предоставление льгот работникам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Постановление Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», не исключает возможность одновременного применения двух льгот. Кроме того, ныне действующее законодательство, а именно, абз. 4 п. 5 Правил от 29.10.2002 г. N 781 также допускает возможность применения льготного порядка исчисления стажа одновременно по нескольким основаниям. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Абушевой Е.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, удовлетворить. Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия № 54 от 17.04.2012г. в части включения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев периода работы с 02.06.1992г. по 15.06.1995г. в должности медицинской сестры хирургического отделения <данные изъяты>. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж работы Абушевой Е.И., необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период работы с 02.06.1992г. по 15.06.1995г. в должности медицинской сестры хирургического отделения <данные изъяты> в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев, а также один год работы за один год и три месяца. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Абушевой Е.И. пенсию с 10.04.2012г. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Абушевой Е.И. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Большеигнатовский районный суд Республики Мордовия. Председательствующий: В.А. Максимов СПРАВКА: Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 21 августа 2012 года данное решение отменено принято новое решение, которым в удовлетворении иска Абушевой Е.И. к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Большеигнатовском районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, отказано. Определение суда апелляционной инстанции вступило в законную силу. Согласно п.1 ст.19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно копии заявления о назначении пенсии, Абушева Е.И. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском районе РМ 10.04.2012 года (л.д.21-25), следовательно, трудовая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда ей должна быть назначена со дня ее обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, с ответчика подлежат взысканию в пользу Абушевой Е.И. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.