РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «16» июля 2010 года с. Большая Глушица Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе председательствующего Тарабариной О. В., при секретаре Романовской С. Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по заявлению прокурора Большеглушицкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – Администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области по исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, установил: Прокурор Большеглушицкого района Самарской области обратился в суд с заявлением, в котором просит суд признать бездействие органа местного самоуправления - Администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области в части непринятия мер по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным и обязать Администрацию муниципального района Большеглушицкий Самарской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения санитарно-эпидемиологического состояния в соответствии с действующим законодательством, а именно, - оградить участок территории сливной станции, заасфальтировать подъездные пути, а также обустроить сливную станцию максимально механизировано и герметизировано. В судебном заседании прокурор Айтасов А. А. уточнил заявленные требования, просил признать бездействие органа местного самоуправления - Администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области в части непринятия мер по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным и обязать Администрацию муниципального района Большеглушицкий Самарской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, прекратить эксплуатацию канализационной сливной станции. Представитель Администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области Семёнова Л. В. (по доверенности от 28.12.2009 г. №3351) с заявленными требованиями (с учётом их уточнения) согласилась. Представители МУП ПОЖКХ Большеглушицкого района Самарской области Белоусов Д. Б. (по доверенности от 07.06.2009 г.), МУП ЖЭК №1 Крючин М. П. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить. Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в Нефтегорском районе в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен, представлено ходатайство от 15.07.2010 г. №23-04/641 о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, а также об уточнении требований, заявленных прокурором, в котором Управление просит обязать Администрацию муниципального района Большеглушицкий Самарской области устранить нарушения санитарного законодательства, а именно, прекратить эксплуатацию канализационной сливной станции. Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения прокурора Айтасова А. А., представителя Администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области Семёновой Л. В., представителей МУП Большеглушицкого района Самарской области - ПОЖКХ Белоусова Д. Б. и ЖЭК №1 Крючина М. П., считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарное законодательство основывается на Конституции РФ и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Санитарными правилами являются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст. 1 Закона). Статьей 12 указанного закона установлено, что при решении вопросов размещения объектов и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции объектов инженерной инфраструктуры должны соблюдаться санитарные правила. Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам (п. 3 ст. 12 Закона). Согласно п. 2.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом №52-ФЗ от 30.03.1999 г. вокруг объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования – санитарно-защитная зона. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. Размер санитарно-защитной зоны от сливных станций установлен п. 4 Раздела 7.1.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и составляет 300 м. В соответствии с пунктом 1 Санитарных правил устройства и содержания сливных станций, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 10.01.1975 г. №1216-75 сливные станции предназначены для приема и спуска в канализационную сеть жидких отбросов из неканализованных домовладений. В ходе проведенной прокуратурой Большеглушицкого района совместной проверки было установлено, что расстояние от сливной станции на пересечении улиц Зелёная, Медиков и Хлебной с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области до жилых домов по ул. Хлебная, Большеглушицкого Пансионата ветеранов войны и труда и Центральной районной больницы составляет менее 100 м, указанная станция эксплуатируется и ежедневно ассенизационный транспорт организаций МУП ПОЖКХ муниципального района Большеглушицкий и МУП ЖЭК №1 сливает туда жидкие бытовые отходы (отбросы) объемом до 200 куб. м/сутки; санитарно-эпидемиологическое заключение на земельный участок под строительство данной сливной станции не оформлялось. Следовательно, при выборе земельного участка, строительстве и эксплуатации сливной станции на пересечении улиц Зелёная, Медиков и Хлебной с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области нарушены требования санитарного законодательства, что создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 года №52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. В соответствии с пунктом 7 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Также, согласно пункту 7 ст. 6 Устава муниципального района Болыпеглушицкий Самарской области, к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района Большеглушицкий. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование (п. 2 ст. 24 Закона РФ №52-ФЗ). Согласно пункта 1 ст. 24 Федерального Закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами. Таким образом, судом установлено, что Администрацией муниципального района Большеглушицкий не исполняются указанные требования санитарно- эпидемиологического законодательства, в результате чего повышается риск возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), тем самым создается угроза жизни и здоровью граждан, проживающих на территории муниципального района Большеглушицкий (неопределенного круга лиц), что противоречит требованиям действующего законодательства и является недопустимым. Как следует из пояснений представителя Администрации, ими в настоящее время проводится работа по устранению выявленных нарушений, на ближайшее заседание Собрания представителей вынесен вопрос о выделении денежных средств на обустройство сливной станции в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - Администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области в части непринятия мер по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Обязать Администрацию муниципального района Большеглушицкий Самарской области устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и прекратить эксплуатацию сливной станции на пересечении улиц Зелёная, Медиков и Хлебной с. Большая Глушица Большеглушицкого района Самарской области. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Большеглушицкий районный суд в течение 10 дней со дня его принятия. Судья: подпись Копия верна Судья Большеглушицкого районного суда: О. В. Тарабарина