по заявлению прокурора в защиту неопределнного круга лиц о признании незаконным бездействия главы муниципального района Большеглушицкий и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«11» апреля 2011 года                                                                с. Большая Глушица

      Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе председательствующего Тарабариной О. В.,

при секретаре Романовской С. Е.,

с участием прокурора Курамшина Р. Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Большеглушицкого района в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы муниципального района Большеглушицкий Самарской области и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Большеглушицкого района Самарской области обратился в суд с заявлением, в котором просит признать бездействие главы муниципального района Большеглушицкий Самарской области незаконным и обязать главу муниципального района Большеглушицкий Самарской области устранить выявленные нарушения требований федерального законодательства «О противодействии коррупции», принять меры к разработке и утверждению в соответствии федеральным законом о противодействии коррупции, Указами Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. №559, от 21.09.2009 г. №1065, национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации от 31.07.2008 г. №Пр-1568, нормативные правовые акты, устанавливающие: Перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруги) и несовершеннолетних детей; Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; Положение о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, а также о проверке соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанности и соблюдения требований к служебному поведению; Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений.

В судебном заседании прокурор Курамшин Р. Ш. заявленные требования уточнил, просил признать бездействие главы муниципального района Большеглушицкий Самарской области незаконным, в связи с принятием указанных в заявлении актов после подачи заявления в суд (а именно, принятием Перечня должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруги) и несовершеннолетних детей; Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; Положения о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, а также о проверке соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанности и соблюдения требований к служебному поведению; Порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего муниципального района к совершению коррупционных правонарушений) не возлагать соответствующие обязанности на главу муниципального района.

Представитель заинтересованного лица Шалимова Ю. В. заявленные требования с учетом их уточнения признала.

       Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения прокурора Курамшина Р. Ш., представителя Заинтересованного лица - Шалимовой Ю. В. считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Прокуратурой Большеглушицкого района проведена проверка соблюдения главой муниципального района Большелушицкий Самарской области требований федерального законодательства, а именно, Федерального закона РФ от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в ходе которой выявлены нарушения закона.

Статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» мерами по профилактике коррупции являются, в том числе, предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной и муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представленных указанными гражданами; установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В соответствии с требованиями ст. 8 Закона №273-ФЗ гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. №559 утверждено Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в соответствии с которыми органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться при разработке положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 №557 утвержден Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Пунктом 3 данного Указа органам местного самоуправления рекомендовано до 01.09.2009 года определить должности, при назначении на которые граждане, и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга), несовершеннолетних детей.

Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 №1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.

В соответствии с п. 6 Указа органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими, а также о проверке соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 9 Закона муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц, в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

Отсутствие указанных правовых актов идет в разрез с проводимой в Российской Федерации антикоррупционной политикой в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации от 31.07.2008 №Пр-1568.

В нарушение указанных требований федерального законодательства о противодействии коррупции на момент проверки данным органом местного самоуправления, не были разработаны и утверждены нормативные правовые акты, устанавливающие: Перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которыеграждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлятьсведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; Положение о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, а также о проверке соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанности и соблюдения требований к служебному поведению; Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений, что подтверждается соответствующим объяснением главы района.

Отсутствие указанных нормативных правовых актов нарушает интересы неопределенного круга лиц, которых данные проблемы коррупции в органах власти затрагивают непосредственным образом.

Принятие именно указанных положений в расширенном варианте, позволит полностью исключить коррупционные проявления, предоставит гражданам равные возможности в реализации своих прав, исключит превышение, злоупотребление своих полномочий должностными лицами.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования: входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию.

Допущенные нарушения закона стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения требований федерального законодательства о противодействии коррупции, слабого ведомственного контроля со стороны главы муниципального района Большеглушицкий.

Частью 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Непринятие указанных нормативных правовых актов нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку нарушаются конституционные права и свободы граждан, что противоречит требованиям действующего законодательства и является недопустимым.

Однако, как было установлено в судебном заседании, после подачи данного заявления в суд главой муниципального района Большеглушицкий выявленные в ходе указанной проверки нарушения были устранены, что подтверждается принятыми актами от 08.04.2011 г.

При указанных обстоятельствах, заявленные прокурором требования с учетом уточнения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

      Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

       Признать незаконным бездействие главы муниципального района Большеглушицкий Самарской области в части непринятия мер по разработке и утверждению нормативных правовых актов в соответствии федеральным законом о противодействии коррупции, Указами Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. №559, от 21.09.2009 г. №1065, национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации от 31.07.2008 г. №Пр-1568.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Большеглушицкий районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья подпись

Решение вступило в законную силу «22» апреля 2011 года

Копия верна                               Судья

        Секретарь