РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «17» июня 2011 года с. Большая Глушица Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе председательствующего Тарабариной О. В., при секретаре Романовской С. Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-230/2011 по иску прокурора Большеглушицкого района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области и МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №4 «Колосок» муниципального района Большеглушицкий Самарской области о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест, УСТАНОВИЛ: Прокурор Большеглушицкого района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит обязать МДОУ детский сад №4 «Колосок» провести аттестацию рабочих мест, а Администрацию муниципального района Большеглушицкий - обеспечить проведение аттестации рабочих мест по охране труда в МДОУ детский сад №4 «Колосок», т. е. осуществить финансирование указанных мероприятий в срок до 01.09.2011 года. В судебном заседании прокурор Гришина О. И. исковые требования уточнила, просила обязать МДОУ детский сад №4 «Колосок» провести аттестацию рабочих мест, а Администрации муниципального района Большеглушицкий - обеспечить проведение аттестации рабочих мест по охране труда в МДОУ детский сад №4 «Колосок», т. е. осуществить финансирование указанных мероприятий. Представитель ответчика - Администрации муниципального района Самарской области Прилепкина М. В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №№) исковые требования с учетом их уточнения признала, просила их удовлетворить. Представитель ответчика - МДОУ детский сад №4 «Колосок» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал. Представитель третьего лица - Южного управления Министерства образования и науки Самарской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика - МДОУ детский сад №4 «Колосок» и третьего лица - Южного управления Министерства образования и науки Самарской области. Суд, заслушав пояснения прокурора Гришиной О. И., представителя Администрации муниципального района Большеглушицкий Прилепкиной М. В., исследовав материалы дела, считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению. Судом установлено, что прокуратурой Большеглушицкого района проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в части проведения аттестации рабочих мест в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида №4 «Колосок», в ходе которой установлено, что в нарушение требований федерального законодательства в данном образовательном учреждении не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Согласно ст. 209 ТК РФ под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Трудовым законодательством обязанность по охране труда возложена на работодателя (ст. 212 ТК РФ), где помимо иного работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Министерством труда и социального развития №12 от 14.03.1997 г., действовавшим до 01.09.2008 года, в п. 1.5, закреплялось, что сроки проведения аттестации устанавливаются организацией, исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних изменений. В силу положений п. 5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №569 от 31.08.2007 г., вступившего в силу с 01.09.2008 г., сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет. Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п. 7 Порядка). Согласно п. 2 Порядка аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. В нарушение требований ст. 212 ТК РФ, в МДОУ детский сад №4 «Колосок» аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена. В соответствии с указанными нормами, принятыми в обеспечение охраны труда, работодатель обязан провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации. При этом аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией, исходя из изменений и характера труда, не реже 1 раза в 5 лет с момента проведения последних изменений. Таким образом, в нарушение ст. 212 ТК РФ директор МДОУ детский сад №4 «Колосок» не выполняет обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Бездействие работодателя является незаконным, влечет нарушение норм охраны труда, угрожает безопасности здоровья людей. Самостоятельно МДОУ детский сад №4 «Колосок» не может устранить указанные нарушения законодательства, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием. Согласно п. 5.18. Устава МДОУ детский сад №4 «Колосок» администрация муниципального района Большеглушицкий содействует Учреждению в решении вопросов материально-технического обеспечения. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в частности, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.03. №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержатся аналогичные положения. Статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления в муниципальных районах правомочны создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа. Таким образом, МДОУ детский сад №4 «Колосок» финансируется за счет средств муниципального бюджета. Администрация муниципального района Большеглушицкий, являясь учредителем, обязана создать необходимые условия финансирования учреждения путем выделения денежных средств из местного бюджета. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Круг лиц является неопределенным, так как в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые занимают или будут занимать. Таким образом, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, признание представителями ответчиков иска не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем принимается судом. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора удовлетворить. Обязать МДОУ детский сад общеразвивающего вида №4 «Колосок» муниципального района Большеглушицкий Самарской области провести аттестацию рабочих мест, Администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области - обеспечить проведение аттестации рабочих мест по охране труда в МДОУ детский сад №4 «Колосок», т. е. осуществить финансирование указанных мероприятий. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Большеглушицкий районный суд в течение 10 дней со дня его принятия. Судья Решение вступило в законную силу «28» июня 2011 года