Решение по иску о возложении обязанности по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«16» июня 2011 года                                                              с. Большая Глушица

      Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе председательствующего Тарабариной О. В.,

при секретаре Романовской С. Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-249/2011 по иску прокурора Большеглушицкого района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Южное муниципального района Большеглушицкий Самарской области о возложении обязанности по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Большеглушицкого района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит обязать Администрацию сельского поселения Южное муниципального района Большеглушицкий Самарской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и различного мусора, расположенного в 10 метрах с левой стороны от дома №47 по ул. Комсомольская пос. Южный Большеглушицкого района Самарской области, в соответствии с Санитарными нормами и правилами.

В судебном заседании прокурор Курамшин Р. Ш. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - Администрации сельского поселения Южное муниципального района Самарской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Суд, заслушав пояснения прокурора Курамшина Р. Ш., исследовав материалы дела, считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что прокуратурой Большеглушицкого района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами на территории сельского поселения Южное муниципального района Большеглушицкий Самарской области, в ходе которой было установлено, что в 10 метрах с левой стороны от дома №47 по ул. Комсомольская пос. Южный Большеглушицкого района Самарской области. Участок местности представляет собой кучу мусора: 8 метров в длину, 7 метров в ширину. На данном участке местности бесхозяйно свалены строительные, бытовые, пищевые отходы и различный мусор, состоящий из тряпья, пластиковых бутылок, веток деревьев, бумаги, навоза, соломы, шифера (л. д. 5-9).

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.07 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Этой же статьей запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Частью 2 ст.13 Федерального закона от 24.061998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяются органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Правовые основы деятельности органов местного самоуправления установлены Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот Федеральный закон предусматривает, что территория субъектов Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского поселения могут не включаться в состав территорий поселений. Территории всех поселений, за исключением территории городских округов, а также возникающие на территории с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

Согласно ст. ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 органы местного самоуправления наделяются полномочиями в области обращения с отходами производства и потребления в зависимости от уровня муниципального образования. На уровне городских и сельских поселений органы местного самоуправления занимаются организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Непринятие мер по организации комплекса мер по сбору и вывозу бытового мусора и отходов потребления создает повышенную опасность для населения, требует принятия незамедлительных мер по устранению допущенных нарушений в целях защиты населения от болезней, а также предотвращения вредных последствий для окружающей среды.

В соответствии с п. п. 8 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждение и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно ст. 1 Закона РФ «О защите прав населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Материалы прокурорской проверки свидетельствуют о нарушении требований ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно ч. 1 которой территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц.

Выявленные нарушения со стороны сельского поселения Южное нарушают права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную и безопасную окружающую среду.

Таким образом, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, признание представителем ответчика иска не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем принимается судом.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

       Исковое заявление прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения Южное муниципального района Большеглушицкий Самарской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, расположенных в 10 метрах с левой стороны от дома №47 по ул. Комсомольская пос. Южный Большеглушицкого района Самарской области, в соответствии с Санитарными нормами и правилами.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Большеглушицкий районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья

Решение вступило в законную силу «28» июня 2011 года