РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Большеглушицкий районный суд <адрес> в составе председательствующего Тарабариной О. В., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Мокша муниципального района <адрес> и возложении обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями, у с т а н о в и л: Самарский межрайонный природоохранный прокурор в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Мокша, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическим и требованиями и обязать администрацию сельского поселения Мокша муниципального района <адрес> организовать на территории сельского поселения Мокша сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. В судебном заседании прокурор ФИО2 заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить. Представитель заинтересованного лица - Администрации сельского поселения Мокша муниципального района Самарской в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования признает. В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица. Суд, заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, считает, что заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Мокша муниципального района <адрес> и возложении обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями подлежит удовлетворению. Как установлено судом, Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами в деятельности сельского поселения Мокша муниципального района <адрес>, в ходе которой было установлено, что указанная деятельность в сельском поселении Мокша не организована в соответствии с требованиями действующего федерального природоохранного и санитарного законодательства. Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия по организации сбора и вывоза ходов и мусора отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения. Статьями 21, 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды, обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР ДД.ММ.ГГГГ №) система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта. При этом согласно пункту 2 данных Правил объектами очистки являются территории домовладений, уличные подъезды, площади, скверы, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров, с удобными подъемными путями для транспорта. Для определения числа устанавливаемых контейнеров для сбора мусора следует исходить из численности населения, норм накопления отходов и сроков их хранения. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период наибольшего их образования. В каждом населенном пункте периодичность удаления отходов и размещения мест временного их хранения согласовываются с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. В нарушение данных требований администрацией сельского поселения Мокша муниципального района <адрес> не организован сбор и вывоз отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения сельского поселения Мокша: отсутствует утвержденная схема генеральной очистки территории поселения, не организован планово-регулярный сбор и вывоз отходов с территории населенных пунктов данного поселения, не отведены в установленном порядке земельные участки под временное накопление твёрдых бытовых отходов, что приводит к захламлению территории сельского поселения Мокша несанкционированно размещенными отходами потребления, и влечет за собой неудовлетворительное санитарное состояние на территории соответствующих населённых пунктов. Нарушения требований федерального законодательства к организации сбора и удаления бытовых отходов и мусора способствуют образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами земельных участков на территории сельского поселения Мокша. Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции России, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статьёй 42 Конституции России закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную среду, право на получение достоверной информации о её состоянии и право на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане России, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации. Статьёй 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 21, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Данные права являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими, защищаются гражданским законодательством и обеспечиваются правосудием на основании статей 17, 18 Конституции России, статей 1, 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации; одним из способов защиты этих прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Учитывая, что на основании Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения земельными участками на соответствующей территории, данным спором непосредственно затронуты интересы государства - Российской Федерации, в чьей собственности находятся земли поселения до регистрации права собственности на них органами местного самоуправления. Кроме того, в силу требований части 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, муниципального образования, являются государственной собственностью. Согласно статье 262 Гражданского кодекса РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка; вместе с тем, в результате бездействия Администрации сельского поселения состояние земельных участков занятых несанкционированными свалками, ухудшается, создаётся неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на данной территории, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду. При указанных обстоятельствах требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 258, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - Администрации сельского поселения Мокша муниципального района <адрес> по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Обязать Администрацию сельского поселения Мокша муниципального района <адрес> устранить допущенные нарушения, организовать на территории сельского поселения Мокша сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, находящихся на территории сельского поселения Мокша муниципального района <адрес> в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия. Судья Решение вступило в законную силу «07» июня 2011 года