по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Администрации с/п Малая Глушица о возложении обязанности по вывозу твердых бытовых отходов и мусора.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«26» мая 2011 года                                                              с. Большая Глушица

      Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе председательствующего Тарабариной О. В.,

при секретаре Романовской С. Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-190/2011 по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области о возложении обязанности по вывозу твердых бытовых отходов и мусора,

УСТАНОВИЛ:

Самарский межрайонный природоохранный прокурор в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит обязать Администрацию сельского поселения Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области организовать вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора, накопленных на площадках временного хранения отходов в с. Малая Глушица, на специально оборудованные объекты размещения отходов.

В судебном заседании прокурор Петров Д. В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - Администрации сельского поселения Малая Глушица муниципального района Самарской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Суд, заслушав пояснения прокурора Петрова Д. В., исследовав материалы дела, считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами на территории сельского поселения Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области, в ходе которой установлено, что образующиеся в процессе жизнедеятельности население поселения бытовые отходы и мусор накапливаются на площадке временного хранения отходов в с. Малая Глушица Большеглушицкого района Самарской области.

При этом вывоз (транспортирование) накопленных отходов на объекты их размещения для последующего использования, обезвреживания, размещения, захоронения администрацией сельского поселения не производится, что является нарушением действующего федерального законодательства.

Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии с требованиями ст. ст. 21, 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территории городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.

Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия по организации сбора и вывоза отходов отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения.

Материалы прокурорской проверки свидетельствуют о нарушении перечисленных выше требований в сфере обращения с отходами: на территории сельского поселения Малая Глушица не соблюдаются требования федерального законодательства об отходах и санитарно-эпидемиологического законодательства закона в части обеспечения вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора с площадок ихвременного хранения с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев, в результате чего фактически осуществляется захоронение отходов и мусора на неприспособленных для этой цели площадках.

Так, на момент проверки на территории сельского поселения Малая Глушица находились 30 куб. м твёрдых бытовых отходов и мусора (в с. Малая Глушица).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьёй 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную среду, право на получение достоверной информации: о её состоянии и право на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу экологическим правонарушением. Данная группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.

Исковые требования заявлены прокурором в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц, поскольку статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В силу требований ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Учитывая, что на основании норм Закона Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 137 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения земельными участками на соответствующей территории, данным спором непосредственно затронуты интересы государства - Российской Федерации, в чьей собственности находятся земли поселения до регистрации права собственности на них органами местного самоуправления. Кроме того, в силу требований ч. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, муниципального образования, являются государственной собственностью.

Согласно ст. 262 Гражданского кодекса РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Вместе с тем, в результате бездействия ответчика ухудшается состояние земельных участков, создается неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образования, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

Статьёй 22 ГПК РФ установлено, что суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных прав и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Данный спор по своему характеру затрагивает экологические правоотношения, поскольку ответчиком нарушается природоохранное законодательство.

В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

Таким образом, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем принимается судом.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

       Исковое заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения Малая Глушица муниципального района Самарской области организовать вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора, накопленных на площадках временного хранения отходов в с. Малая Глушица Большеглушицкого района Самарской области, на специально оборудованные объекты размещения отходов.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Большеглушицкий районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья

Решение вступило в законную силу «07» июня 2011 года