по иску Самарского межрайонного природдохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Администрации с/п Мокша о возложении обязанности по вывозу твердых бытовых отходов и мусора.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«26» мая 2011 года                                                              <адрес>

      Большеглушицкий районный суд <адрес> в составе председательствующего Тарабариной О. В.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Мокша муниципального района <адрес> о возложении обязанности по вывозу твердых бытовых отходов и мусора,

УСТАНОВИЛ:

Самарский межрайонный природоохранный прокурор в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит обязать Администрацию сельского поселения Мокша муниципального района <адрес> организовать вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора, накопленных на площадках временного хранения отходов в <адрес>, на специально оборудованные объекты размещения отходов.

В судебном заседании прокурор ФИО2 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - Администрации сельского поселения Мокша муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Суд, заслушав пояснения прокурора ФИО2, исследовав материалы дела, считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами на территории сельского поселения Мокша муниципального района <адрес>, в ходе которой установлено, что образующиеся в процессе жизнедеятельности население поселения бытовые отходы и мусор накапливаются на площадке временного хранения отходов в <адрес>.

При этом вывоз (транспортирование) накопленных отходов на объекты их размещения для последующего использования, обезвреживания, размещения, захоронения администрацией сельского поселения не производится, что является нарушением действующего федерального законодательства.

Так, согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии с требованиями ст. ст. 21, 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территории городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР ДД.ММ.ГГГГ ) система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.

Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия по организации сбора и вывоза отходов отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения.

Материалы прокурорской проверки свидетельствуют о нарушении перечисленных выше требований в сфере обращения с отходами: на территории сельского поселения Мокша не соблюдаются требования федерального законодательства об отходах и санитарно-эпидемиологического законодательства закона в части обеспечения вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора с площадок ихвременного хранения с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев, в результате чего фактически осуществляется захоронение отходов и мусора на неприспособленных для этой цели площадках.

Так, на момент проверки на территории сельского поселения Мокша находились 70 куб. м твёрдых бытовых отходов и мусора (в <адрес>).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьёй 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную среду, право на получение достоверной информации: о её состоянии и право на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу экологическим правонарушением. Данная группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.

Исковые требования заявлены прокурором в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц, поскольку статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В силу требований ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Учитывая, что на основании норм Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения земельными участками на соответствующей территории, данным спором непосредственно затронуты интересы государства - Российской Федерации, в чьей собственности находятся земли поселения до регистрации права собственности на них органами местного самоуправления. Кроме того, в силу требований ч. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, муниципального образования, являются государственной собственностью.

Согласно ст. 262 Гражданского кодекса РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Вместе с тем, в результате бездействия ответчика ухудшается состояние земельных участков, создается неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образования, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

Статьёй 22 ГПК РФ установлено, что суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных прав и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Данный спор по своему характеру затрагивает экологические правоотношения, поскольку ответчиком нарушается природоохранное законодательство.

В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

Таким образом, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем принимается судом.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

       Исковое заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения Мокша муниципального района <адрес> организовать вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора, накопленных на площадках временного хранения отходов в <адрес>, на специально оборудованные объекты размещения отходов.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Большеглушицкий районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья

Решение вступило в законную силу «07» июня 2011 года