РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «07» июня 2011 года с. Большая Глушица Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе председательствующего Тарабариной О. В., при секретаре Романовской С. Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-136/2011 по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «СПП Правда» о возложении обязанности по разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения и совершению действий по страхованию риска гражданской ответственности, УСТАНОВИЛ: Самарский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать ООО «СПП Правда» разработать в установленном порядке и направить на утверждение в Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору декларацию безопасности гидротехнического сооружения «гидроузел на реке Кутуруша», а также совершить действия по страхованию риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. В судебном заседании прокурор Петров Д. В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Представитель ответчика - адвокат Ирмагамбетов М. М. (ордер №0050587 от 07.06.2011 г., доверенность от 17.05.2011 г.) иск признал. Представитель третьего лица - Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица. Суд, заслушав пояснения прокурора Петрова Д. В., представителя ответчика Ирмагамбетова М. М., исследовав материалы дела, считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению. Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений на территории муниципального района Большеглушицкий Самарской области, в ходе которой установлено, что на территории муниципального района имеется гидротехническое сооружение: грунтовая плотина, донный водовыпуск «<адрес> На основании статей 7, 21 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» данный комплекс внесён в Российский регистр гидротехнических сооружений под регистрационным номером 12063Т414000037. Гидротехническое сооружение «гидроузел на реке Кутуруша» является собственностью ответчика, которому оно принадлежит на основании передаточного акта СПК «Правда» от 26.04.2010 г., Протокола внеочередного общего собрания членов СПК «Правда» от 25.02.2010 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации 63-63-14/011/2010-331 от 31.05.2010 г.; и эксплуатируется им же. Статьёй 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в - необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по - ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение В силу требований статьи 9 вышеуказанного закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: - обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических - обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического - обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области совместно с органами местного самоуправления информировать население о финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, Статьёй 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» определено понятие «обеспечение безопасности гидротехнического сооружения» - это разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Согласно той же статье названного закона меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения определяются в декларации безопасности гидротехнического сооружения. В статье 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлена обязанность собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации представлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, в котором содержатся сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности, обосновывается безопасность гидротехнического сооружения, а также определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учётом его класса (статьи 3, 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»). Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию (статья 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»). В нарушение вышеперечисленных требований ответчиком декларация безопасности на гидротехническое сооружение «гидроузел на реке Кутуруша» до настоящего времени не разработана и не представлена для утверждения в Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Кроме того, согласно статье 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация. Вопреки требованиям статей 15, 16, 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ответчиками до настоящего времени не совершены действия по страхованию риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Бездействием ответчика, в течение длительного время не выполняющего возложенную на него федеральным законодательством обязанность по разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения «гидроузел на реке Кутуруша» и направлению её на утверждение в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, а также невыполнение обязанности произвести страхование риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьёй 42 Конституции Российской Федерации, а также предусмотренные пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» права граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данные права являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими, защищаются гражданским законодательством и обеспечиваются правосудием на основании статей 17, 18 Конституции России, статей 1, 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Таким образом, суд считает, что имеются основания для возложения на ответчика обязанности разработать в установленном порядке и направить на утверждение в Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору декларацию безопасности гидротехнического сооружения «гидроузел на <адрес>», а также совершить действия по страхованию риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии указанного гидротехнического сооружения, т. о. исковые требования прокурора являются законными и обоснованными, признание представителем ответчика ООО «СПП Правда» иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем принимается судом. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Обязать ООО «СПП Правда» разработать в установленном порядке и направить на утверждение в Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору декларацию безопасности гидротехнического сооружения «гидроузел <адрес>», а также совершить действия по страхованию риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии указанного гидротехнического сооружения. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Большеглушицкий районный суд в течение 10 дней со дня его принятия. Судья Решение вступило в законную силу «20» июня 2011 года
том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических
сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием,
обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое
сооружение;
максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на
гидротехнических сооружениях;
безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте,
реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных
осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную
оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом
работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных
воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности,
связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на
прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
гидротехнического сооружения;
сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению
технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также
по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
аварии гидротехнического сооружения;
соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей
организации;
чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического
сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности
гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы
местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта -
население и организации в зоне возможного затопления;
безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;
вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации
последствий аварий гидротехнического сооружения.