по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Администрации с/п Мокша м. р. Большеглушицкий о возложении обязанности ликвидировать объекты несакционированного размещения отходов.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«31» мая 2011 года                                                              с. Большая Глушица

      Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе председательствующего Тарабариной О. В.,

при секретаре Романовской С. Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Мокша муниципального района Большеглушицкий Самарской области о возложении обязанности ликвидировать объекты несанкционированного размещения отходов,

УСТАНОВИЛ:

Самарский межрайонный природоохранный прокурор в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит возложить на Администрацию сельского поселения Мокша муниципального района <адрес> обязанность ликвидировать объект несанкционированного размещения отходов, расположенный на территории сельского поселения Мокша, <адрес> <адрес> (площадью 120 кв. м).

В судебном заседании прокурор Петров Д. В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - Администрации сельского поселения Мокша муниципального района Самарской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Суд, заслушав пояснения прокурора Петрова Д. В., исследовав материалы дела, считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.

При этом согласно ст. 2 данных Правил, объектами очистки являются территории домовладений, уличные подъезды, площади, скверы, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров, с удобными подъемными путями для транспорта. Для определения числа устанавливаемых контейнеров для сбора мусора следует исходить из численности населения, норм накопления отходов и сроков их хранения. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период наибольшего их образования. В каждом населенном пункте периодичность удаления отходов и размещения мест временного их хранения согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (органами Роспотребнадзора).

В соответствии с требованиями ст. ст. 21, 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия по организации сбора и вывоза отходов отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения.

Судом установлено, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами на территории сельского поселения Мокша муниципального района Большеглушицкий Самарской области, в ходе которой установлены факты нарушений перечисленных выше требований в сфере обращения с отходами, в результате чего на территории сельского поселения Мокша имеются участки, незаконно занятые отходами потребления.

Так, на момент проверки на территории сельского поселения Мокша, а именно, <адрес> <адрес> обнаружено место несанкционированного размещения отходов на почве площадью 120 кв. м.

На вышеуказанном месте находятся как бытовые отходы от населения, так и другие отходы различных классов опасности: строительный мусор, пластиковые и стеклянные бутылки, отходы упаковочного материала, навоз крупного рогатого скота и т. п.

Таким образом, в нарушение требований федерального законодательства на территории сельского поселения Мокша муниципального района Большеглушицкий Самарской области не организована планово-регулярная система очистки и удаления бытовых отходов, что способствует образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами территории населенного пункта.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьёй 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную среду, право на получение достоверной информации: о её состоянии и право на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу экологическим правонарушением. Данная группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.

Исковые требования заявлены прокурором в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц, поскольку статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В силу требований ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Учитывая, что на основании норм Закона Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 137 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения земельными участками на соответствующей территории, данным спором непосредственно затронуты интересы государства - Российской Федерации, в чьей собственности находятся земли поселения до регистрации права собственности на них органами местного самоуправления. Кроме того, в силу требований ч. 2 ст. 214 ГК РФ земля и др. природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, муниципального образования, являются государственной собственностью.

Согласно ст. 262 Гражданского кодекса РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Вместе с тем, в результате бездействия ответчика ухудшается состояние земельных участков, создается неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образование нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

Статьёй 22 ГПК РФ установлено, что суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных прав и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Данный спор по своему характеру затрагивает экологические правоотношения, поскольку ответчиком нарушается природоохранное законодательство. В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

Таким образом, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем принимается судом.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

       Исковое заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Возложить на Администрацию сельского поселения Мокша муниципального района <адрес> обязанность ликвидировать объект несанкционированного размещения отходов, расположенный на территории сельского поселения Мокша, <адрес> <адрес> (площадью 120 кв. м).

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Большеглушицкий районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья

Решение вступило в законную силу «14» июня 2011 года